Общение ребенка в семье
статья на тему

Сорокина Наталья Михайловна

Данная статья описывает правила общения с детьми, о формах общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sorokina.docx74.99 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время многие родители не умеют общаться со своими детьми. Характер этих трудностей разный: неумения принимать своего ребенка таким, какой он есть, понимать его переживания и потребности, организовывать совместную деятельность с ребенком (читать, играть, сочинять, экспериментировать, творить, наблюдать), поддерживать своего ребенка в успехах и неудачах, помогать ему, когда он этого просит, делиться своими чувствами, не решать свои «взрослые» проблемы в присутствии детей, показывать пример обращения со взрослыми и сверстниками, поддерживать и хвалить ребенка не только за конкретный результат деятельности («Красиво нарисовал - молодец»), а использовать в повседневном общении приветливые фразы, показывающие вашу любовь и принятие («Мне хорошо с тобой, мне нравится с тобой разговаривать, играть...» «Ты мой хороший, как хорошо, что ты у нас есть, я бы без тебя не смогла придумать...»).

Взрослые часто забывают о необходимости телесного контакта с ребенком. Важно помнить, что именно взрослый открывает перед ребенком мир социальных отношений в процессе совместной деятельности. Социальное поведение ребенка развивается последовательно: сначала - отношения «ребенок - родители», затем «ребенок - другие».

Ранние отношения определяют поздние, поэтому родителям важно знать правила общения с детьми.

Дети учатся тому, что видят в своей жизни.

Дорис Лоу Ноулт

Если ребенок окружен критицизмом -        /

Он учится обвинять.

Если ребенок видит враждебность —

Он учится драться.

Если над ребенком насмехаются -


Он учится быть робким.

Если ребенка постоянно стыдят - Он учится быть виноватым.

Если ребенка поддерживают - Он учится уверенности.

Если ребенок окружен терпимостью - Он учится быть терпеливым.

Если ребенка хвалят - Он учится справедливости.

Если ребенок чувствует себя в безопасности - Он учится верить.

Если ребенка одобряют - Он учится нравиться самому себе.

Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно Он учится находить любовь в этом мире.


ШКАЛА ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЕНКОМ

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как общаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе Вашего общения с малышом.

Вам надо лишь плюсами отметить те формы общения, которые Вы использовали сегодня, воспитывая своего ребенка. Затем подсчитать общее количество плюсов в каждой графе и сделать приблизительный вывод, какие эмоции превалировали сегодня у малыша в течение дня. Чем был наполнен день: радостью или печалью?

Методы воспитания, вызывающие у ребенка: Положительные эмоции        Отрицательные эмоции

Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку):

хвалили

упрекали

поощряли

подавляли

одобряли

унижали обвиняли

целовали

осуждали

обнимали

отвергали

ласкали

позорили

симпатизировали

читали нотации .

сопереживали

необходимого

улыбались

шлепали, пороли

восхищались

ставили в угол

делали подарки

ЛЮБИТЕ И ПОНИМАЙТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА!


Исследования выдающегося психолога М.И. Лисиной показывают, что характер общения со взрослым и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства.

О развитии у ребенка старшего дошкольного возраста можно судить по тому, насколько ребенок владеет ситуативно-личностными формами общения со взрослыми.

В первые семь лет жизни ребенка, выделяют 4 формы общения со взрослым (М.И. Лисина): ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.

Смена тих форм общения связана в основном, с изменением содержания коммуникативной потребности детей в их контактах со взрослым. Сформированность внеситуативно-личностной формы общения обеспечивает коммуникативную готовность ребенка к школе. Рассмотрим эти формы общения ребенка со взрослым.

  1. Ситуативно-личностная. Первое полугодие жизни ребенка. В ходе общения ребенок и взрослый обменивается положительными эмоциями. Самое главное - удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Это общение непосредственно, оно личностное, ситуативно, так как приурочено к сиюминутным событиям взаимодействия. Эта форма общения имеет самое краткое время существования от двух до шести месяцев жизни ребенка, но очень важную роль в развитии малыша. В контактах со взрослыми и благодаря им, ребенок начинает интересоваться окружающими предметами. В эмоциональных контактах возникает стремление поделиться со взрослым своими переживаниями и способность сопереживать ему.
  2. Ситуативно-деловая форма общения. Ситуативность взаимодействий сохраняется: ребенок обращается к взрослому по поводу сиюминутных потребностей. Но общение включается в практическую деятельность. Ребенка интересуют действия с предметами. Взрослый выступает как помощник,

организатор совместной деятельности. Время возникновения данной формы общения от 6 месяцев до трех лет.

  1. Внеситуативно-познавательная форма общения (с трех до пяти лет - эти рамки весьма условны). Эта форма - опосредованная и включена в совместную со взрослым познавательную деятельность. Возраст с трех до пяти - возраст «почемучек»; ребенок пытается понять происхождение и устройство мира, взаимосвязи в природе, но возможность понять это самостоятельно, у ребенка очень ограничена. Единственным реальным путем к их пониманию становится для него общение с окружающими взрослыми. М.И. Лисина назвала это «теоретическим сотрудничеством». Для этой формы общения характерно стремление ребенка к уважению и удовлетворению потребности в познании.

Взрослым важно знать, что ребенку необходимо отвечать на все интересующие его вопросы, даже если они кажутся вам нелепыми.

Ребенок вступает в умственное сотрудничество со взрослым. Родители должны уважительно относиться к интересующим ребенка проблемам, показывая заинтересованность, поддержку - это придаст уверенность, разовьет интерес, пытливость ума и любознательность сформирует активную жизненную позицию ребенка. На данном этапе развития внеситуативнопознавательная форма общения находится в прямой зависимости от тех знаний (ознакомление с окружающим миром), которыми владеет ребенок через сотрудничество со взрослыми.

  1. Внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым (5-7 лет). Эта форма связана с системой овладения отношений людей, т.е. ребенка интересует не просто открытие в окружающей действительности, а освоение правил поведения в мире людей, умение контролировать свое поведение. Взрослый в глаза ребенка - образец того, как себя вести в обществе. Особенностью общения на этом этапе становится стремление к взаимоотношению и сопереживанию со взрослыми. Старшие дошкольники в беседах со взрослыми проверяют правильность своих поступков, настойчиво пытаются выяснить, как же надо поступить правильно.

Внеситуативно-личностное общение представляет собой высокий уровень коммуникативной деятельности, что обеспечивает коммуникативную готовность к школе.

Вниманию родителей предлагаем систему игр, упражнений, занятий, которые:

  1. позволяют повысить уровень коммуникативной деятельности вашего ребенка;
  2. обеспечивает создание благоприятных условий для совместной деятельности «ребенок - родитель»;
  3. позитивное принятие своего ребенка, изучение его индивидуальных особенностей;
  4. развитие навыков конструктивного сотрудничества.

Для успешной реализации данной системы игр, упражнений, экспериментов, занятий, предлагаем продиагностировать уровень сформированности общения вашего ребенка со взрослым (методика М.И. Лисиной). Предлагается 3 типа взаимодействия со взрослым. Ребенку предложить:

поиграть с кубиками;

чтение и обсуждение книги познавательного характера (о животных);

беседа на личные темы.

Эти ситуации - модели делового, познавательного и личностного общения ребенка со взрослым.

Взрослый (родитель) во всех ситуациях должен выражать доброжелательность, заинтересованность, готовность общаться с ребенком. Фиксируется предпочтительный выбор ребенка, уровень комфортности, характер инициативных речевых высказываний, длительность общения (см. табл.).


Шкала показателей

Для определения ведущей формы общения ребенка со взрослым

Показатели доведения

Количество

п/п

баллов

1

Порядок выбора ситуации:

Игры-занятия

1

Чтение книги

2

Беседа на личные темы

3

2

Основной объект внимания в первые минуты опыта:

Игрушка

1

Книги

2

взросши

3

3

Характер активности по отношению к объекту внимания:

Не смотрит

0

Беглый взгляд

1

Приближение

2

Прикосновение

3

Речевые высказывания

4

4

Уровень комфортности во время эксперимента:

Напряжен, скован

0

Озабочен

1

Смущен

2

Спокоен

3

Раскован

4

Весел

5

5

Анализ речевых высказываний детей:

5.1

По форме:

Ситуативные

1

Внеситуативные

2

5.2

По теме:

Несоциальные (животные, игрушки,бытовые вещи, предметы и т. д.)

1

Социальные (Я, другие дети, экспериментатор, родители и т. д.)

2

5.3

По функции1

Просьбы о помощи

1

Вопросы

2

Высказывания

3

5.4

По содержанию:

Констатирующие высказывания

1

Высказывания о принадлежности

2

Оценка мнения

3

6

Продолжительность деятельности j

Минимальная - до 3 минут

1

Средняя - до 5 минут

2

Максимальная—до 10 минут

3

Взрослый может продиагностировать ребенка индивидуально и малой группой (3-4 человека). Для наиболее полной картины сформированности форм

общения ребенка со взрослым, важно чтобы диагностику провели в 2 этапа. На первом этапе родитель, играя со своим ребенком, предлагает ситуации общения (см. выше). На втором этапе данные ситуации предлагает ребенку знакомый взрослый, но не родитель, это может быть родственник, родитель друга и т.д. вся система занятий, игр, упражнений нацелена на:

  1. решение общеобразовательных задач:
  • расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира;
  • развитие мышления и речи;
  • формирование познавательной активности;
  1. формирование деятельности общения:
  • преодоление ситуативности в общении;
  • формирование интереса к общению со взрослым и сверстниками;
  • формирование устойчивости и разнообразных мотивов и средств общения со взрослыми;
  • развитие навыков сотрудничества в игровой деятельности.

Занятия, направленные на ознакомление детей с явлениями физического мира способствуют развитию познавательной активности, взрослый создает условия для возникновения у детей пытливости ума, любознательности, желания проникнуть в глубь события, возможность задать вопросы взрослому. Позиция взрослого по отношению к ребенку - равный партнер по совместной деятельности. Важно позитивно отреагировать на вопросы ребенка и подчеркнуть его оригинальность, сообразительность.

При проведении занятий взрослый должен знать динамику их усложнении, стараться постепенно переводить ребенка от конкретных тем к обобщающим. Например, на занятиях познавательного цикла вначале познакомить ребенка с конкретным овощем (луком, картошкой), а затем обобщение «Кто из нас, овощей, всех полезней и вкусней?».

При ознакомлении с явлениями социального мира, взрослому важно познакомить ребенка с понятием «дружба». Для этого мы рекомендуем

произведения Л.Толстого «Отец и сыновья», «Два товарища»; М.Фоминой «Подруги»; В.Осеевой «До первого дождя», в которых взрослый побуждает ребенка анализировать конкретные ситуации, проигрывать их по ролям или с помощью кукольных персонажей, это позволит ребенку соотнести себя с героем и прожив ту или иную ситуацию «получить» образец внеситуативных контактов.

Постепенно взрослый переводит беседу о дружбе с конкретной книги к общей теме о дружбе и друзьях, касающихся жизни ребенка и его окружающих людей.

Важно переводить ребенка от занятия с наглядным материалом к занятиям без наглядных опор (действия в уме), что способствует развитию наглядно-образного мышления, оперирование абстрактными понятиями.

Например, на занятиях «Письмо доброго сказочника», «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» взрослый создает проблемные ситуации, сам дает оценку поступкам, выслушивает мнение ребенка, постепенно подводит ребенка к оценке социальных явлений и сопереживаний. Такая последовательность занятий позволяет дать детям образцы внеситуативных контактов, активно включать ребенка в деятельность общения.

Для активизации деловых контактов рекомендуем использовать совместные игры со взрослым, сверстниками в микро группах по 3-4 человека, продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация). Это создает условия для возникновения у детей потребности в сотрудничестве, умение договариваться, обращаться к взрослому и партнеру по общению за помощью, задача взрослого - поощрять разнообразные деловые контакты, закрепление навыков позитивного обращения ребенка ко взрослому или сверстнику. Опыты с воздухом, тепловыми явлениями, магнитом, знакомство с овощами, лекарственными растениями, чтение и обсуждение книг познавательного содержания (Д. Горлов. И. Акимушкин «По следам», Г. Снегирев «Звери наших лесов», Е. Чарушин «Моя первая зоология», Г. Скребицкий «Звери наряжаются


в шубы» и др.). рассматривание иллюстраций картин, беседы на познавательные темы, активизируют познавательные контакты.

Задача взрослого - вызывать у детей интерес к обсуждаемым вопросам, желание общаться на познавательные темы, делиться со взрослым и сверстниками интересными фактами, впечатлениями об увиденном, давать образцы познавательных контактов.

Использование опытов предполагает высокую активность ребенка и самостоятельность в способах познания. Это имеет огромное значение для умственного развития ребенка, так как усвоение готовых знаний сочетается с относительно самостоятельным их приобретением. Задача взрослого - помочь ребенку проявить самостоятельность в проведении опытов, что позволит ребенку поверить в свои силы. Это очень важно тревожным, неуверенным детям. В ходе проведения занятий родитель должен обращать внимание на нравственную сторону поступков (героев книг), давать оценку поступкам, побуждать ребенка высказывать свою точку зрения («А как бы ты поступил в этой ситуации?»).

Взрослый опирается на достигнутый ребенком уровень в развитии коммуникативной деятельности, учитывая уровень актуального развития (т.е. тот уровень решения задач, проблемных ситуаций, которые ребенок решает легко без помощи взрослого), давая ребенку новые образы содержательных внеситуативных контактов, тем самым способствуя формированию новых, более высоких форм общения. В совместной деятельности с ребенком необходимо опираться на устойчивый интерес ребенка к игре, поощряя стремление к сотрудничеству, интерес к результату игры, желание довести работу до конца.

Используя данную систему игр, упражнений, опытов, занятий вы расширяете рамки ситуативно-делового общения, подготовите переход от ситуативного к внеситуативному общению, разовьете навыки сотрудничества вашего ребенка, научите задавать вопросы, обращаться за помощью, давать оценку поступкам, выслушивать других детей и взрослых, выражать свои

мысли, принимать решение, находить выход из проблемных ситуаций, контролировать свои эмоции.

Игры и упражнения можно использовать на прогулке с ребенком при организации досуга, семейных мероприятий. Обсуждение прочитанных произведений можно превратить в игру-драматизацию, пригласив на просмотр друзей семьи; создание семейных выставок с работами по темам произведений. Все это будет способствовать развитию взаимопонимания в семье, принятие родителями своего ребенка, умение понимать его потребности, интересы, развитие коммуникативной культуры семьи.

Рекомендуемая литература

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М: Просвещение, 1992.
  2. Бедельбаева Х.Т., Смирнова Е.О. Общение со взрослым - основной источник психического развития. / Дошкольное воспитание № 2, 1980.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., Педагогика, 1983.
  4. Болбачану А.В. Значение общения со взрослыми для умственного развития детей /Дошкольное воспитание №11, 1982.
  5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций, /сб. сочинений в 6-Т. - М: Педагогика, 1983. Т-3.
  6. Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с задержкой психического развития /Дефектология, 1988, №1.
  7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. /Ярославль Академия Развития. 1996.
  8. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное воспитание, 1989, №№ 5, 9.
  9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности к обучению в школе. - М.: Просвещение, 1991.
  10. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М., Педагогика, 1986.
  11. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия/Ред.Сост. Мухина В.С. - М: Просвещение, 1991.
  12. Ломов В.Ф. Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 1981.
  13. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М., 2000.
  14. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца/ М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1974.
  15. Смирнова Е.О., Галигузова Е.О. Ступеньки общения: от года до семи

лет.

  1. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. Метод, пособие. - СПб. 1994.
  2. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. - М: Педагогика, 1990.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать.
  4. Чего на свете не бывает / под ред. С.М. Дьяченко, Е.Л. Агеева. - М.: Просвещение, 1991.
  5. Чиркова Т.И. Психолог в материнской школе. - Н.Новгород, 1998.
  6. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М., 2000.
  7. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. - СПб.: Детство-Пресс, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей "Общение ребенка в семье как диалог. Для чего? В чем воспитательная ценност и секреты?

Предлагаю Вашему вниманию маленький практикум для родителей. Этот материал помогает по новому строить сотрудничество с семьей. Учим родителей прислушиваться к своим детям, слышать их, а не только себя...

Памятка для родителей. «Секреты общения ребенка в семье».

Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребенком....

Родительское собрание на тему "Секреты общения ребенка в семье".

Конспект родительского собрания на тему "Секреты общения ребенка в семье"....

Консультация для родителей. Секреты общения ребенка в семье

Принципы построения общения взрослого с ребёнком....

Памятка для родителей «Секреты общения ребенка в семье»

Памятка для родителей«Секреты общения ребенка в семье»...

Советы родителям от педагога-психолога "Секреты общения ребенка в семье "

Формирование понимания ценности особенности общения с ребёнком в своей семье....

Памятка для родителей. «Секреты общения ребенка в семье»

Памятка для родителей. «Секреты общения ребенка в семье»...