Брошюра
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
НА ВТОРОМ ГОДУ ЖИЗНИ
у ребенка:
- В речи наблюдаются упрощение слов в силу несовершенных возрастных особенностей, неотработанной артикуляции, неполноценного фонематического слуха. Постепенно, по мере взросления, все компоненты речи совершенствуются.
Если окружающие взрослые употребляют «сюсюкающие» детские слова, то позже малышу будет с трудом даваться полноценная речь.
- в речи появляются существительные в винительном, дательном, творительном падежах, во множественном числе, учится изменять глаголы по родам, временам, числам и лицам. Естественно в этом возрасте дети совершают множественные ошибки.
О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. Время и порядок проявления звуков у разных детей неодинаковы.
В ВОЗРАСТЕ ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ у ребенка:
- словарный запас быстро увеличивается. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними. Развивается мышление, способность к обобщению. Так, словом «игрушки» ребенок обобщает кукол, мячи, кубики и другие предметы, предназначенные для игры. Однако понимание обобщенных значений слов пока развито недостаточно;
- в речи появляются местоимения и предлоги;
- произношение слов становится более точным, благодаря чему речь ребенка начинают понимать не только те, кто с ним постоянно общается, но и все окружающие. Тем не менее, в произношении слов еще встречаются искажения: пропуски отдельных слогов, особенно в словах со сложной слоговой структурой («исипед» вместо велосипед), пропуски звука при стечении согласных («камейка»- скамейка), вставление лишнего звука («таньканчик»- стаканчик). Нормальным считается пропуски или замены свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш,Ж,Ч,Щ) он обычно пропускает или заменяет другими.
ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА СЛОГОВУЮ СТРУКТУРУ СЛОВА (ребенок не должен сокращать слова: вместо «бабочка»- «баба», а проговаривать каждый слог, с возможным искажением- «бабика»).
В этот период взрослые не должны допускать
(в том числе и в своей собственной речи) упрощенных слов («бибика» вместо «машина», «ляля» вместо «кукла»).
ПРИЧИНАМИ ОТСТАВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МОГУТ БЫТЬ:
- патология течения беременности и родов,
- действие генетических факторов,
- поражение органа слуха,
- общее отставание в психическом развитии ребенка,
- недостаточное общение и воспитание.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ.
- Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.
- Параллельный разговор. Взрослый описывает все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», он как бы подсказывает ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
- Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Распространение. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит.
- Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость.
- Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»
МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»
Серия: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Воспитатели:
Татьяна Панфиловна
Светлана Львовна
с. Моргауши, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюра для родителей "О правильном питании дошкольника"
Брошюру можно поместить в родительский уголок или раздать на родительском собрании по одноименной теме...
брошюры для родителей и педагогов
красочные брошюры по основным проблемам дошкольного возраста...
Брошюра "Зрительная гимнастика"
Рекомендации для родителей...
Брошюра "Скоро в школу"
Данная брошюра предназначена для родителей и воспитателей, игровые приемы с детьми...
Брошюра для родителей
Рекомендации и памятки для родителей, чьи дети впервые идут в детский сад...
Брошюры "Памятка для родителей"
Материал предназначен для родителей. Советы родителям: какими упражнениями необходимо развивать речь ребенка. Памятка для родителей: как в домашних условиях выполнять артикуляционную гимнастику....
Брошюра
Материал предназначен для родителей, у которых дети пойдут в детский сад, 1 младшую группу....