Прикоснись к природе сердцем.
консультация на тему

Аллаева Дильфуза Абдугуламовна

Консультация для родителей по воспитанию любви к окружающей природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_7_prikosnis_k_prirode_serdtsem_konsult_rodit.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прикоснись к природе сердцем.

                                                                                           «Я сорвал цветок, и он завял.

                                                                       Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

                                                                        И тогда я понял,

Что прикоснуться к природе

                                                                                        Можно только сердцем.»

Л. Фесюкова.

В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких  и важных человеческих чувств. Раннее общение с природой поможет развить гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за все живое, сочувствие и сопереживание.

        Поскольку любовь к животным  лучше воспитывается в деятельности, хорошо бы завести какое-нибудь живое существо. Если ребенок застенчив, замкнут, ему необходим друг, который не будет его судить и оценивать. Такому требованию больше всего отвечает собака и кошка. Однако, далеко не все могут позволить себе содержать этих животных. Хорошо иметь дома морскую свинку или хомяка, эти животные  обитают в клетке и не портят домашние вещи, их легко пристроить у родных и знакомых во время отпуска. Для старших детей можно приобрести черепах, за которыми они могут самостоятельно ухаживать. А также птиц или рыбок.

        Источником первоначальных знаний о живых существах являются художественная литература, иллюстрации, на которых изображены животные, телевизионные передачи, диафильмы, но самое главное не посредственное общение с живыми существами.  

        Детям можно рассказывать о животных по-разному: весело и озорно, как М. Милн в «Вини-Пухе»; достоверно, как В Бианки и Г. Скребицкий; поучительно, как И Тургенев в рассказе «Воробей».

        Побеседуйте с малышом о прочитанном. Ребенок с вашей помощью получит представление о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли. Например, познакомив ребенка с рассказом И.Тургенева «Воробей», в котором повествуется о старом воробье, готовом пожертвовать собой ради спасения своего детеныша, уместно задать вопросы: «Что чувствовал старый воробей, когда он оказался перед раскрытой пастью собаки?» Помогите  ребенку почувствовать то, что переживал воробей в минуты опасности, грозившей ему и его детенышу.

        Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление. Ходите с детьми в лес, на прогулку, научите понимать красоту живой природы в любое время года, суток и в любую погоду.

        Наблюдая отлет птиц к югу, спросите у ребенка, почему они улетают. Помогите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше, а те, которые клюют зерно и ягоды – позже. Еще позже улетают водоплавающие. Так ребенок поймет, что образ жизни птиц зависит от ряда условий. Предложите сыну или дочери понаблюдать, какие птицы остались на зиму, что они делают. Подкармливайте их. Прибейте кормушку под окном, привлекайте малыша к посильной помощи. Во время кормления птиц удобно наблюдать за ними, за их повадками.

        В теплый весенний день вы обязательно услышите звонкую песню синичек. Помогите ребятам рассмотреть в ветках березы или тополя маленькую желтогрудую птичку. Поет у синичек только самец, своей песней он помечает место, пригодное для устройства гнезда, и как бы предъявляет свои права на данную территорию. Пусть ребенок расскажет , о чем поет синичка: «О том, что день стал длиннее, скоро придет весна, станет совсем тепло и тогда надо будет свить гнездо, найти себе самую красивую подругу, чтобы вместе с ней вывести в уютном гнезде маленьких птенцов»

        Несколько проще проходит знакомство детей с деревьями и кустарниками. Объясните детям, что все растения – равноправные с нами жители планеты. Не надо бояться приписывать им человеческие чувства. Деревья бывают лиственные и хвойные. Полюбуйтесь вместе с ребенком стройностью ели и величавостью сосны.  Рассмотрите еловые и сосновые шишки, поиграйте в игру «Найди сходство и отличие»; рассматривать листья деревьев можно в игре «С какого дерева листочек?». В игровой ситуации вы научите детей важным качествам – умению наблюдать, сравнивать, делать выводы.

        Не забывайте и о травянистых растениях, и среди них можно найти себе добрых друзей. Это могут быть декоративные растения, например, бархатцы, астры, анютины глазки. Расскажите детям о самых простых лекарственных растениях, например, подорожник или мята.

        Когда дети научатся чувствовать природу, все животные и растения превратятся в их добрых знакомых, которым можно сказать при встрече: «Привет! Как поживаешь?» Вырастет уважение к окружающему и живому миру, дети утратят дурную привычку ломать ветки, рвать цветы, исчезнет желание схватить, присвоить, подчинить.

        Внимание: детей старшего дошкольного возраста необходимо привлекать к экологическим  проблемам. Они  способны понимать, что для природы хорошо, что плохо. Оставшись наедине с природой, многие  считают, что она ничья, относятся  к ней потребительски. Объясните детям, что лес – это дом, в котором живут разные звери, растут разные растения. Мы приходим в этот «дом» в гости, а значит должны соблюдать определенные правила поведения:

  • Берегите покой обитателей леса, не включайте на полную мощность приемники и магнитофоны, не поднимайте крик и шум. Громкие звуки тревожат зверей и птиц, они покидают свои норы и гнезда.
  • Не разоряйте муравейники. Муравьи – неутомимые трудяги, лесные санитары, охраняющие растения от мелких насекомых и тлей.
  • Воздержитесь от соблазна, не разводите без надобности костер в лесу.  Даже тщательно затушенный костер может вызвать пожар.

  • Безусловно, все понимают, что нельзя брать яйца из гнезд, раскапывать норы, приносить домой бурундука или ежа. Животные в лесу не потерянные и не брошенные – они живут своей жизнью.
  • Научите детей правилу сбора грибов – не срывать их вместе с грибницей, а срезать ножом, чтобы на этом месте вырос новый гриб. Нельзя сбивать ногами несъедобные грибы, например, поганку или мухомор, они – лекарственное средство для некоторых зверей и птиц.
  • Оберегайте насекомых. Они – важное звено в природе. Жуки и черви обогащают почву. Бабочки являются опылителями цветов.

Напомните детям – в природе нет мелочей. Важно, чтобы дети научились любить и оберегать все живое и прослеживать последствия действий человека. Нам хочется вырастить их ответственными, мудрыми, экологически мыслящими.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прикоснись с природе сердцем"К

КВН (совместное мероприятие детей и родителей)...

КВН для родителей: «Прикоснись к природе сердцем.»

Родительское собрание в форме КВН на тему:  - "Прикоснись к природе сердцем." направленное на поблему экологической этики,поведение человека в природе....

"Прикоснись к природе сердцем"

Традиционный конкурс чтецов проходил под девизом "Сбережем окружающий мир". Дети демонстрировали свои умения выразительного исполнения стихов, участвовали в речевых играх, отгадывали загадки и ребусы ...

Бугакова Елена Геннадиевна. "Прикоснись к природе сердцем"

Описание системы работы по теме "Экологическое воспитание дошкольников"...

«Прикоснись к природе сердцем»

В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением. Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает...

Экологическая газета для родителей "Прикоснись к природе сердцем"

Экологическая газета предназначена для помощи родителям, как объяснить ребенку, что "вода - это жизнь" (круговорот воды)....

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Прикоснись к природе сердцем»

Что такое "бабье лето", его приметы. Дары природы. Уроки для родителей....