Консультация"Приобщение детей к народным традициям" подготовительная группа
консультация (подготовительная группа) на тему

Стаметова Марина Николаевна

В консультации представлен материал о народных  традициях, которые открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx269.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Приобщение детей к народным традициям»

13opt

 «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

К. Д. Ушинский

Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, научить уважительно относиться к своим древним корням, памяти предков.

     Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.

     Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: мордовские  народные танцы, в которых дети черпают мордовские  нравы, обычаи и свободы творчества в мордовской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки,  прибаутки.В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка.

Важной задачей дошкольного образовательного учреждения становится создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. 

Задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка.
С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. 
Проанализировав уровень воспитанности детей, педагоги дошкольного учреждения пришли к выводу, что у детей недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к традициям мордовской народной культуры. Данные исследования помогли разработать план - программу, основанную по приобщению детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики. 

maslenitsa_0x0

В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

         Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

         Слово «традиция» ( от латинского traditio-передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

  • Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы.
  • В качестве традиции выступают определённые общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.
  • Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью.
  • Народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
  • К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.

         Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей,  их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

18may

        

 

Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора – старшее поколение пользовалось «тайным счётом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

        

 Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребёнка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

         Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики. Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песни, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни  описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали  желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью  утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Приобщение детей к народным традициям"

Консультация музыкального руководителя для педагогов "Приобщение детей к народным традициям"...

Консультация для родителей детей старшей «Б» группы «Приобщение детей к народным традициям»

родителям рассказывается о привитии детям любви к русской культуре...

Консультация "Приобщение детей к народной игровой культуре"

Консультация  "Приобщение детей к народной игровой культуре"...

Консультация "Приобщение детей к народному творчеству"

Консультация "Приобщение детей к народному творчеству"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ- ИСКУССТВУ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ»

laquo;Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». В. Г. Белинский...

Консультация: "Приобщение детей к народным традициям"

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейнобытовых обычаях, обрядах, ритуалах.П...