Консультация "Приобщение детей к народному творчеству"
консультация (подготовительная группа)

Волошина Татьяна Николаевна

Консультация "Приобщение детей к народному творчеству"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_narodnym_traditsiyam.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Приобщение детей к народным традициям»

 

«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

К. Д. Ушинский

 

 

 

Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, научить уважительно относиться к своим древним корням, памяти предков.

     Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.

     Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

     «Традиция» – слово не русское, переводится с латинского языка  как «передача», т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения другому.

      В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

      Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа, они открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности, помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

      К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

      В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

     Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.

                                    - Заяц белый, куда бегал?

                                    - В лес зеленый.

                                    - Что там делал?

                                    - Лыки драл.

                                    - Куда клал?

                                    - Под колоду.

                                    - Кто украл?

                                    - Родион.

                                    - Выйди вон!

    

     Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

     Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших  средств народной педагогики.

     Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

                                           Пчелы гудят-

                                           В поле летят.

                                           С поля идут-

                                           Медок несут.

 

     Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.

  Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

     Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

                                           Весна, весна красная!

                                           Приди весна с радостью,

                                           С радостью, с радостью,

                                           С великою милостью:

                                           Со льном высоким,

                                           С корнем глубоким,

                                           С хлебами обильными!

 

 

     С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад.

                                   

 

                                     Люли-люли-люленьки,

                                    Где вы, где вы гуленьки?

                                    Прилетайте на кровать,

                                    Начинайте ворковать

                                    Люли-люли-люленьки,

                                    Прилетели гуленьки,

                                    Сели в изголовьице…

                                    Спи-ка на здоровьице!

                                    Стали гули ворковать

                                    Стал Ванюша засыпать.

 

     А сколько детских сказок, былин, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок в народном творчестве.

     Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

     Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

     Важная особенность сказок - образность. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.

     Также детям очень нравятся загадки. Загадка — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.

                       Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)

                       Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)

 

     Задачу по развитию фонематического слуха ребенка, обучению его точно воспроизводить трудные словосочетания – выполняют скороговорки.

                                   На горе, на пригорке

                                   Жили тридцать три Егорки.

                                   Из-за леса, из-за гор

                                   Едет к ним еще Егор.

 

     Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках, в них много материала практического характера: житейские советы, трудовое воспитание, осуждение праздности, лености: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь», «Землю красит солнце, а человека труд», «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Поспешишь – людей насмешишь».

     Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине: «Родина - мать, умей за нее постоять», «Человек без родины - соловей без песни».

     Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию: «Не одежда человека красит, а его добрые дела», «Как аукнется, так и откликнется», «Жизнь дана на добрые дела»

 

Песни, танцы, игры и загадки объединялись в народных праздниках.

 

Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранились они в виде увеселений, обычаев. Такие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавали значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями, отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купалы.

 

     Праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый гол, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

 

     Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей к народному творчеству"

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. —Данный проект направлен на активное приобретение детьми культурного богатства...

Приобщение детей к народному творчеству(средняя группа) по теме:" В гости к Хозяюшке"

Занятие по приобщению детей среднего возраста к народному творчеству....

Презентация по теме «Приобщение детей к народному творчеству как средство экологического воспитания"

В презентации представлены интересные, в том числе нетрадиционные методы по работе с детьми и родителями, по приобщению к народному творчеству....

Картотека физкультминуток по художественно-эстетическому развитию детей (русское народное творчество)

Картотека физкультминуток  по художественно-эстетическому развитию детей (русское народное творчество)...

Презентация "Приобщаем детей к народному творчеству"

Данный материал поможет привлечь родителей к активной деятельнсть по приобщению своих малышей к устному народному творчеству...

Приобщение детей к народному творчеству детей старшего возраста

Перспективное планирование рабо­ты по приобщению детей к русско­му народному творчеству в старшей группе детского сада, сценарий вечера развлечений «Варварин день», кон­спект театрализованного занятия...

«Развитие у детей творческих способностей через приобщение детей к народному творчеству». для детей подготовительной к школе группы 2016 г.

проект формирование основ народного творчества через художественно - творческую деятельность....