Формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения
консультация (старшая группа) на тему
Для правильного звукопроизношения недостаточно тренировать произносительные органы, нужно ещё научить ребёнка правильно дышать. Дыхательные упражнения очень полезны, к тому же выполняют их дети с интересом, поскольку каждое упражнение можно обыграть. В статье представлены игры и упражнения для развития речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_7.docx | 15.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Речевое дыхание отличается от физиологического. Когда мы говорим, нам нужно произносить части фраз или фразы на одном выдохе – поэтому выдох при речи должен быть длиннее вдоха. Но паузы между отрезками речи не должны быть слишком продолжительными – ведь тогда речь будет несвязной, отрывистой. Поэтому вдох становится более коротким, чем при обычном дыхании. Когда мы говорим, то делаем в среднем 7 – 10 вдохов и выдохов в минуту, а при обычном дыхании – 14 – 20. Кроме того, вдох при речи должен быть не только более коротким, но и более быстрым и интенсивным, глубоким, а это удобнее делать через рот. Вот почему, разговаривая, мы дышим ртом – носом неудобно вдыхать быстро и глубоко – носовые ходы узкие и достаточно протяжные.
Понаблюдайте, как ваш ребёнок дышит при речи – нет ли быстрых коротких «задыхиваний» посередине фразы или слова, не слишком ли частит у него дыхание, не прерывают ли речь частые вдохи.
Каждое упражнение на дыхание выполняют не более 2 – 3 раз.
Дыхательные упражнения.
• Надуть щёки и удержать набранный воздух.
• Втянуть щёки и расслабить их.
• Надуть щёки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы).
• «Полоскать» воздухом рот, перекатывая его за надутыми щеками.
• Выдувать воздух поочерёдно то из одного, то из другого угла рта.
• Легко дуть на перо, лежащее на столе.
• Дуть на вату, лежащую на гладкой поверхности, чтобы ватка двигалась.
• Дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала.
• Дуть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ.
• Дуть на конфетти, чтобы оно взлетало и опускалось на поверхность.
• На выдохе медленно произносить гласные.
• Дуть на свечу, чтобы пламя мерцало.
• Дуть на свечку при высунутом языке и задуть её.
• Пускать мыльные пузыри.
• Дуть на воду через трубочку, следя за появляющимися пузырьками воздуха.
• Сдувать с кончика языка бумажку, кусочек бинта или ваты.
• Дуть на бутылочку с высунутым языком.
Развитию речевого дыхания способствует длительное произношение изолированного звука (при закреплении звука), произношение на одном выдохе отдельных слов и предложений (при закреплении звука в словах, во фразовой речи). Ниже приведены игры способствующие формированию речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Игра «Жираф и мышонок».
Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры: Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").
Потом ребенок идет и одновременно произносит:
Наш жираф пошел домой
Вместе с мышкой серенькой.
У жирафа рост большой,
У мышонка - маленький.
(Повторить 6-8 раз.)
Игра «Водичка».
Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.
Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.
Ход игры: Откройте кран с водой и обратите внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем покажите картинку с изображением умывающихся детей и прочитайте потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Повторите вместе с ребенком потешку 3-4 раза и в заключение игры предложите ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно.
Игра «Капитаны».
Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.
Материал: таз с водой и бумажные кораблики.
Ход игры: На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П. Предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Поясните ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука Ф. Можно дуть просто - вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном "ветре" двигается плавно и уверенно плывет к цели. «Но вот налетает порывистый ветер, он дует неровно: п-п-п.» Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту. Следите за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, спойте вместе с ребёнком:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони до
Волги-реки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)Описывает значение речевого дыхания для детей с нормальным речевым развитием и для детей...
Папка - раскладушка "Формирование речевого дыхания - как основа звукопроизношения"
Казалось бы, что особенного в дыхании? Процесс автоматический, на уровне инстинкта. Дышит ребенок – и, слава Богу! Тем не менее, именно дыхание лежит в основе не только звучания речи, но и всех ...
Формирование речевого дыхания у детей с ТНР, как основа логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
Материал предназначен для родителей и воспитателей....
Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.
В статье представлены упражнения для формирования центральной воздушной струи при постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков у дошкольников с фонетическим недоразвитием речи....
Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.
Работа над речевым дыханием является неотъемлемой частью коррекционной работы учителя-логопеда над фонетической стороной речи. Мне бы хотелось поделиться приемами работы по формированию центральн...
Комплекс кинезиологических упражнений на развитие дыхания: «Речевое дыхание — основа правильной речи»
Цель дыхательных упражнений - формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания; развивать силу, продолжительность, постепенность и целенаправленность дыхания, у...