Подготовила: учитель – логопед МАДОУ «ДС №5 «Росинка» Романченко Анна Владимировна
Уважаемые родители! Всем нам хочется, чтобы его ребенок говорил правильно, грамотно и уверенно, ведь в дальнейшем это поможет ему быть хорошим собеседником, добиваться своих целей и быть успешным человеком. Как все мы знаем, развитие речи формируется у ребенка с детства. Особое внимание этому придается в детском саду, но без помощи родителей справиться нам будет очень тяжело. Большую часть дня дети слышат речь воспитателя, а придя вечером домой - родителей. И если ваша речь звучит грамотно, то и ребенок будет стараться копировать ее. Старайтесь как можно чаще уделять внимание своему ребенку и много разговаривать с ним. Речь ребенка старшей и подготовительной к школе группы должна быть: |
-грамотной; -понятной; -выразительной; -осмысленной; -богатой…. Это идеал. А что же получается на самом деле? Вот проблемы современных детей: - односложная речь, состоящая из одних простых предложений; - бедная речь; - недостаточный словарный запас; - слова – «паразиты»; - замусоривание речи: употребление нелитературных слов и выражений как результат просмотра телевизионных передач, не предназначенных для детского просмотра; - неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос; - неспособность пересказать текст и построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему; - неумение использовать интонацию (выразительность); - плохая дикция, которая потом скажется на письме… У вас, родители, есть основания для беспокойства за речь вашего ребенка, если: - он недостаточно хорошо понимает вашу речь и ваши просьбы; - ребенок неактивен в речевом общении, предпочитает молчать; - искажает слоговую структуру слов, например, вместо велосипед –выписед, лосипед; - неправильно произносит звуки или вообще их пропускает в словах (корова – коова); - не может связно рассказать о происходящих событиях; - у него ограничен бытовой словарный запас (мало сведений о предметах и явлениях, непосредственно его окружающих); - ребенок не может сгруппировать и назвать предметы по одному обобщающему признаку, одним словом, например, овощи, одежда); - затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним;
Сейчас вашему вниманию, уважаемые родители, я представлю несколько правил, выполнение которых поможет вам, развивать речь своего ребенка в домашних условиях без особых затруднений.
1.Старайтесь больше разговаривать со своим ребенком, задавайте вопросы и старайтесь, чтобы он на них отвечал как можно более подробно. 2. Учите ребенка правильно строить предложения, делая их распространенными. 3. Если ваш ребенок говорит не правильно, не ругайте его за это, а просто повторите фразу, акцентируя внимание своего чада на правильности высказывания. 4. Если у вас ребенок «почемучка» - старайтесь отвечать на его вопросы полным ответом. Для того чтобы ребенок быстрее запомнил все вами сказанное, покажите ему картинки, прочитайте детскую энциклопедию или посмотрите вместе познавательный фильм данной направленности, а в конце услышанного, прочитанного или увиденного - задайте ему встречные вопросы. 5. Если ребенок вам очень часто задает вопросы - никогда не оставляйте их без ответа, обязательно поощряйте это стремление, ведь именно так он старается познакомиться с окружающим его миром и войти с ним в контакт. 6. Если ребенок к вам подошел с вопросами, а вы сильно устали или у вас много дел, старайтесь не подавать вида, не показывайте этого, не отправляйте его в другую комнату поиграть и не просите оставить вас. Не дайте ему заподозрить вас в том, что в данный момент он вам не интересен и у вас нет желания с ним общаться, ведь тем самым вы отталкиваете его и он может замкнуться. 7. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления от увиденного, о которых он мог бы рассказать не только вам, но и другим. 8. Для того чтобы у ребенка хорошо развивалась речь – играйте с ним: попросите перебрать крупу, разобрать пуговицы по цвету, размеру, обрывайте, сминайте, скатывайте бумагу, рисуйте пальчиками, лепите и т.д. Ведь от развитости пальцев рук зависит его речь. 9. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не критикуйте его с глазу на глаз и тем более при посторонних, это может нанести ребенку психологическую травму и ребенок перестанет в дальнейшем вам доверять. 10. Ограничивайте время проведения ребенка за компьютером и просмотром телевизора, лучше вместе с ним заняться прочтением художественной литературы или просмотром иллюстраций, ведь все это приучит его быть усидчивым. 11. Хвалите чаще свое чадо, но не перехваливайте. 12. Больше играйте с ним в игры по развитию речи. 13. Проявляйте интерес к его жизни в саду. 14. По дороге домой из детского сада всегда интересуйтесь событиями, которые запомнились ему за данный день.
По дороге домой вы можете с пользой для ребенка поиграть в игры по развитию речи.
А сейчас мы с вами поиграем в эти игры.
Например: 1. «Отгадай предмет по его частям» - Четыре ножки, спинка, сиденье. - Корень ствол, ветки, листья. - Носик, крышка, ручка, донышко. - Корень, стебель, листья, лепестки. 2. «Кто что делает?» Родитель называет разные слова, а ребенок подбирает к ним глаголы действия. Муха – летала, жужжала, надоедала. Машина – ехала, остановилась, везла. Морковь – росла, зеленела. Макароны – варились, лежали, жарились. Мышка - бежала, пищала. Мальчик – прыгал, бегал, рисовал, лежал, играл. 3. «Кто кем был?» Взрослый называет предмет или животное, а ребёнок отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом, хлеб – мукой, лошадь – жеребёнком, шкаф – доской, корова – телёнком, велосипед – железом, дуб – жёлудем, рубашка – тканью, рыба – икринкой, ботинки – кожей, яблоня – семечкой, дом – кирпичом, лягушка – головастиком, сильный – слабым, бабочка – гусеницей, взрослый – ребёнком. 4. «Найди лишнее слово» Родитель называет 4 слова. Например, пальто, шуба, куртка, платье. Задача ребенка найти лишнее слово, назвать его и объяснить свой ответ: пальто, шуба и куртка – это верхняя одежда. Платье к ним не относится. 5. «Назови 5 слов» Взрослый называет любой согласный звук, а ребенок должен назвать 5 слов, которые начинается с этого звука. 6. «Кто может совершать эти действия?» Родитель называет глагол, а ребенок называет существительное, подходящее к названному глаголу. Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога… Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
7. «Один – много» Взрослый называет имена существительные в единственном числе, а ребенок называет существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул – стулья, Гора – горы, лист – листья, Дом – дома, носок – носки, Глаз – глаза, кусок – куски, День – дни, прыжок – прыжки, Сон – сны, гусёнок – гусята, Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята…
Итак, уважаемые родители, давайте подведем итоги: в семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью. Спасибо за внимание! |