Значение использования ИКТ в коммуникативной активности детей дошкольного возраста
статья на тему
Предварительный просмотр:
Значение использования ИКТ в коммуникативной активности детей дошкольного возраста
( ИКТ, дошкольное образование, информационные технологии )
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно коммуникационных технологий (ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому.
В современном мире использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повышает эффективность, мотивацию детей на поисковую деятельность, дифференцирует обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:
- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Новые информационные технологии позволяют строить познавательный процесс более высокого уровня на основе восприятия зрительного (графика, анимация, текст), слухового (звук, видео), осязательного (клавиатура, интерактивная доска и т.д.), способствуют развитию мышления дошкольника.
Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Они направлены на решение психологических, познавательных и коммуникативных задач.
ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную и речевую активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о создаваемых педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.
Эмоциональные, яркие занятия, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей – все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных и коммуникативных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Возможности ИКТ позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
Использование информационных технологий помогает воспитателю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
- психологически облегчает процесс усвоения материала дошкольниками;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
- компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха".
Самым веским доводом в пользу применения ИКТ на занятиях вполне может стать тот факт, что современным детям намного интересней компьютерная графика, анимация, чем просто картинки.
Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- способствует повышению качества образования.
Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение подвижных народных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, ж...
Доклад по теме «Значение русских народных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»
Доклад по теме самообразования....
Выступление "Значение использования ИКТ в коммуникативной активности детей дошкольного возраста"
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальн...
Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста
Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной ...
Значение использования нетрадиционной техники рисования для детей дошкольного возраста
Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в ...
Мозговой штурм с педагогами на тему: Использование информационно- коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Мозговой штурм с педагогами...
Мозговой штурм с педагогами на тему: Использование информационно- коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Мозговой штурм с педагогами на тему: Использование информационно- коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста...
- Мне нравится (1)