Для подготовительной группы "Через год -первоклашка"
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Для подготовительной группы
"Через год -первоклашка"
Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности
ребенка к обучению в школе.
Задачи:
1. Познакомить родителей с характеристиками психологической и педагогической
готовности;
2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками;
объединить всех участников преемственной связи;
3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию
психологической культуры родителей;
4. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.
Участники: родители детей подготовительных групп, воспитатели групп, педагог-
психолог, педагоги начальных классов школы
Материалы и пособия:.Мультимедийный проектор, мячик, спички, задания для игры,
памятки с рекомендациями родителям
Ход собрания
Воспитатель: Здравствуйте, мы рады вас видеть в нашем саду! Хотим вас поздравить
уважаемые родители с переходом в подготовительную к школе группу. Этот год пролетит
очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с
вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем
сегодня разобраться, (представить присутствующих педагогов и воспитателей)
Упражнение- визуализация "Первый раз в первый класс": На экране слайд - шоу -
фотографии родителей в первом классе под музыку.
Педагог: Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о которых я вам
расскажу. С чего все начинается? С волнения родителей, которое ребенку передается
задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то.возможно, ему самому ещё непонятного, но
приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалке
ждет своего часа красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское
сердечко, вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день, когда
он примерил на свои плечи портфель, пока ещё не заполненный книжками, в руках у него
букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что это - школьный
двор, где множество незнакомых лиц, кто-то ему улыбается, но это чужие люди... В
глазах появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек!
Построение на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо... Тетя,
она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая - то комната -
это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а вон тудевочку... А теперь откройте глаза, вы снова здесь в этом зале, и мы с вами сейчас
находимся приблизительно, но далеко не в такой ситуации. Многие из нас незнакомы,
возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. И чтобы
стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться, ведь имя человека - это
самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Упражнение "Имена"
Цель: Установление контакта между участниками. Создание доброжелательной
атмосферы
Содержание: Сейчас мы пустим эту игрушку по кругу нашего знакомства. У кого она в
руках, тот называет имя соседа, а затем своё имя. Я начну: "Меня зовут Ольга
Владимировна". Тот, кто принимает игрушку, должен произнести: "Вас зовут Ольга
Владимировна, а я "
Воспитатель: Познакомились. А теперь предлагаем вам ещё немного поиграть и сплотить
наш коллектив. Упражнение «Спичка»: Цель: Сплочение коллектива Содержание:
Встаньте плечом к плечу (две команды). Сейчас мы раздадим вам спички, которые можно
держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе дойти до финиша, не уронив
спичку. Если упала хоть одна спичка, то вся команда возвращается к старту. Вам надо
сделать круг вокруг каждого стула. Как именно держать спички, решать вам. Главное
условие - держать одним пальцем. Молодцы, садитесь на свои места.
Ответьте на вопросы:
- Легко ли было выполнить это упражнение?
- Что мешало дойти до финиша?
Это упражнение направлено на сплочение нашего коллектива.
Упражнение "Парад мнений"
Цель: Активизировать участников собрания в обсуждении предлагаемой темы
Содержание:
Ведущий задает вопрос: "Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к школьному
обучению?" (высказывания родителей записываются на доску)
Примерные ответы:
Неподготовленность к Школьному обучению чаще всего проявляется в том, что
Ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий
режим работы;
Ребенок имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет
задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
Ребенок проявляет мало инициативы; тяготеет к шаблонным действиям и решениям,
имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
У нас присутствуют педагоги школы, согласны ли с данными утверждениями?
(выступление педагогов школы)
Выступление педагога : Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и
обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу - переломный момент
в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с
окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность. Современная
школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений, сколько более сложныхформ умственной деятельности, большей способности к управлению своим поведением,
большей работоспособности. Родителям необходимо знать, что существуют два понятия:
педагогическая готовность и психологическая готовность. Под педагогической
готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и
чтения. Родители в основном ориентируются именно на эти параметры готовности к
школе, что не совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не
учитывать. Очень часто бывает так.что ребенок умеет писать, считать, читать, но не
умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать
требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают: «Как же
так?!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг - жалобы
учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему
там надоело, не нравится, скучно, трудно и т.д. Это другая сторона готовности к школе -
психологическая.
Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:
1. физическая готовность.
2. интеллектуальная готовность.
3. социально-личностная.
4. мотивационная.
Физическая готовность подразумевает зрелость организма, его функциональных систем.
Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание
нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяют этот
вид готовности. Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у
него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать,
классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития
второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи)
Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты
утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно
хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотном)
пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Социально-личностная готовность.
Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими людьми, в
частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный
компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут,
может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения
педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты
учения.
Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В
психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе; - игровой, -
познавательный, - социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно
будет играть с ними") не готов к обучению в школе.
Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое,
интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея который,
ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе.
Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый
социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные
принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только
познавательный мотив - самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не
может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на
игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют.
используя игровые формы.
Родителям также необходимо обратить внимание на следующий момент. На начальном
этапе школьном обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является
контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние
раздражители. "Наука властвовать собой" часто представляется непосильной задачей для
ребенка, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга,
которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.
Очень важны также способность тормозить на определенное время высокую
двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую
рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц
кисти и координация движений пальцев рук. «Незрелые» дети часто становятся
неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько
лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта
проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто
ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает
здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и
нежелание учиться. Чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо
прогнозирование готовности ребенка к обучению ещё до поступления в школу и
системная совместная работа педагогов и родителей по формированию у детей готовности
к школьному обучению, которая включает следующие составляющие.
1. Выработка представления о занятиях как о важной деятельности для приобретения
знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях
(тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам педагога)
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.
Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями,
умениями, прилагать для этого достаточные усилия
3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к
сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников
общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы
сверстников, тактично отмечать недостатки).
4. Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях
коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс нравственного
становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр.
деятельности по интересам.
Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к школьному
обучению" (высказывание родителей)
• Физическое, здоровье.
• Наличие мотива учения (познавательного и социального). .. ..
• Сформированность произвольности поведения: умение сознательно подчинять
свои действия правилу, требованию взрослого, умение внимательно слушать, и
самостоятельно точно выполнять задания, умение сотрудничать со сверстниками и
взрослыми).
• Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать,
сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный
уровень развития восприятия речи)
Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе? В первую очередь
создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в семье
требования и добиваться их выполнения, формировать у детей объективный образ школы,
прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе, вызывать
интерес к учебной деятельности: посещать музей, покупать иллюстрированные
энциклопедии и т.п.. развивать у ребенка уверенность в себе. А теперь Вашему вниманию
предлагаем игры, в которые можно играть с детьми дома, (презентация игр и упражнений)
Рефлексия: Просим вас высказать свое мнение о проведенном мероприятии.
Памятка для родителей первоклассников
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе:
1. Будьте терпеливы, не спешите. Если какое-то упражнение не получается, сделайте
перерыв, вернитесь к нему позднее.
2. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и
недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса
3. Не заставляйте ребенка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен;
займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка
и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.
4. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите
ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его
слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих
силах.
5. Обеспечьте условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка - это его
работа, как потом его работой станет учение.
6. Научите: умению быть вежливыми в общении со сверстниками и взрослыми,
умению соблюдать правила и обычаи, принятые в школе, умению быть
дисциплинированными.
7. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый
труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не
теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность
больше общаться с ребенком.
Список литературы
1. Бабаева Т. И. "У школьного порога"
2. Гуткина Н. И. "Психологическая готовность к школе"
3. Ковалёва Е., Синицына Е. 'Тотовим ребёнка к школе"
4. Мир дошкольника:"Вопросы и ответы" составитель Е. К. Кислица и другие
5. Монина. Е. Б., Панасюк Е. В. "Предшкольный бум или что нужно знать родителям
будущего первоклассника"
6. Нартова С. К., Мухортова Е. А. "Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к
первому классу"
7. Рогов Е- И. "Настольная книга практического психолога" Книга К" Система работы
психолога с детьми разного возраста"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной группе "Через год первоклашка"
Родительское собрание...
Родительское собрание в подготовительной группе "Прошел год, мы первоклашки…"
Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе....
Мастер-класс "Играя-обучаюсь" для родителей подготовительных групп в рамках Клуба "Первоклашка"
Игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на начало учебного года «Через год-первоклашка»
Цель: обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе.Задачи:• познакомить родителей с задачами детского сада на новый учебный год, с планами г...
Конспект занятия в подготовительной группе: «Сегодня мы дошкольники, а завтра первоклашки»
Конспект занятия в подготовительной группе: «Сегодня мы дошкольники, а завтра первоклашки» Цель: • выявление уровня знаний и умений детей: • называть слова — предметы, слов...
Родительское собрание в подготовительной группе к школе"Ваш ребенок первоклашка"
Цель: ознакомление родителей воспитанников с содержанием, особенностями и условиями воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группеЗадачи:1. Познак...
Родительское собрание в подготовительной группе в начале года. «Через год – первоклашка»
Тема:«Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросуготовности ребенка к обучению в школе.Задачи:1. Познакомить родителей с характер...