«Адаптация детей и родителей к условиям дошкольного учреждения».
консультация (младшая группа) на тему
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь. И эту помощь может оказать детский сад. Он должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_i_roditeley_k_usloviyam_detskogo_sada.docx | 42.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптация детей и родителей
к условиям дошкольного учреждения».
Ежегодно в наш детский сад поступает около 40 малышей в возрасте от 1 года до 3лет. И сегодня мы приготовили, уважаемые коллеги, консультацию по теме « адаптации детей и родителей к условиям ДОУ»
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В.А. Сухомлинский
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь. И эту помощь может оказать детский сад. Он должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятия нового образа жизни. Необходимо выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного образования.
Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или к негативным.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебании в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеванием, снижению сна, аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
- Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).
- Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, аппетит, ребенок не отказывается от контакта со сверстниками и взрослыми. Заболеваемость не более одного раза сроком до 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
- Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания д.у. Нервно-психическое развитие несколько замедляется. Заболеваемость не более двух раз сроком до 10-ти дней, без осложнений. Вес незначительно снизился;
- Тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью и тяжестью всех проявлений.
Важно стремится к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.
Безусловно, в проведении адаптационного процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, формируя потребность в общении, он обеспечивает решение воспитательно - образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям, чем ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
- сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.
- Также необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей.
- Есть еще один важный аспект в подготовке к поступлению в детский сад – это знакомство с воспитателем.
Воспитатель играет существенную роль в становлении ребенка: в организации его взаимодействия с другими детьми, в формировании самооценки, в развитии интереса к различным сферам деятельности. Чтобы избежать ненужных осложнений на начальном этапе адаптации и обеспечить оптимальное её течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Эта работа проводится в несколько этапов. Каждый этап имеет свои цели, свои задачи.
Первый этап - подготовительный - начинается с первого общего родительского собрания, которое проводится за четыре - шесть месяцев до начала поступления детей в группу. В него вхочит знакомство с персоналом группы, с традициями и текущими задачами учреждения, показывает кабинеты специалистов, физкультурный и музыкальный залы, групповые помещения. Консультация о возрастных особенностях детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние, дают рекомендации по подготовительным мероприятиям, которые помогут малышам спокойно войти в новые условия жизни:
- привести домашний режим в соответствие с режимом группы;
- познакомить с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания новые для него блюда;
- по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;
- расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т.д.
За 10 - 15 дней до начала второго этапа адаптационного периода - приема детей в группу - проводится второе родительское собрание.
На собрании рассказывают о режиме работы группы, необходимости постепенного вхождения малыша в новые условия жизни. Родители узнают, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально - типологических особенностей и от того, как его подготовили к этому серьезному этапу жизни. Адаптационный период будет проходить под контролем медико-педагогической службы с участием психолога, подчеркивает: для успешного проведения этого периода необходимы слаженные действия всех взрослых - родителей, воспитателей, медицинских работников, психолога.
Постепенное введение ребенка в новые условия жизни с помощью мамы и симпатичного для него воспитателя помогает ему безболезненно освоиться на всех ступенях иерархической лестницы, преодолеть этот трудный период жизни. Не смотря на усилия всех взрослых, у многих детей в домашних условиях в это время все же наблюдаются поведенческие и эмоциональные проявления регрессии: утрачиваются навыки опрятности и самообслуживания, снижается уровень речевого общения и игровых умений. Это объясняется тем, что дети устают от напряженного ритма жизни группы, постоянного присутствия значительного количества сверстников, непрерывного шумового фона в помещении.
Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, заинтересованным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание и картина психологии доверия будет достаточно полной.
В заключении хочется еще раз отметить, что длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, нужно в комплексе использовать различные адаптационные методики приемы. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.
На этапе адаптации важно использовать следующие формы и методы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям, эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении при этом строго учитываются возрастные особенности детей:
-наблюдения за поведением детей;
-беседы с родителями;
-опрос- анкетирование родителей « Ваш ребенок дома. Какой он?»;
-элементы телесной терапии;
- засыпание с любимой мягкой игрушкой;
-подвешивание над кроваткой возбудимого ребенка мешочка с успокаивающими сборами трав;
-рассказывание сказок, пение колыбельных перед сном, игровые методы взаимодействия с ребенком;
- создание положительных установок на предстоящие режимные процессы;
- близкое знакомство с семьей, рассматривание семейных альбомов в группе;
-приглашение семей в группу.
- развивающие игры;
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.
При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт. Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:
знакомство;
игры с использованием игрушек и предметов;
контакт руками;
телесный контакт.
Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:
Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;
Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки. При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием;
В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает;
В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны;
В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок).
Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать занятие с проведения одной из таких игр и в том случае, если контакт ребенка с педагогом уже наладился. Такая игра поможет настроиться на активное общение. налаживания контакта с ребенком.
Очень важно, что в период раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. В это время активно развивается сенсорика, движения, малыш овладевает речью. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умения смотреть и слушать, сравнивать, различать, и другие, которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.
Закончить свою работу я хочу словами В.А. Сухомлинского: «… твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте - умение проникнуть в духовный мир ребенка». Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при общении к вновь поступившим детям.
Дай ручку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
– Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Привет! Пока!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
– Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
– Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.
– Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
– Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Хлопаем в ладоши!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
– Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
– Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Лови мячик!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
– Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
– Кати мячик! Оп! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Пришел Петрушка
Материал. Игрушка Петруша, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой гремят погремушками, радуются.
Выдувание мыльных пузырей
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в неё. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри (напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
Хоровод
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод,
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы оба падают на землю.
Вариант игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит о кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Водим, водим хоровод,
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
Покружимся
Воспитатель берет игрушечного мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем воспитатель читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет его движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь.
А потом остановлюсь.
Быстро- быстро покружусь,
Тихо- тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Прячем мишку
Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку( например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говорит: «Где мишка?» - ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, воспитатель прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося: «Ку-ку!». Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры воспитатель предлагает спрятаться ребенку.
Солнышко и дождик
Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит6 «на небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегут по всей площадке. По сигналу «Дождик! Скорей домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Затем игра повторяется.
Хоровод с куклой (проводится с 2-3 детьми)
Воспитатель приносит новую куклу, здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Затем просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красева).
Догонялки (проводится с 2-3 детьми)
Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму. Кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».
Солнечные зайчики
Воспитатель маленьким зеркальцем пускает солнечных зайчиков, декламируя:
Солнечные зайчики
Прыгают на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут ко тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.
Приложение №1.
Анкета для родителей.
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество отца _____________________________________________
__________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество матери____________________________________________
__________________________________________________________________________
Проживают ли с вами бабушка или дедушка ребенка (кто укажите)____________ __________________________________________________________________________
Есть брат или сестра (старше или младше указать)___________________________
__________________________________________________________________________
Ваш ребенок предпочитает (и любит), чтобы его называли____________________ __________________________________________________________________________
Что мы должны знать о здоровье и привычках вашего ребенка________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Любимые игры вашего ребенка_____________________________________________
__________________________________________________________________________
Любимые сказки для вашего малыша_______________________________________
__________________________________________________________________________
Ваш малыш не любит______________________________________________________
__________________________________________________________________________
Приложение №2.
Памятка для родителей.
- В период адаптации режим дня детского сада должен соблюдаться и в выходные дни дома, т.к. ребенок плохо переносит изменения заведенного порядка. Следствием таких изменений может быть нарушение сна, трудности засыпания вечером и после обеда.
- В первую неделю ребенка необходимо приводить в детский сад утром, накормленным на 2-3 часа, а приходить за ним к концу прогулки.
- Приводя ребенка в группу, складывайте его вещи в ячейку аккуратно, чтобы, собираясь на прогулку, он оделся быстро.
- Родители должны принести ребенку в ячейку запасные вещи (трусы, носки, майку, по необходимости шорты, платье, колготки), а так же носовые платки, желательно в количестве 2-3 штук.
- Не забывайте о кепке или панаме летом.
- Вся одежда ребенка должна быть промаркирована (уточните у воспитателя).
- Обувь ребенка должна легко одеваться и сниматься (липучки вместо замков), а пяточка быть твердой.
- Будет очень хорошо, если, приводя ребенка в сад, особенно в первое время, вы будете давать ему с собой его любимую игрушку.
- Игрушки, которые приносит ребенок в сад, должны быть безопасными.
- Учите ребенка тому, что необходимо делиться своими игрушками и с другими детьми.
- Давайте ребенку больше свободы дома в области его самообслуживания: одевания, раздевания, умывания, посещения туалета и т.д.
- Учите ребенка самостоятельно принимать пищу.
- В детский сад запрещается приносить еду, сладости и жевательную резинку.
- Если ваш ребенок утром позавтракал дома, предупредите воспитателей об этом.
- Убедительная просьба приводить ребенка с 7.00 – 8.30 и забирать до 19.00.
- Обращаться к педагогам и помощникам воспитателя уважительно и по имени отчеству:
Воспитатели_____________________________________________________________
________________________________________________________________________
Помощник воспитателя___________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»...
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
Консультация для родителей на тему "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения"
Подготовительная информация для родителей детей раннего возраста перед посещением дошкольного учреждения...
Создание благоприятных условий способствующих облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
В статье рассмотрены вопросы использования современных технологий в период адаптации...
Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».
Адаптационный проект «Адаптация без слез» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста....
Формы работы с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Презентация. Адаптация. Консультация для воспитателей...
Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в...