Памятка для родителей "Развитие самостоятельности дошкольника"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Памятка содержит психологические советы по развитию самостоятельности у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnosti.docx | 104.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Психика дошкольников отличается НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостает настойчивости, упорства в преодолении трудностей. Среди малышей редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают к нему интерес.
МНОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО НЕ ОСОЗНАЮТ ВАЖНОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Навыки по самообслуживанию СКЛАДЫВАЮТСЯ В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ ИЗ МЕЛЬЧАЙШИХ ОПЕРАЦИЙ
В выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. И ни в коем случае – никакого крика, раздражения, упреков.
КОГДА ВЫ СРЫВАЕТЕСЬ НА КРИК, ВЫ УНИЧТОЖАЕТЕ ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ВОСПИТАНИЯ, рождаются основания для вражды.
Представьте себе, что вы делаете какую-то работу впервые или недавно, а «над душой» кто-то стоит и все время понукает, раздражается и кричит. Как вы себя будете чувствовать?
Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?
▪ Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например, «Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки. Решай сам».
▪ У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться в комнате (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ребёнком, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе – если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку – он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.
▪ Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.
▪ Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами: это настольные (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды) и подвижные игры. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.
▪ Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психолого-педагогические основы самостоятельности дошкольников
В наш век - век исторических и политических катаклизмов, резкой смены ориентиров, в период социально-экономических преобразований от человека требуется быть личностью способной выстоять, выжить,...
«Развитие самостоятельности дошкольников через экспериментальную деятельность.»
проект эксперементальной деятельности в старшей группе...
Памятка для родителей младших дошкольников. «Растим самостоятельного ребенка».
Семь правил, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность ребенка....
Памятка для родителей : Самостоятельность ребенка . Её границы .
Памятка для родителей«Самостоятельность ребёнка. Её границы» Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сдел...
Памятка правила обучения самостоятельности.
Правила обучения самостоятельности....
Памятка для родителей младших дошкольников «Растим самостоятельного ребенка».
Памятка для родителей младших дошкольников.«Растим самостоятельного ребенка»....
ПАМЯТКА «Правила обучения самостоятельности»
laquo;Правила обучения самостоятельности»...