Консультация для родителей "Экспериментальная деятельность в детском саду"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 32.97 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. Экспериментирование на организуемой образовательной деятельностью.. Решающую роль в работе детей играет организуемая образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций» или элементы экспериментирования. Это позволяет развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого; также конкретно формируется представления об объектах и явлениях и через опыт или эксперимент доказывает подлинность получаемых детьми знаний и представлений. Детей старшей группы учат логично рассуждать ребенка, проявлять творческое мышление. В основе с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов итогом которых являются умозаключения детей. При разработке содержания познавательной деятельности я учитываю следующие условия:
- предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельно (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение активности);
- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них;
- содержание экспериментирования должно быть трудным, но посильным: слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы;
- эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию экспериментирования стимулирует познавательную активность детей.
Мыслительные эксперименты (или игры) достаточно широко использую в исследовательской деятельности детей. помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения. Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализую в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойств, состав, возможности. В развитии речи широко используются опыты с речевым аппаратом, для развития фонематического слуха усвоения грамматики родной речи игры-упражнения: «Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Превращение слов – волшебная цепочка». При составлении рассказов по картинкам и игрушкам использую решение проблемных ситуаций. В детской литературе встречается немалое количество произведений, которые помогают педагогам преподносить познавательные уроки через поиск решений, проверку экспериментом. Например, «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» Л. Муур – эксперимент с собственным отражением в зеркале. В музыкальной деятельности процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает у детей инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируются в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящем человеком и гражданином. Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Суть работы в указанном направлении формирования эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые изменения в стране и не сломаться. Поэтому выявив проблему, поняв, насколько важным является нравственно-патриотическое воспитание для становления личности ребенка дошкольного возраста, мною воспитателем: Тарасенко Валентиной Владимировной, было принято решение выстраивать работу по воспитанию нравственно-патриотических качеств у дошкольников. Нравственно патриотическое воспитание как педагогическая проблема .В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам – нравственное воспитание. От эпохи к эпохе, начиная с античности, менялись воззрения, взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания. Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными Наставления Я.А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших. Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д.Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей Долгие годы педагогический процесс больше было направлен на социум (интересы общества, государства), превалирование общественного интереса над личным. Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время, ведущие исследователи проблем нравственного воспитания конституирующими основами нравственного воспитания считают: формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения Вплотную занимались и занимаются проблемами нравственности наши современники – педагоги, психологи, философы. Осмысливая проблемы воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи формирование культуры поведения – С.В. Петерина; формирование гуманных отношений – А.М. Виноградова, М.В. Воробева, Р.С. Буре и др.; формирование любви к Родине – С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова Р.И. Жуковская Э.К. Суслова воспитание нравственно-волевых качеств – А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова и др. Проблеме формирования эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационалного общения посветили свои исследования Е.И. Радина, Р.И. Жуковская М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П.Усова и др. Единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует. Р.С. Буре приводит такое определение: «Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм» С.А. Козлова под нравственным воспитанием понимает – целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знании истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация Методы и приемы проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду
консультация для молодых специалистов "Методы и приемы проведения НОД по рисованию "1. Виды НОД по рисованию: предметное рисование; сюжетное рисование.2. Примерный план конспекта НОД по рис...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...
Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...
Консультация «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников....