Консультация Готовность к школе
консультация (подготовительная группа) на тему
Сегодня несколько ваших минут мы посвятим психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Каковы показатели психологической готовности к школьному обучению?
· Ребенок имеет твердое желание и первоначальное умение учиться;
· Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями;
· Умеет общаться и работать в коллективе;
· Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами, учителями, взрослыми;
· Стремится к самосовершенствованию.
С чего начать домашнюю подготовку к школе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность к школе – это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению.
Сегодня несколько ваших минут мы посвятим психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Каковы показатели психологической готовности к школьному обучению?
· Ребенок имеет твердое желание и первоначальное умение учиться;
· Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями;
· Умеет общаться и работать в коллективе;
· Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами, учителями, взрослыми;
· Стремится к самосовершенствованию.
С чего начать домашнюю подготовку к школе?
В первую очередь надо начинать с развития речи. Работая над развитием речи ребенка, важно научить его отвечать на вопросы не одним словом, а полным ответом, научить составлять предложения в 2-3 слова, а затем и связный рассказ в 3-5 предложений. К первому классу ребенок должен определять количество слов в предложении, называть первое, второе, третье слово; выделять звук из слова, давать ему характеристику, соотносить его с печатной буквой. Ребенок должен уметь пересказать прочитанную сказку, рассказ, вести диалог, составлять простой рассказ по картинке, уловить и объяснить смысл прочитанного. Взрослые должны следить за темпом и окраской речи ребенка, постоянно следить за правильностью речи (при необходимости исправлять речевые ошибки), втягивать в разговор даже при чтении, после просмотра кинофильма.
И последнее, что касается развития речи. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок внятно произносил все звуки, т.к. это залог грамотного письма. Если же у ребенка встречаются дефекты речи, его нужно показать логопеду, и как можно скорее устранить эти дефекты.
Некоторые родители считают, что если ребенок пришел в школу читающим, то ему будет скучно и неинтересно на уроках. Они сознательно “тормозят” процесс познания. Другие родители занимаются дополнительно, стремясь вооружить знаниями ребенка. Как поступить? Если хотите избавить ребенка от проблем, то нужно научить его читать до школы, т. к. процесс обучения грамоте – сложный. Психологи пришли к мнению, что легче всего добиваются успехов дети, которые обучились чтению до 6 лет. Однако нужно помнить, что обучение должно быть организовано в виде игры, поддерживать интерес и увлеченность в ребенке. Важно, чтобы чтение было плавным, слоговым, без повторов. Нельзя допускать побуквенного чтения.
А вот обучать письменному шрифту не стоит, хотя самые большие трудности у детей возникают именно при обучении письму. Чтобы подготовить руку к письму, следует больше лепить, рисовать, штриховать, шить, работать с мелкими деталями конструктора или мозаики. Конечно, ваш ребенок будет пытаться писать ручкой. Важно проследить за тем, какая ручка в руках ребенка (Она должна быть легкой, ровной в месте захвата) и как он ее держит (при письме ручку держат тремя пальцами: большим – слева, средним поддерживать справа, указательный палец сверху направляет движение ручки, конец ручки “смотрит” в сторону плеча).
Следующий вопрос, на который следует обратить внимание – это правильная посадка детей при письме. Неправильная поза при письме приводит к нарушению осанки, появлению сколиоза. Необходимо соблюдать следующие правила:
· При занятиях письмом ноги должны иметь опору (стоять на полу или на подставке);
· Туловище нужно удерживать к вертикальном положении, не наваливаться на край стола. Расстояние между краем стола и грудью должно быть не менее 5 см ;
· Голова слегка наклонена к столу;
· Тетрадь следует располагать наклонно (правый угол должен быть выше левого) напротив середины груди, продвигая ее вверх по мере письма.
Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг к другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное.
От родителей зависит многое, ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств не достает нашим первоклассникам. Поэтому все, что посильно ребенку дома, он должен делать сам: заправить кровать, убрать со стола, почистить свою обувь, поесть быстро и аккуратно.
Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны хорошо усвоить, что к режиму дня детей приучают постепенно и настойчиво.
Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут воспитаны навыки общественного поведения: вежливость, сдержанность, послушание. В возрасте 6-7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив. Взрослые должны помнить, что средствами воспитания навыков общественного поведения являются: пример взрослых, справедливая оценка поступков ребенка, постоянные напоминания об общепринятых правилах поведения.
Домашняя подготовка к школе
После рождения на свет маленького чуда, время летит незаметно. Вроде бы вы только научились ходить, а уже нужно идти в школу. Конечно, можно сказать, что ребенка готовят к школе с самого рождения: родители учат его вниманию, читая сказки, тренируют память, когда вместе запоминают потешки и стишки к праздникам. Но самая интенсивная подготовка начинается за несколько месяцев до знаменательного дня.
Родители спешат в магазины, стараются, покупая малышу самую лучшую школьную форму, самую лучшую канцелярию. Бюджет таких покупок не маленький, поэтому лучше заранее узнать цены на товары для детей, чтобы вы были готовых к таким тратам.
Очень важна домашняя подготовка ребенка к школе. Ведь классы по предшкольной подготовке обычно не проводят летние занятия, в результате малыш многое забывает. Поэтому в последнее предшкольное лето родителя необходимо уделить особое внимание вопросу готовность чада к началу занятий.
Для любого ребенка школа является стрессом – ведь вчера он гулял, играл с игрушками, а теперь ему каждый день придется куда ходить, выполнять домашние задания. Поэтому к новому режиму кроху надо подготовит психологически. В области психологической подготовки малыша к школе специалисты выделили два аспекта: мотивационная и интеллектуальная. С интеллектуальным все понятно, у первоклассника должен быть определенный уровень знаний, лучше, если вы заранее будете знать, какие требования предъявляются именно в вашей школе.
Намного сложнее с мотивационным аспектом. У ребенка должно возникнуть желание преодолевать трудности, все доводить до конца, научится делать выводы из ситуаций. Чтобы дописать до конца такую не реально длинную строчку с буквами или цифрами малыш затрачивает все свои усилия, ведь для него это очень долго и не просто, и так хочется бросить все и пойти погулять. Ваша помощь и поддержка крайне важны для него. Поэтому надо найти в себе силы и, самое главное, терпение, чтобы спокойно учить ребенка вырабатывать в себе эти навыки.
Для первоклассника очень важно развитие речи. Читайте ребенку рассказы, заставляйте их пересказывать. Даже из просмотра мультфильмов можно извлечь свои плюсы - пусть малыш запоминает разные детали персонажей, а потом вам их вам описывает, тренируя таким образов память, внимание и речь.
Не нужно забывать и о личностной подготовке. Малышу в школе придется ежедневно общаться с учителями, со своими сверстниками, он должен знать хорошие манеры и правила социального поведения. Расскажите ему заранее об учителях, о правилах поведении в школе. Научите малыша адекватно воспринимать и понимать критику.
Вы должны убедиться в том, что ребенок умеет пользоваться туалетом, сможет застигнуть брюки, вымыть руки после туалета.
Врачи советуют уже в августе приучить ребенка вставать в 7- 8 утра, подготавливая его таким образом к школьному режиму.
Необходимо заранее подготовить ребенку его место, где он будет делать уроки. Ему должно быть удобно, комфортно и светло. Так же подготовьте небольшую тумбочку, где будут храниться его школьные принадлежности. Приучите ребенка к порядку, чтобы на столе было чисто, карандаши заточены, тетрадки и книги сложены аккуратные стопочки.
Учебная подготовка тоже очень важна. В современных школах ждут первоклассников образованных, умеющих читать, писать, думать, размышлять. Научите ребенка заранее цифрам и буквам, чтению, а потом немного и письму. Во время занятий следите за осанкой ребенка, это очень важно.
Подготовленному ребенку легче адаптироваться в школе, учебы будет для него интересной, да и вам будет спокойней и проще, не нужно сидеть с малышом по несколько часов, догоняя упущенное время.
Удачи вам!
Доклад "Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста
( выступление на родительском собрание)
Подготовила и выступила Рамазанова. Р.Г
19 февраля 2016 год
Цель: познакомить родителей со значением сказки, являющейся действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.
Основоположник российской педагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбромбогатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.
Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки).
Итак, в народной сказке определились герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы - В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, К. И. Чуковским, а также современными писателями, как отечественными, так и зарубежными.
Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателей. Например, сказки -«перевертыши».
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Готовность к школе"
Консультация для родителей...
Консультация " Готовность к школе по ФГОС"
Консультация "Готовность к школе по ФГОС"Опубликовано 10.02.2017 - 13:27 - Черепанова Ольга ПетровнаКонсультация для родителей «Готовность ребенка к школе по ФГОС»Воспитатель. Образование детей ...
Консультация "Готовность к школе"
Консультация для родителей детей подготовительной группы...
Консультация "Готовность к школе"
Ркомендауии родителям...
Консультация "Готовность к школе"
Консультация «Готовность к школе» Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в ш...