Знакомство с технологией развивающих игр Никитина
консультация на тему
В этой консультации я очень коротко знакомлю родителей с технооогией использования развивающих игр Никитина. Этот материал может быть полезен родителям, а также педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развивающих игр Б.П. Никитина
Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. В 1949 году вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу в НИО Министерства трудовых резервов, затем – в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 году организовал группу педагогов, чтобы повторить опыт Макаренко. В том же году встретил свою будущую жену, Лену Алексеевну. Л.А.Никитина родилась в 1930 году в поселке Болшево Московской области. В 1948году окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году – Московский областной педагогический институт. Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. С 1960-го по 1980 г. – библиотекарем и заведующей Болшевской библиотекой. На протяжении сорока лет (1958 – 1998 г.г.) их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей. |
Методические советы Б.П. Никитина: Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения, он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности; ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх; освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно; перед ребенком ставятся задачи, которые постепенно усложняются; ребенку нельзя подсказывать, он должен иметь возможность думать самостоятельно; если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру; если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить. |
Основные принципы системы Никитиных То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно. Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами. Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности. В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни. Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития. |
Развивающие игры В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка. «К сожалению современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и беда, хотя каждого здорового ребенка можно сделать творчески развитым. Творческие умы пока в России большая редкость» Б.П.Никитин |
Развивающие игры * Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.; * Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации; * Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному; * Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости); * Постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку подняться до потолка своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. |
Сложи узор Набор для конструирования состоит из 16 деревянных кубиков (длина ребер - 3 см) с 8 видами раскраски граней, а также двух тетрадей с заданиями. Способствует развитию пространственного мышления и логики. |
Уникуб Набор для конструирования состоит из 27 деревянных кубиков с красными, синими и желтыми гранями. К ним прилагается блокнот с заданиями, состоящий из 47 постепенно усложняющихся рисунков-образцов. Развивает: логику; целостное восприятие объекта; способность представлять трехмерные объекты. |
Сложи квадрат Набор составляют 20 квадратов разных цветов из плотного картона. Способствует развитию восприятия формы. Развивает: - Основы черчения; - Основные навыки геометрии; - Конструкторские навыки; - Ощущение форм; - Воображение; - Комбинирование. |
В комплект входят 144 цветных деревянных блока, 1 зеркало, 2 квадратные карточки с расчерченными планами для фундамента строительной конструкции и 30 проектов-заданий. Развивает: восприятие формы; начальное умение читать чертеж предмета. «Основной набор» |
Числовые башни В комплекте - деревянные бруски с цифрами красного и синего цвета от 2 до 10. На обратной стороне этих брусков обозначен состав чисел от 2 до 10. Помогает: в усвоении состава чисел (в пределах 10); в закреплении представлений о четных и нечетных числах; в формировании понятия "пяток"; в дифференциации понятий "столько же", "больше", "меньше" |
Гео В набор входят 7 деревянных блоков различной конфигурации, составленных из 27 кубиков и раскрашенных в 7 основных цветов спектра. Способствует развитию способности представлять и строить трехмерные объекты. |
Кирпичики В комплект входят 8 одинаковых деревянных брусков и блокнот с 48 заданиями. Можно моделировать различные виды объектов и строить архитектурные сооружения из восьми элементов. Способствует развитию и тренировке навыков составления и чтения чертежа предмета. |
Разделить или раздробить целый круг оказалось удобным и для игры А пользуясь в игре целым кругом и его частями, малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях. |
Развитие мелкой моторики |
Шарик в лабиринте Два деревянных круга с прорезями, представляющими собой серпантин, по которому движется шарик. В один комплект включены 6 различных вариантов лабиринта. Комплект для развития координации движений. |
Мольберт Пабло К мольберту (на магнитной основе) прилагаются 50 магнитных деталей пестрой окраски и разнообразной формы. Помогает: снять нервное напряжение, агрессивность, детские страхи, другие личностные проблемы детей. . Развиваются: воссоздающее воображение; устная речь; коммуникативные навыки. |
Найди фигурке место Основа развивающей игры - деревянная плата, в которой вырезаны контуры различных фигур. Участники (от 1 до 4 человек) выбирают фигурки из матерчатого мешочка и должны с закрытыми (завязанными) глазами найти на плате место для этой фигурки. Формируются и корригируются: тактильные ощущения, тактильная память; умение сравнивать наощупь и идентифицировать формы различных объектов. |
Крестики-нолики Набор состоит из скрепленных между собой деревянных стоек и кубиков красного и синего цвета (длина ребра - 3 см). У каждого из двух игроков - кубики одного цвета. Игровая задача: поочередно делая ход, собрать линию из 4 одинаковых кубиков: по горизонтали, вертикали или диагонали в любом направлении. Повышается уровень распределения внимания. Развивается логическое мышление. |
Спасибо за внимание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/26/picture-1293183-1606375157.jpg)
Педагогическая технология "Развивающие игры Никитина".
Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-856854-1480090446.jpg)
«Педагогическая технология развивающих игр Никитина»
Среди многообразия педагогических разработок, развивающих методик, детских пособий, обучающих игр, особое внимание заслуживает методика Никитиных для детей. Она проста, доступна и используется педагог...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/06/picture-732270-1452076694.jpg)
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина
Современное общество, предъявляет требование к человеку, умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления, формированию которого способствуют игры Б.П. Никитина, позв...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/20/picture-1261926-1618922129.jpg)
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/18/picture-625726-1666085645.jpg)
Педагогическая технология развивающих игр Никитина.
Педагогическая технология развивающих игр Никитина....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-38838-1637129728.jpg)
Педагогический практикум «Познавательное развитие ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить. Выступление на тему «Педагогическая технология развивающих игр Никитина»
quot; Игры Никитина"развивают у дошкольников - наглядно-действенное мышление;мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза; цветовое восприятие;способности комбинирования...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/20/picture-1039377-1526834047.jpg)
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина Б.П. в рамках работы инновационной площадки «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Обобщение опыта работы по применению педагогической технологии развивающих игр Никитина Б.П. в рамках работы инновационной площадки «МИР ГОЛОВОЛОМОК»...