«Факторы семьи в формировании модели агрессивного поведения детей».
консультация на тему
Портрет агрессивного ребенка. Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье. «Рецепты» избавления от гнева (для родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressiya_i_semya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Факторы семьи в формировании
модели агрессивного поведения детей».
Вопросы:
- Портрет агрессивного ребенка.
- Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
- «Рецепты» избавления от гнева (для родителей)
В настоящее время повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные меры. Известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. Агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Дети черпают модели поведения из трех источников.
Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.
Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный - и мне все можно») во время игр.
И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь у детей. Агрессия – это способ выражения гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения потребности в любви и нужности другому человеку.
В ходе работы с психологом агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают. Жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей.
Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «сос», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.
Диагностические критерии агрессивности для детей дошкольного возраста.
- Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
- Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
- Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
- Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
- Завистливы и мнительны.
- Часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно назвать агрессивными.
Причинами проявления агрессивности могут быть:
- Стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- Ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
- Защита и месть;
- Стремление быть главным;
- Стремление получить желанный предмет.
Поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, хотелось бы более подробно остановится на факторах, формирующих модели агрессивного поведения в семье.
- Реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;
- Характер взаимоотношений между родителями и детьми в целом;
- Уровень семейной гармонии или дисгармонии;
- Характер отношений с родными братьями и сестрами;
- Плохое отношение ребенка с одним или обоими родителями;
- Или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными;
- Или они ощущают безразличие к своим чувствам;
- А также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью.
Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им. Перечислим особенности семей агрессивных детей.
- В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
- Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
- Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких представлению что можно, а что нельзя.
- У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.
Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это:
- Физические наказания;
- Угрозы;
- Лишение привилегий;
- Введение ограничений и отсутствие поощрений;
- Частые изоляции детей;
- Сознательное лишение любви и заботы в случае проступка
В минуты стресса сохраняйте спокойствие и помните: то, к чему вы стремитесь, - это более счастливая ситуация для вас самих.
- наладьте взаимоотношение со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
- слушайте своего ребенка – «активное слушание»;
- проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры; совместное чтение интересных книг, совместные прогулки; совместные покупки, совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи;
- делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;
- если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно;
- следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены:
- скажите себе»стоп» и посчитайте до 10;
- не прикасайтесь к ребенку;
- лучше уйти в другую комнату;
- отложите совместные дела с ребенком ( если это возможно);
- в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленно;
- дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью;
- если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «я – сообщения» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:
- « извини я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим.»;
- « я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста поиграй в соседней комнате»;
- « извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни при чем и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».
- в те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:
- сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;
- примите теплую ванну или душ;
- выпейте чаю;
- послушайте любимую музыку;
- просто расслабьтесь лежа на диване;
- используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка.
- старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:
- не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого – управляйте собой.
- скажите себе «стоп» и посчитайте до 10.
- Напрягайте и расслабляйте кисти рук;
- Дышите медленнее и глубже;
- Переключите мысль, подумав о чем-то хорошем, удерживайте это в сознании некоторое время.
Положительный пример поведения взрослого это и есть коррекция агрессивности.
- говорите ребенку больше добрых и красивых слов;
- хвалите ребенка;
- при необходимости попросите у ребенка прощение;
- советуйтесь с ребенком, пусть он почувствует, что вы нуждаетесь в его совете, в нем самом;
- делитесь своими радостями и проблемами.
Самое главное - любите его за то, что он есть у вас, а не за какое либо поведение или поступок. Ведь так как родитель его никто и никогда любить не будет. Пусть ребенок почувствует свою важную роль в вашей жизни, одарит вас взаимной любовью и украсит вашу жизнь счастливыми моментами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства массовой коммуникации, как фактор агрессивного поведения детей и подростков
Средства массовой коммуникации включают в себя достаточно обширный арсенал способов воздействия на подсознание, с целью внедрения соответствующих установок, заложение паттернов (программирование...
"Факторы семьи в формировании агрессивного поведения детей"
Консультация для родителей, в которой подробно расписаны причины появления агрессивного поведения у детей и способы их предотвращения ....
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Агрессивный ребенок - что делать родителям? Как корректировать агрессивное поведение детей.
Агрессивный ребенок....
Родительское собрание с элементами практического семинара "Роль семьи в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста"
Данная работа может быть интересна педагогам-психологам, воспитателям ДОО при организации работы с детьми....
Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Влияние семьи на становление агрессивного поведения является общепризнанным. Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать подкрепление, наказания как уроки агрессии в ...
Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...