Психологическая готовность детей к школе
консультация на тему
От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать ( у него должна быть развита речь ), писать ( у него должна быть развита мелкая моторика ), считать ( владеть навыками счета ) – это педагогическая готовность к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_detey_k_shkole.pptx | 636.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что же означает психологическая готовность ребенка к школе? От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие. Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать ( у него должна быть развита речь ), писать ( у него должна быть развита мелкая моторика ), считать ( владеть навыками счета ) – это педагогическая готовность к школе. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.» ( Венгер Л.А .)
Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов : физиологическая готовность , интеллектуальная подготовка , эмоционально-волевая зрелость , социально-личностная готовность.
Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики. Специалисты утверждают, что в настоящее время, к сожалению, практически нет абсолютно здоровых детей. Поэтому при подготовке к школе первостепенное внимание нужно уделять укреплению здоровья ребенка, физическому развитию, закаливанию, соблюдение режима дня. Укрепляйте нервную систему ребенка. Контролируйте отношения с телевизором и компьютером. Не оставляйте без внимания результаты медицинского обследования, которое проходило за год до школы, прислушайтесь к рекомендациям специалистов. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно сейчас займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Помните , что визит к врачу – это тоже подготовка к школе!
Развитию эмоционально-волевой готовности способствует изобразительная деятельность, конструирование, игры с правилами, шашки, шахматы, подвижные и словесные игры и др. Эти занятия побуждают ребенка длительное время сосредоточиваться на задании, соблюдать условия и правила игры. Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Социально-личностная готовность включает в себя умение общаться со взрослыми и сверстниками умение работать в группе, чувствовать себя членом группы, группового сообщества (класса). Важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему. Так же важно умение подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, школе. Быть дисциплинированным. Нужно объяснить ребенку, что дети все разные, с разными интересами, желаниями и т.д. Для того, чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни, которые нужно соблюдать . У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов , готовность к изменению социальной позиции , желание учиться
Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают , насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
Интеллектуальный аспект готовности к школе – это уровень развития познавательной сферы психики . Он затрагивает такие психические функции , как восприятие, внимание, память, мышление , речь. Внимание: К семи годам ребёнок должен: -Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. -Выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 15–20 минут. -Уметь находить одинаковые предметы. -Находить 10 отличий между предметами. -Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу (копировать в точности узор или движение) и др . Восприятие . К семи годам ребёнок должен: -Различать форму предмета, его цвет и оттенки. -По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр. -Ориентироваться в пространстве (вниз, направо-налево, под-над, за, около, у, между и др.). -Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы ).
Память: К семи годам ребёнок должен: -Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов. -Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы. -Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов. -Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки. -Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно. /Можно тренироваться, заучивая телефоны родственников/. -Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось . Мышление . К семи годам ребёнок должен: -Объединять предметы в группы по определённым признакам. -Находить закономерность в построении ряда предметов. -Выделять предмет, не подходящий к общим признакам. -Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам. -Решать логические задачи. Делать простейшие выводы и обобщения. -Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними. Воображение . Воображение развивается вместе с мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в форме абстрактных понятий, то воображение – в форме особых образов. Воображение позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Речь . К семи годам ребенок должен: -Иметь правильное звукопроизношение. Развитый фонематический слух. -Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий. -Уметь читать стихи выразительно, эмоционально. -Уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану. -Уметь связно и грамотно говорить, последовательно излагать свои мысли. -Обладать широким кругозором и богатым словарным запасом. Вопросы для поступающих детей в школу : свой домашний адрес и название поселка, в котором он живет; название страны; имена и отчества своих родителей, их профессию или место работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дни недели, части суток; основные виды деревьев и цветов; уметь различать диких и домашних животных.
Лучше сделать заранее : 1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий. 2. Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору. 3. Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. 4. Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки. 5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей. 6. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Счастливого пути по дорогам знаний!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность детей к школе
ВведениеСтарший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизио...
Статья Педагогические условия технологии формирования психологической готовности детей к школе
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить Под...
Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.
Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....
буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»
Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...
Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"
Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...