Необходимость развития фонематического слуха ребенка
консультация (младшая, средняя, старшая группа)
В этом материале раскрывается понятие фонематического слуха. Признаки сформированности фонематического слуха при нормальном развитии ребенка. Признаки несформированности фонематического слуха и его роль в развитии звукопроизносительной стороны речи ребенка. А также представлены примеры игр и упражнений, котрые способствуют формированию фонетико-фонематических процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематический слух — это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.
У многих детей к 5 годам не сформирована как звуковая, так и смысловая сторона речи. Это отрицательно сказывается на овладении различными навыками и умениями.
При нормальном развитии речи формирование ее звуковой стороны происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, требуемых для произношения) и системы признаков звуков, необходимых для их различения. .
Дети с недостатками речи испытывают значительные затруднения при восприятии на слух близких звуков, определении из акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах.
Основные трудности:
- замена одного звука другим
- смешение звуков.
Замены и смешения звуков наблюдаются внутри определенных фонетических групп. Все это усложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Если детям своевременно не оказать помощь, то они не смогут полноценно овладеть грамотой, а в дальнейшем и письменной речью.
Далее приводятся примеры игр, которые способствуют формированию фонетико-фонематических процессов, предпосылок к овладению навыками чтения и письма.
Игры для старшей группы
«Будь внимателен»
Взрослый называет слово «вагон» и объясняет: «Я буду называть это слово то правильно, то неправильно. А вы внимательно слушайте и когда я ошибусь вы хлопните в ладоши.» Затем он произносит: «вагон – вакон – вагон – факон – фагон – вагон – вагон – вагом …
«Что лишнее»
Взрослый произносит несколько слогов, например: НА – НА – ПА – НА – НА – НА. Ребенок определяет, что здесь лишнее (ПА). НА – НО – НА; КА – КА – ГА; ПА – ПА – БА;
«Подбери похожие слова»
Взрослый произносит слова близкие по звучанию: «кошка – ложка; ушки – пушки». Затем произносит одно слово и предлагает ребёнку подобрать к нему другие слова близкие по звучанию. Ложка (кошка, ножка, окошко.) Зайчик (мальчик, пальчик). Банки (танки, санки). Мишка (книжка, шишка, малышка, мышка).
Подготовительная группа
«Чудесный мешочек»
Доставать из мешочка игрушки, называть и отхлопывать количество слогов.
1- мяч, шар, дом; кот и др;
2 – мишка, кукла, лошадь и др;
3 – машина, собака, дудочка и др.
«Слово можно прошагать»
Взрослый говорит ребенку, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Обращает внимание ребенка, что получился только один шаг- это короткое слово. Затем называет слово «машина» и одновременно делает 3 шага — длинное слово. Взрослый предлагает ребенку придумывать разные слова и одновременно шагать.
«Помощник»
Помоги Вале и Фоме разобрать свои вещи. У Вали предметы, в названии которых есть звук В, а у Фомы предметы, в названии которых есть звук Ф.
оборудование: картинки в которых есть звуки (ф,в)
(Можно использовать другие звуки, например: л-р, л-ль, р-рь и т.д)
«Определи сколько звуков в слове»
( мак, кот, бант, муха)
В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенка к 6 года овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их. У детей с речевыми нарушениями отмечается недостаточно четкая дифференциация звуков, то есть они смешивают их при произношении и восприятии на слух. Наша задача не только научить правильно произносить звуки, но и различать и употреблять сходные звуки.
Чрезвычайно великая роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения и фонематического слуха у детей.
Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимость для родителей вести с детьми специальные занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимость развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Тема этой работы чрезвычайно актуальна в последнее время. Развитие фонематического слуха и речи вообще – одно из главных направлений в современной дошкольной педагогике. Мы не можем на сто...
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
«Развитие фонематического слуха, как необходимое условие успешного обучения в школе»
Развитие фонематического слуха....
Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет №1
Задания для детей 4 лет, которые могут использовать родители для развития фонематического слуха и фонематического восприятия....
Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет № 2
Задания, которые могут использовать родители для развития Фонематического слуха и фонематического восприятия у детей....
Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет № 3
Задания, которые могут использовать родители для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей....