Раннее развитие детей-делаем детство ярче
консультация (младшая группа) на тему

формалева юлия петровна

Практически все родители стремятся развивать своего ребенка буквально с пеленок. И они правы, так как ученые считают, что пик развития умственных и творческих способностей приходится на 1,5-3 года. Именно в этом возрасте занятия с ребенком наиболее эффективны. Все методики раннего развития основаны на идее о том, что в течение первого года жизни мозг малыша развивается на 60%, к трем годам — на 80%. А примерно к 7 годам его рост заканчивается. Поэтому, начиная обучение ребенка с 1 класса, мы пропускаем самое чувствительное к развитию время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannee_razvitie.docx46.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Насчитывается несколько десятков методик раннего развития: методика Монтессори, Никитиных, Зайцева, Сесиль Лупан и многие другие. Но лучшей методикой для вашего малыша будет та, которую вы изобретете сами, зная обо всем, что уже придумано человечеством.

5 мифов о раннем развитии:

1. "Раннее развитие – это раннее обучение". Большинство мам, загоревшихся идеей раннего развития ребенка, на самом деле не столько развивают, сколько учат ребенка — читать, считать, различать цвет и форму, дают ему энциклопедические знания. День насыщен показами карточек, альбомов, презентаций, обучающими играми и развивающими игрушками.

На самом же деле в основе признанных методик лежит не обучение, а именно развитие — развитие тех способностей, которые даны ребенку с рождения. Возраст до 3 лет, а еще лучше до года самый подходящий для этих целей, потому что именно в это время малыш осваивается в новом для него мире, привыкает к нему. Чем старше он становится, тем сложнее ему будет развиваться. Вспомните пожилых людей, которым очень сложно привыкнуть к современным условиям .

2. "Можно обойтись без раннего развития. Нас никто специально не развивал и выросли нормальными людьми". К сожалению, мы не можем проверить, какими бы мы выросли, если бы наши родители развивали нас целенаправленно. Скорей всего, ничего страшного не случится, если вы пустите развитие ребенка на самотек и пройдете мимо имеющихся возможностей. Но тогда вы никогда уже не узнаете, каким мог бы стать ваш ребенок, да и вы тоже, потому что родители, осознанно развивающие своего малыша, развиваются вместе с ним.

3. "Ребенок лишится детства и быстро повзрослеет, что скажется на его психике". Малыши очень любознательны с самых первых дней и больше всего на свете любят учиться. Им интересно все, что их окружает. Помните песенку: "Ужасно интересно все то, что неизвестно. Ужасно неизвестно все то, что интересно". Дальше все просто — помогите малышу удовлетворить его потребность в знаниях и умениях! Он будет счастлив получить вашу поддержку и будет уверенно себя чувствовать.

4. "У ребенка сформируется негативное отношение к учебе". Жизнь показывает как раз обратное. Дети, которых развивали с рождения, очень любознательны и всегда открыты для новых знаний. Вы отобьете желание учиться, если будете заставлять ребенка заниматься тем, что ему не нравится.

5. "Нужно строго соблюдать выбранную методику". Все дети разные. Нет универсальной методики, которая подошла бы абсолютно каждому.

Выбирайте методику исходя из своих целей и особенностей вашего ребенка. Наверняка вам потребуется попробовать несколько методик, чтобы определить подходящую или создать собственную, сочетая элементы различных методик.

Что такое "раннее развитие"

Словами "раннее развитие" сейчас никого не удивишь, настолько они на слуху. Но не все четко представляют, что же это такое, о чем свидетельствуют неутихающие споры и разнополярные мнения специалистов. Раннее развитие – это комплексный подход к воспитанию ребенка, когда игры, занятия и общение в семье направлены на максимальное раскрытие умственного и физического потенциала малыша.

Каждой мамочке хочется, чтобы ее ребенок был самым умным, развитым и выделялся на фоне сверстников. Заниматься или нет с ребенком ранним развитием, каждый решает сам, но обратить внимание на популярные, завоевавшие доверие методики определенно стоит. При разумном подходе они принесут малышу много пользы, а маме дают больше поводов гордиться своим малышом.

На самом деле все не так сложно и страшно, как кажется на первый взгляд. С детьми нужно просто играть, как это делают мамы каждый день. Только игры и занятия выбирать такие, чтобы они не только позволяли весело провести время, но и учили чему-то кроху, а также развивали его психику, моторику, сенсорику, позволяли познавать окружающий мир.

Вокруг множества методик витает огромное количество мифов, существуют как поклонники, так и те, кто настроен резко негативно. Какую методику раннего развития выбрать?

Можно выделить несколько основных методик:

Раннее развитие по Монтессори- "Помоги мне сделать самому"

Мария Монтессори — одна из тех, кто сформировал педагогику ХХ века. Сегодня многие детские студии предлагают обучение по методике Монтессори. В отличие от традиционных занятий, педагог не организует деятельность детей. Дети приходят в пространство, наполненное развивающими материалами, созданными по проекту Монтессори. Комната разделена на 5 зон, каждая из которых формирует разные навыки и умения. Дети сами выбирают, с каким материалом заниматься и сколько по времени. При этом, педагог не вмешивается в занятия детей. 

 Главным принципом системы Марии Монтессори является уверенность, что ребенок сам знает, в каком направлении ему двигаться. Задача, которую решает данная методика: создать благоприятные условия для саморазвития ребенка.  Роль родителя или педагога – организовать среду развития с помощью специальных материалов. В работающих по данной педагогической системе детских садах малыши окружены различными предметами, помогающими им самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Воспитатели являются мудрыми помощниками, которые не ограничивают, а направляют детей. То же самое относится и к взрослым, которые должны показывать ребенку пример, которому он будет подражать, и направлять его способности в необходимое русло, обеспечивая соответствующими игрушками.

Основные пункты системы М. Монтессори:

  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся  "учителями", при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на 5-6 зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями – Монтессори-материалами).
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Спорные моменты:

  • Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков, но для гармоничного развития малыша нужны еще занятия спортом, эстетическое развитие – музыка, творчество, танец.
  • В системе нет ролевых и подвижных игр, а ведь игра – это ведущая деятельность ребенка и основная база его развития. Малыш познает мир, играя.
  • Отрицание творчества, которое является одним из основных ресурсов развития правого полушария. Правое полушарие отвечает за гуманитарные способности. Монтессори-материалы развивают, в основном, левое полушарие – логику, математические способности, анализ информации. В некоторых студиях присутствует творческая зона, но это уже атрибут нашего времени.
  • После демократичной системы Монтессори, детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах. Эта методика подходит больше всего усидчивым, "вдумчивым" детям, которые способны подолгу сосредотачиваться на предмете.

Вальдорфская педагогика-"Нет раннему развитию".

Основатель-философ и педагог Рудольф Штайнер.

Суть метода- помочь ребенку развить заложенные в нем от природы возможности.

В основе Вальдорфской системы развития лежат абсолютно другие принципы. Обучение делится на три этапа, учитывая возраст детей: ребенок до семи лет получает новые знания и умения через подражание, с семи до 14 лет подключаются чувства и эмоции. И лишь с 14 лет дети "включают" логику. Данная методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Кстати, взрослые должны полностью вычеркнуть из жизни ребенка телевизор, компьютер и видеоигры. 

Основные идеи:

  • Вальдорфская педагогика не ставит себе целью развитие интеллекта малыша, считается, что до школы ребенка нельзя учить читать и писать. Маленький ребенок постигает мир, пробуя все сам. В требования педагогов входит запрет на радио, кино и телевидение.
  • Методика запрещает оценивать ребенка. Оценка - как отрицательная, так и положительная - считается вмешательством в естественное развитие. Ребенок, ожидающий оценки, действует из желания добиться похвалы.
  • В Вальдорфских студиях изучают народную культуру и разнообразные виды художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы, изобразительное искусство пронизывают жизнь детей. Они проигрывают сказки, изображают сказочных персонажей.
  • Помимо занятий искусствами, широко практикуются разные формы ручного труда и ремесла. К ним относится привлечение детей к домашнему хозяйству (выпечке печения, хлеба, приготовлении салатов, сервировке стола, уборке помещения), рукоделие и овладение различными ремеслами: изготовление кукол и других игрушек, работа с шерстью, плетение ковриков, изготовление свечей, корзиночек, фонариков.
  • Важным содержанием жизни детей является игра. Помимо свободной игры, здесь практикуются особые игры-хороводы - "райгены". Например, дети движениями показывают, как растет и распускается цветок, деревья качаются на ветру, как движутся разные животные, как работают люди разных профессий. Широко используются также пальчиковые игры, в которых каждое тонкое движение руки несет в себе определенный образ.
  • Основой программы занятий является ритм и повторение. Уделяется много внимания тому, чтобы дневной, недельный и годовой ритмы малышей сохранялись неизменными. Считается, что так мы получаем возможность приблизиться к ритму природы, а через природу – к своим собственным ресурсам.
  • Особое внимание уделяется детским взаимоотношениям. Воспитатель стремится постоянно подчеркивать ценность и уникальность каждого ребенка.

Спорные моменты:

  • Сторонники Вальдорфской педагогики полагают, что методика Штайнера направлена на то, чтобы помочь школьнику взойти к его "высшим духовным телам". Согласитесь, что цель весьма неконкретна, потому что апеллирует к понятиям, которые невозможно ни пощупать, ни измерить.
  • Учителя Вальдорфских школ настаивают на том, чтобы дети лечились гомеопатией и были далеки от СМИ. Эти же требования касаются и их родителей.
  • Вальдорфская педагогика ориентирована, в основном, на творческое и духовное развитие личности. Эта среда вряд ли сможет достойно развить ребенка с техническими способностями.
  • Выпускники школ и детских садов системы не всегда легко потом вписываются в среднестатистические учебные заведения, в компанию обычных детей. Они привыкли к дружественной, творческой и очень оберегающей среде. Вероятно, что таким деткам будет трудно столкнуться с отсутствием индивидуального подхода учителей или, скажем, дедовщиной в классах. Поэтому, если ребенок ходит в Вальдорфский детский сад – оптимально сразу присмотреть для него школу в аналогичной системе образования.

Методика Глена Домана-"Гармоничное развитие ребёнка"

 Основатель-Глен Доман - американский врач-нейрофизиолог, автор программы интенсивного интеллектуального и физического развития детей, начиная с рождения. 
Эта методика основана на сочетании физического и умственного развития ребенка. В случае с детьми одно неотделимо от другого, поэтому необходимо гармонично сочетать занятия, которые направлены на психомоторное развитие детей до года, а также раскрытие их интеллектуального потенциала.  Практически с самого рождения с ребенком проводят двигательные упражнения, чтобы ускорить его физическое развитие. А начиная с трех-шести месяцев малышу регулярно показывают карточки, позволяющие ему научиться чтению, счету и получить энциклопедические знания. Ребенку показываются карточки с изображением и названием различных предметов на 1-2 секунды. Считается, что ребенок подсознательно их запоминает и может заучить большой объем информации.

Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.

Так, счет для малышей выглядит как игра с карточками, на которых изображены крупные красные точки. И вслух называется количество точек, а не цифра. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Родителям предлагается сделать набор карточек с изображениями великих людей, растений или животных. Малыш должен не только запомнить название изображения, но и рассказать о нем.

Доман в своих исследованиях выяснил, что, чем больше ребенок двигается, тем более успешно он осваивает любые новые знания и навыки. Потенциал мозга и тела малыша огромен, нужно лишь помочь ему реализоваться.

Основные идеи:

  • Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности. Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.
  • Человеческий мозг развивается благодаря предложенной ему нагрузке, и этот рост фактически завершается к шести годам.
  • Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только будут делать это искренне и радостно.

Спорные моменты:

• Мало знать те или иные факты. Нужно уметь их применять и использовать.

• Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка.

• Изучая написанные на карточках слова и другие непонятные объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. Вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, которую видел до этого на картинке. Ведь для этого требуется определенный опыт, интеллектуальная зрелость, которой у годовалых детей еще нет.

• Система делает ребенка пассивным участником, он получает информацию только для того, чтобы потом ее воспроизвести. Таким образом, притупляется любознательность, заложенная в каждом ребенке с рождения, исчезает желание самостоятельно познавать и изучать мир.

• Интеллектуальное развитие малыша и оперирование абстрактными понятиями почти не оставляют времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие.

• На занятиях в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: осязания (вкус), обоняния, тактильных ощущений.

• Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребенок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. Он только воспроизводит ранее заученный текст.

• Малыш, привыкший получать легкие знания только из картинок, скорее всего, уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций и не захочет учиться тому, что трудно или неинтересно.

• Малыши лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. А по Доману, подача материала происходит только одним способом – через карточки.

Методика Сесиль Лупан-"Поверь в свое дитя"

"Ребенок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь."

Методика Сесиль Лупан основана на развитии основных чувств ребенка, становлении его физиологии и психоэмоционального фона. Методика Сесиль Лупан связывает обучение и развитие ребенка с возникновением у него интереса к окружающему миру. Детям пытаются дать  именно те знания, и в тот момент, когда им этого хочется. Большим плюсом является то, что для обучения используется то, что оказывается под рукой, никаких специальных пособий, методических материалов и приспособлений не требуется.

Сесиль Лупан взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее.  Так, автор рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, пусть даже он и не понимает слов. Зато малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, "стул" возле стула, а "диван" рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.

"Дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса". Ребенку недостаточно того, что вы оберегаете его от того, чтобы он не упал и не замерз. Для полноценного развития малышу необходимо заниматься с родителями, читать, лепить, фантазировать. И, что очень важно, видеть интерес взрослого к нему и к совместным занятиям. При этом, Сесиль Лупан не советует добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, с максимальной пользой. “Необходимо почаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами”, - считает Лупан. Но то время, которое вы посвящаете друг другу, нужно проводить максимально полезно, эмоционально, насыщенно.

Советы Сесиль Лупан:

  • Нужно поощрять любые усилия ребенка, радоваться его успехам.
  • Делайте вместе с малышом упражнения, посвященные развитию зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Это способ расширять его представления об окружающем мире.
  • Останавливайте игру прежде, чем ребёнок устанет от неё. Ведь любознательность поддерживается быстротой и новизной.
  • Не проверяйте своего ребенка.

Кубики Зайцева-"Не учиться, а играть"

Наблюдая за поведением малышей, педагог Николай Зайцев заметил, что они никогда не произносят буквы раздельно, чтобы потом соединить их в слоги. Есть версия, что традиционный принцип обучения чтению расчленяет цельную речь на искусственные элементы - буквы. Зайцев считает, что такая методика плохо отражается на формировании речи и закрепощает малышей в их взаимодействии с родным языком.

Нетрудно заметить, что методика Зайцева имеет сходство с системой Глена Домана. В обоих случаях высокую эффективность обучения обеспечивает одновременное подключение зрительного и слухового восприятия. Однако, справедливо будет заметить, что Зайцев продвинулся в этом направлении дальше Домана – кубики Зайцева разноцветные, звучащие и различных размеров. Соответственно, увеличивается число каналов восприятия, по которым к ребенку поступает информация, в результате чего повышается эффективность обучения.

 Кубики Зайцева помогают обучать чтению детей, начиная с 2-х лет. Они так же подходят детям с задержкой психического развития, детям с психоневрологическими проблемами и аутистам. Обучение происходит с помощью кубиков, таблиц и музыкальных записей, под которые ребенок пропевает "склады"- части слова. "Кубики Зайцева"  основаны на игре, которая является естественной деятельностью детей.

Кубики различаются по цвету, размеру, издают разные звуки. Они бывают железные и деревянные. Эти особенности помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Преимущества методики Зайцева:

  • ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв, ему 
    не нужно ломать голову над тем, как прочесть рядом стоящие Б и А, 
    малыш не запинается и быстро осваивает чтение; 
  • занимаясь по пособиям Зайцева, ребенок будет сразу и на всю жизнь 
    застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напишет 
    “жыраф” или “шына”); 
  •  кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению с 
    полугодовалого возраста. Но и в пять лет не поздно начать заниматься. Система 
    не привязана к определенному возрасту; 
  •  если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, 
    система Зайцева может стать своеобразной “скорой помощью”.

Недостатки методики Зайцева:

  • логопеды и дефектологи говорят о том, что малыши, выучившиеся читать 
    “по Зайцеву”, часто “проглатывают” окончания, не могут разобраться в 
    составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и 
    никак иначе); 
  •  детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают 
    проходить фонематический разбор слова и учитель просит выкладывать 
    слово на карточках: гласный звук - красная карточка, звонкий согласный 

синяя, глухой согласный - зеленая; в методике Зайцева звуки 
обозначены совсем другими цветами.

Методика Никитиных-"Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей".

Борис и Елена Никитины - родители, педагоги, авторы оригинальной методики семейного воспитания, одни из основоположников идеи формирования творческих способностей с самого раннего детства. Они воспитали семерых детей. Сейчас в семье подрастают 24 внука.

 Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. " Развиваться начинают у ребенка только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к моменту этого созревания. Возможности развития способностей, достигнув максимума в момент созревания, не остаются неизменными. Если они "не нужны", то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если у ребенка нет необходимых видов деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование-они сформулировали это, как НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). "

Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать. Например, авторы настоятельно советуют отказаться от всевозможных колясок и манежей, считая их своеобразной детской тюрьмой. Разумеется, перед этим нужно подготовить квартиру, сделав ее максимально безопасной для ребенка.  Главная цель – не мешать детскому развитию, а помогать ему; не заставлять ребенка, а создавать необходимые условия для самосовершенствования. Эта задача выполняется с помощью трех основных принципов:

свобода и самостоятельность ребенка (отсутствие специальных тренировок, сочетание спорта с другими видами работы);

спортивная обстановка (снаряды, тренажеры) в квартире и легкая одежда, не сковывающая движения малыша

неравнодушие взрослых к успехам и неудачам детей.      

Система Никитиных представляет собой набор спортивных и развивающих заданий, расположенных в порядке возрастания их сложности. Взрослый не должен давать способа решения поставленных задач. Если ребенок не справляется, задание откладывается до тех пор , пока он подрастет. Никитин считает, что родители должны создать для детей "опережающие" условия и богатую развивающую среду. Это означает, что дом, где живет ребенок, нужно наполнить физическими снарядами, интеллектуальными творческими играми и пособиями, много заниматься со своими детьми. Важно, чтобы пособия были чуть сложнее, чем возможности ребенка на сегодняшний день. Каждый ребенок обладает колоссальными способностями ко всем видам деятельности. Если эти возможности вовремя не реализовать, то они угасают. Впоследствии, у ребенка будут лучше развиты те навыки, которые тренировали с самого детства.       

                                                                                                   

Основные идеи:

  • никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия с другими видами деятельности; 
  •  родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие в их играх, соревнованиях, самой жизни; 
  •  кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. Тоже самое относится и к ребенку после года. Никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно; 
  • регулярные воздушные ванночки, закаливающие процедуры; 
  •  борьба со стерильной средой; 
  •  обучение гигиеническим навыкам с рождения – выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью; 
  •  специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем – с использованием спорткомплекса; 
  •  предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Это учит его занимать активную жизненную позицию; 
  • родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. Это учит его в дальнейшем осторожности; 
  • при встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), нужно продемонстрировать преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации; 
  •  если вы что-то запрещаете малышу, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: "Рвать книги нельзя, а старую газету можно"; 
  • впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.

Спорные моменты:

Никитины уделяли внимание развитию физических возможностей, интеллекта, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона воспитания почти отсутствовала. Интенсивно развиваются способности, за которые отвечает левая половина мозга, практически оставляя правую половину без внимания. Но, если малыш родился с гуманитарными склонностями, то, по системе Никитиных, мы как раз упускаем возраст, чувствительный к развитию этих способностей. 
Что касается физической закалки – важно не перестараться. Есть детишки, которые комфортно чувствуют себя при +18, если ваш ребенок – не из таких, лучше смягчить стартовые условия.

 Плюсом системы является то, она позволяет рационально организовать время, помогает закаливанию и спортивной подготовке детей. Минус: отсутствие индивидуального подхода и недостаточное внимание развитию речи и сюжетно-ролевой игре

Методика Масару Ибука-"После трех уже поздно"

 Основная мысль, которую Масару Ибука доносит до родителей: "До достижения трехлетнего возраста ребенок должен получить как можно больше знаний, освоить какие только возможно умения и навыки, получить опыт взаимодействия с людьми и окружающим миром". Масару Ибука утверждает: именно в течение первых трех лет в мозге формируются нейронные связи. По его словам, родители не должны беспокоиться о том, что могут "перегрузить" своего ребенка: до 3 лет малыши впитывают информацию подобно губке и при этом способны воспринимать довольно сложные произведения искусства, например, классическую музыку и живопись.

Масару Ибука учит родителей проводить с ребенком как можно больше времени, чаще брать его на руки, но при этом не "сюсюкать" с ним. Читать малышу книги с картинками, давать слушать музыку, и при этом не ограничиваться только детскими книжками и песенками. По мнению Масару Ибуки, в воспитании ребенка должны принимать участие оба родителя. Мама и папа не должны мешать развитию детской фантазии, поощрять творческие наклонности.

Автор методики уверен: ни один ребенок не рождается ни дураком, ни гением. Вся дальнейшая жизнь человека зависит от тех знаний и опыта, которые он получил до трех лет.

Главное правило методики "После трех уже поздно" заключается в следующем: с ребенком нужно заниматься как можно больше.

Что под этим подразумевается и что еще необходимо делать:

  • как можно чаще брать ребенка на руки, если хочет — разрешать спать в постели с родителями;
  • учить стихи каждый день — это тренирует память;
  • говорить ребенку правду о сложных вещах, в том числе правдиво отвечать на вопросы, связанные с полом;
  • обустроить яркую детскую комнату, под рукой у ребенка должны быть карандаши, бумага и другие предметы для творчества;
  • если ребенок проявляет интерес к музыке — отвести его в музыкальную школу: занятия музыкой дисциплинируют, тренируют концентрацию;
  • приучить ребенка к занятиям спортом, в особенности плаванием.

   По мнению Масару Ибуки, переизбыток игрушек вредит ребенку, рассеивает внимание. Игрушки для малышей должны быть очень приятными на ощупь. Лучше всего, если это будут не готовые игрушки, а такие, в создании которых участвует сам ребенок. Всевозможные конструкторы и пазлы, наборы для творчества.

Родителям могут показаться необычными некоторые советы Масару Ибуки. Например, он советует не ругать ребенка за проступки и неудачи. При этом автор методики рекомендует в случаях, когда малыш ведет себя неподобающе, вызывать у него негативные эмоции — не бранью, а другими способами.

Еще один совет, кажущийся на первый взгляд странным, - не мешать ребенку вступать в конфликты. По мнению Масару Ибуки, конфликтные ситуации учат мальчика или девочку выстраивать отношения с другими людьми. 


Всё будет хорошо!

Наверняка, ознакомившись с методиками раннего развития, вы обнаружите, что многие принципы, заложенные в их основе, вы применяете в воспитании собственных малышей. И все же – ни одна педагогическая система не является идеальной, так что лучшим вариантом для думающих родителей, желающих вырастить умного и счастливого ребенка, станет объединение нескольких методик, конечно, с учетом их сильных и слабых сторон.

Методики раннего развития весьма разнообразны, среди них непросто выбрать какую-то одну. Но этого и не требуется. Можно ознакомиться со всеми и выбрать то, что наиболее интересно и комфортно и ребенку, и родителям. Развивать своего малыша можно по какой-то одной методе или сделать "сборную солянку" из нескольких. Некоторые мамочки предпочитают самостоятельно подобрать занятия и игры для крохи на основе изученных материалов. Главное-ориентироваться на то, как ребенок реагирует на занятия.

  • Не перегружайте ребенка, гонясь за результатами! Не стоит также бросаться из одной крайности в другую, резко меняя образ жизни малыша. Главная задача раннего развития – здоровое, гармоничное и счастливое детство.
  • Если малышу нравится и он с удовольствием принимает участие в развивающих играх, то все в порядке и можно продолжать обучение. Но в случае, когда мама видит, что ребенку тяжело, он не может понять смысл занятия или скучает, что ему не интересно, то следует более тщательно подбирать методики развития.
  • Любые игры и занятия вводите по принципу "от простого к сложному".
  • Всегда хвалите ребенка (за интерес, за старание и т.п.), даже если у него что-то не получается с первого раза.
  • Занимайтесь с малышом тем, что нравится вам самим, и тогда это будет любить ваш малыш. Находите время для ваших занятий только тогда, когда у вас с малышом хорошее настроение. Обязательно учитывайте степень заинтересованности и радостности ребенка.
  • Уделите малышу совсем немного своего драгоценного времени, и не успеете оглянуться, как он удивит вас своими результатами!

К сожалению или к счастью, универсального рецепта развития ребенка не существует. Удел каждого родителя в этом вопросе: постоянный поиск и сомнения. Каждый ребёнок индивидуален. И подход к развитию каждого малыша должен быть индивидуальным, ориентироваться надо только на его личные возможности, реакции и желания. Но в конце обязательно всё будет хорошо!

Какую бы методику развития для своего малыша вы не выбрали, главное – это любовь и уважение!  Желаю счастливого, гармоничного, яркого детства нашим детям!

Формалева Ю.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

русские народные сказки для детей раннего возраста по программе "Детство"

знакомство детей раннего возраста с художественной литературой через русские народные сказки...

сказки народов мира для детей раннего возраста по программе "Детство"

знакомство детей раннего возраста со сказками народов мира....

Раннее развитие или как сделать детство ребёнка ярким?

Пожалуй сейчас нет такой мамы, которая не слышала бы термин "раннее развитие". Мнение относительно его полезности среди родителей существенно расходятся. Одни мамы учат читать малыша уже с 6...

Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего возраста к дошкольному детству

Аннотация. В статье раскрываются особенности развития игровой деятельности детей на этапе перехода от раннего возраста к дошкольному детству.Ключевые слова: ранний возраст, игровая деятельность, дошко...

стихотворение посвященное выпускникам от воспитателя, подслушанный разговор детей "Дело было вечером, делать было нечего...."

Из послушанного разговора детей:кто кем хочет быть,когда вырастет, мне пришла идея сочинить стихотворение на память для их родителей....

Художественно- эстетическое развитие "Дети делают зарядку"

Одно из сложнейших дел - это научить человека рисовать человека в двежении....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) в старшей группе «Дети делают зарядку»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) в старшей группе «Дети делают зарядку»...