Воспитание юного петербуржца
статья по теме
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большое количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Санкт-Петербург справедливо считают одним из самых прекрасных европейских городов. Часто называемый "северной столицей" России - это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории. Непохожий на другие российские города, Петербург часто становился местом действия литературных произведений и героем поэм.
Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой родной город, любить его. А еще они должны с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей нашего удивительного петербургского сообщества. Жители Петербурга отличаются высоким уровнем культуры и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.
Задача педагога подготовить ребёнка к этой встрече с чудом, при этом обязательно необходимо очень тесное сотрудничество с родителями. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания к своему городу каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств ребёнка.
Особое значение для вхождения в сложный мир культуры, жизни в обществе с другими людьми имеет дошкольный возраст, когда у детей активно формируется познавательное, эстетическое и творческое отношение к действительности, происходит становление интересов к кругу социальных явлений, выходящих за рамки личного опыта ребенка. Поэтому так важно для ребенка именно в этом возрасте сделать свои первые шаги на пути знакомства с культурой, обществом и историей своего родного города. Для этого необходимо создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре.
Воспитание петербуржца обеспечивается созданием единого воспитательного пространства города, в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни.
Помимо учреждений системы образования (ДОУ, ОУ и т. д.) активное участие в воспитательной деятельности принимают различные учреждения культуры музеи, театры, библиотека, почта, парки и др.
Таким образом, задача образовательного учреждения заключается в обеспечении формирования у воспитанников:
• нравственной и гражданской позиции по отношению к Санкт-Петербургу и России;
• толерантности по отношению к ценностям различных культур;
• готовности к позитивной личностной самореализации;
Цель работы: приобщение детей дошкольников к историческим и культурным ценностям своего города, воспитание толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности.
Задачи:
• Формировать у детей любовь и бережное отношение к родному городу, желания узнать свой город, познакомиться с ним ближе.
• Формировать чувство гордости и гражданскую позицию «Я - петербуржец!», осознающего себя жителем Санкт-Петербурга и продолжателем его традиций.
• Формировать начальные знания о родном городе.
• Воспитывать ребёнка в лучших традициях петербургской культуры.
• Воспитывать человека творческого, умеющего мыслить неординарно, замечать необычное, удивительное, примечательное, дарящего окружающим доброту, радость, красоту, активного члена общества.
Для решения выше названных задач, можно использовать следующие формы работы:
Создать в детском саду особое музейное пространство в виде "Петербургского уголка" в каждой группе. В нем подобрать игры, альбомы, иллюстрации, мозайки с видом Петербурга и книги.
Выставляются экспозиции разной тематики, организуется мини музей, позволяющие получить наглядное представление о соответствующей эпохе, окунуться в атмосферу и условия жизни народа в прошлые времена и в настоящее.
Установить связи с культурными учреждениями нашего города (музеями, библиотеками, школами, детской филармонией и пр.) с целью совместного сотрудничества. Регулярно проводить в детском саду концерты детской филармонии, показ кукольных и фольклорных спектаклей.
Привлекать родителей к организации и проведению праздников, конкурсов, досугов, совместных экскурсий. Для старших дошкольников организовывать совместные с родителями экскурсии по городу, экскурсии в музей хлеба, музей кукол, воды, истории города, к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, библиотека, почта, аптека и т. д., дети узнают об их назначении, о том, что все это создано для удобства людей.
В детском саду разработать систему мероприятий, посвященных знакомству детей с историей города и России. Образовательную деятельность с детьми проводить в группах, в музыкальном зале и в городском пространстве Санкт - Петербурга.
В корридорах детского сада организовывать выставки детских работ старших дошкольников, посвящённые: «Дары осени», «Разорвано блокадное кольцо», «Рождественская ярмарка», «Никто не забыт и ничто не забыто» ко Дню Победы, «Пасхальная ярмарка», «С Днём рождения, любимый город», и т. д.
Проводить комплексную образовательную деятельность: «Наш Пушкин», дни памяти героической обороны города и т. д. На этих мероприятиях использовать ЭОР, презентации, слайд-шоу, видеофильмы, проходят встречи с ветеранами ВОВ, для них дети готовят концерты ко дню Победы, снятию блокады, дети участвуют в возложении цветов к памятникам в эти памятные даты.
Совместно с родителями проводить выставки семейных реликвий, фотографий «Любимые места в Санкт – Петербурге», «Где мы были», «Рисуем сказки Пушкина»- рисунки и поделки по сказкам А. С. Пушкина и т. д. Предложить детям совместно с родителями нарисовать герб семьи, что позволяет подвести детей к уважению к своим предкам, бабушкам дедушкам, гордости за свою семью.
Дома и в группах проводить совместную деятельность взрослого с детьми, посвящянную знакомству детей с бытом, ремеслами и традициями русского народа. Учить мастерить кукол из тряпок, мочала, ниток. На совместных досугах разучивать народные песни, потешки, частушки.
Большое место в приобщении детей к культуре города занимают народные праздники и традиции, а мероприятия удобно планировать в соответствии с этнокалендарём.
Совместно с родителями желательно проводить праздники:
1. Осенины. День матери. День пожилого человека.
2. Святки
3. День защитника отечества
4. Масленица
5. Встреча Весны. Праздник берёзки.
6. Пасха и др.
В работе с родителями использовать интернет ресурсы, на сайте детского сада и на страничках групп воспитатели предлагают родителям информацию о том, куда можно сходить в городе с ребёнком в свободное время, рекомендации по тому, на что обратить внимание детей в том или ином месте в городе.
Работая в данном направлении мы поможем детям укрепить гражданскую позицию Я - петербуржец. Помочь детям ориентироваться в городском пространстве. Повысить познавательный интерес к городу, интересоваться его историей, любить его и гордится им. С уважением относиться к традициям своей родины, города и традициям других народов
Выводы по результатам работы.
В результате проводимой работы на выходе в школу мы можем наблюдать у детей следующие качества:
• Дети гордятся своим городом и любят его, интересуются историей и событиями современности, повысился познавательный интерес к городу.
• У детей укрепляется гражданская позиция Я – петербуржец. Повысилась культура поведения петербуржца и общения со сверстниками и взрослыми.
• Дети стремятся к бережному отношению к достопримечательностям, культурным ценностям города, осознают ценность памятников искусства и культуры.
• Дети лучше ориентируются в городском пространстве ближайшего окружения.
• Стали более наблюдательны, развито творческое воображение, активно участвуют в различной совместной деятельности, отзывчивы к другим людям, с уважением относятся к традициям своей родины и традициям других народов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам
За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...
Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца
Воспитание личности ребенка посредством использования городской среды, как развивающей, в контексте современных методологических подходов к воспитанию, развитию и коррекции познавательно-речевого разв...
"КОНСУЛЬТАЦИИ и СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ЮНОГО ПЕТЕРБУРЖЦА"
Данная информация очень хорошо пользуется вниманием родителей. Ведь совместная работа педагогов и родителей всегда даёт положительную динамику в воспитании и обучении детей....
Методическая разработка по теме: «Воспитание юного петербуржца»
Представлена система занятий для детей старшего и подготовительного возраста по развитию личностного интеллектуально – творческого потенциала ребёнка через ознакомление с городом Санкт - Петербу...
метод.разр.:Взаимодействие семьи и ОДО в воспитании юного петербуржца -"ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ"-1,2,3г. обучения детей"
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию метод.разраб. по работе с родителями «Взаимодействие семьи и ГБДОУ в воспитании юного петербуржца»,....
Название статьи: Городской детский сад Воспитание юного Петербуржца
Название статьи: Городской детский садВоспитание юного ПетербуржцаАвтор: воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ д/с № 85 Лунина Ирина Валерьевна. ...
Проект: "Воспитание юного петербуржца".
реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления с Санкт - Петербургом....