Среда и развитие ребенка
статья (младшая группа) на тему
«Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги»
А.С. Макаренко.
Среда и развитие ребенка
Чтобы ребенок стал подлинным членом человеческого общества, он должен жить среди людей, воспитываться взрослыми, слышать их речь, подчиняться их требованиям, учиться у старших, осваивать те знания, которые приобрели люди за много веков их жизни и труда.
От того, чему взрослые обучают детей, что от них требуют, что поощряют и что порицают, как старшие организуют весь образ жизни детей, в особенности от их деятельности, зависит и то, какие склонности, интересы и привычки, какие качества характера развиваются у ребенка.
Ребенок – единый и очень сложный организм. Его физическое состояние, например состояние пищеварительной или дыхательной системы, сказывается на его поведении, на строении и в конце концов может даже повлиять на его характер.
Больной ребенок вял, малоподвижен и обычно капризен; иногда болезнь или даже только временное нарушение работы кишечника, насморк, прорезывающиеся зубы, нарушенный сон вызывают резкое изменение поведения ребенка; он становится раздражительным, иногда без видимой причины плачет, упрямится, плохо ест.
Чем больше нарушено обычное настроение ребенка, его поведение, тем более чутким, спокойным, но твёрдым должно быть обращение с ним воспитателя. Частое нарушение ребенком правил поведения формирует у него дурные привычки, а значит, отрицательно влияет на развитие его личности.
Развитие – сложный, противоречивый процесс. Оно не идет равномерно. Бывают периоды бурного развития либо одной стороны психики (например, речи у преддошкольника). В другие периоды быстро развиваются движения, мышление и т.д. Эта равномерность развития в известной мере связаны с теми изменениями, которые наступают в организме ребенка в разные периоды его жизни.
Ребенок обычно очень активен. Все здоровые дети испытывают потребность в активном действовании. Младенец перебирает игрушки, стучит погремушкой, выбрасывает из кроватки игрушки на пол. После года активность ребенка находит свое выражение в ходьбе, затем в лазанье. Ребенок передвигает предметы по комнате, возит, носит, укладывает их. На основе этих видов активности, благодаря руководству воспитателя ему становятся доступными начальные формы игры, труда. Дети строят, лепят, рисуют, клеят. У них развиваются и специальные формы умственной активности. Дети задают взрослым множество вопросов, делают «опыты», наблюдают, строят догадки, рассуждают. Ребенок стремится принять участие в любой работе, которую делают взрослые, и радуется как общему успеху, так и своим достижением.
Очень важно, чтобы эта активность ребенка вела к созданию у него правильных представлений об окружающем, к освоению нужных навыков и к закреплению полезных привычек.
Благодаря своей активности ребенок вступает в общение с внешним миром. Без общения с окружающими людьми и действий с предметами ребенок не может овладеть опытом взрослых людей, у него не формируются полезные привычки и такие сложные и важные человеческие чувства, как радость открытия, гордость за достижения своего маленького коллектива, переживание неудачи или успеха, интерес к новому делу или овладение им.
В правильно организованной деятельности, в повседневном общении ребенка с окружающими людьми совершается его умственное, физическое и нравственное развитие. Поэтому основной задачей воспитания умение овладеть детской активностью и направить ее по тому пути, который приводит к развитию у ребенка полезных привычек, устойчивых интересов, положительных черт характера.
Хорошо известно, что дети не рождаются одинаковыми. Одни из них легко возбуждаются и с трудом успокаиваются, другие более уравновешены; одни очень спокойны и малоподвижны, другие находятся в постоянном движении; одни начинают говорить уже в конце первого года жизни, у других развитие речи задерживается. У одних детей рано проявляются способности к рисованию, другие овладевают изобразительной деятельностью с трудом, некоторые дети обнаруживают уже с двух-трех лет настойчивость и упорство достижении своей цели, другие легко от неё отказываются, как только встречаются с затруднениями.
Задача воспитания состоит в том, чтобы искать для каждого ребенка те пути и приемы, которые дадут наилучший педагогический результат. Для этого нужно хорошо знать своих воспитанников, их возрастные и индивидуальные особенности. Чтобы управлять развитием ребенка, следует не только внимательно следить за успехами в его развитии, но и знать общие законы развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sreda_i_razvitie_rebenka.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги»
А.С. Макаренко.
Среда и развитие ребенка
Чтобы ребенок стал подлинным членом человеческого общества, он должен жить среди людей, воспитываться взрослыми, слышать их речь, подчиняться их требованиям, учиться у старших, осваивать те знания, которые приобрели люди за много веков их жизни и труда.
От того, чему взрослые обучают детей, что от них требуют, что поощряют и что порицают, как старшие организуют весь образ жизни детей, в особенности от их деятельности, зависит и то, какие склонности, интересы и привычки, какие качества характера развиваются у ребенка.
Ребенок – единый и очень сложный организм. Его физическое состояние, например состояние пищеварительной или дыхательной системы, сказывается на его поведении, на строении и в конце концов может даже повлиять на его характер.
Больной ребенок вял, малоподвижен и обычно капризен; иногда болезнь или даже только временное нарушение работы кишечника, насморк, прорезывающиеся зубы, нарушенный сон вызывают резкое изменение поведения ребенка; он становится раздражительным, иногда без видимой причины плачет, упрямится, плохо ест.
Чем больше нарушено обычное настроение ребенка, его поведение, тем более чутким, спокойным, но твёрдым должно быть обращение с ним воспитателя. Частое нарушение ребенком правил поведения формирует у него дурные привычки, а значит, отрицательно влияет на развитие его личности.
Развитие – сложный, противоречивый процесс. Оно не идет равномерно. Бывают периоды бурного развития либо одной стороны психики (например, речи у преддошкольника). В другие периоды быстро развиваются движения, мышление и т.д. Эта равномерность развития в известной мере связаны с теми изменениями, которые наступают в организме ребенка в разные периоды его жизни.
Ребенок обычно очень активен. Все здоровые дети испытывают потребность в активном действовании. Младенец перебирает игрушки, стучит погремушкой, выбрасывает из кроватки игрушки на пол. После года активность ребенка находит свое выражение в ходьбе, затем в лазанье. Ребенок передвигает предметы по комнате, возит, носит, укладывает их. На основе этих видов активности, благодаря руководству воспитателя ему становятся доступными начальные формы игры, труда. Дети строят, лепят, рисуют, клеят. У них развиваются и специальные формы умственной активности. Дети задают взрослым множество вопросов, делают «опыты», наблюдают, строят догадки, рассуждают. Ребенок стремится принять участие в любой работе, которую делают взрослые, и радуется как общему успеху, так и своим достижением.
Очень важно, чтобы эта активность ребенка вела к созданию у него правильных представлений об окружающем, к освоению нужных навыков и к закреплению полезных привычек.
Благодаря своей активности ребенок вступает в общение с внешним миром. Без общения с окружающими людьми и действий с предметами ребенок не может овладеть опытом взрослых людей, у него не формируются полезные привычки и такие сложные и важные человеческие чувства, как радость открытия, гордость за достижения своего маленького коллектива, переживание неудачи или успеха, интерес к новому делу или овладение им.
В правильно организованной деятельности, в повседневном общении ребенка с окружающими людьми совершается его умственное, физическое и нравственное развитие. Поэтому основной задачей воспитания умение овладеть детской активностью и направить ее по тому пути, который приводит к развитию у ребенка полезных привычек, устойчивых интересов, положительных черт характера.
Хорошо известно, что дети не рождаются одинаковыми. Одни из них легко возбуждаются и с трудом успокаиваются, другие более уравновешены; одни очень спокойны и малоподвижны, другие находятся в постоянном движении; одни начинают говорить уже в конце первого года жизни, у других развитие речи задерживается. У одних детей рано проявляются способности к рисованию, другие овладевают изобразительной деятельностью с трудом, некоторые дети обнаруживают уже с двух-трех лет настойчивость и упорство достижении своей цели, другие легко от неё отказываются, как только встречаются с затруднениями.
Задача воспитания состоит в том, чтобы искать для каждого ребенка те пути и приемы, которые дадут наилучший педагогический результат. Для этого нужно хорошо знать своих воспитанников, их возрастные и индивидуальные особенности. Чтобы управлять развитием ребенка, следует не только внимательно следить за успехами в его развитии, но и знать общие законы развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль предметно-развивающей среды в развитии ребенка
методические рекомендации и опыт работы на тему "Роль предметно-развивающей среды на развитие ребенка"...
Речевая среда и развитие ребенка
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Влияние речевой среды на развитие ребенка».
Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет ясная и чёткая речь....
Влияние среды на развитие ребенка
Дошкольная педагогика...
создание развивающей предметно - пространственной среды для развития ребенка
Цель:создание развивающей предметно - пространственной среды для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов....
«Благоприятная среда для развития ребенка».
Для ребенка с ОВЗ мир должен так же как и для сверстника или взрослого....
Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие ребенка
В статье рассказывается о деятельности ДОУ по изменению развивающей предметно-пространственной образовательной среды развития ребенка....