КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: "Сенсорное развитие детей средствами бумагапластики"
консультация (старшая группа) на тему

Ибрагимова Раушания Мехаматнуровна

      Требование Федеральных   государственных образовательных стандартов дошкольного образования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предлагающую  развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности , в обещении, что опредеяет для него меру значимости вещей и явений окружающей жизни, развивает сенсорные способности.

     Одним из нововведении в дошкольную педагогику является включение в образовательный процесс  детских садов синтеза разных видов изобразительной деятельности: аппликация ,рисования, конструирования из бумаги -  бумагопластика

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №41» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

на тему:

"Сенсорное развитие детей  средствами  бумагапластики"

Автор: Ибрагимова Р.М.

воспитатель МАДОУ №41,

первая квалификационная

категория

г. Нижнекамск

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. 

Требования Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей жизни, развивает сенсорные способности.

Историко-педагогический анализ литературы по проблеме сенсорного развития старших дошкольников показал, что данная проблема была предметом исследования ряда ученых Ш.А. Абдуллаевой, Э.А. Александрян, М.Ю. Кистяковской, Н.С. Карпинской, С.Л. Новоселовой, Э.Г. Пилюгиной, Е.А. Радиной, A.M. Фонарева, С.В. Фонаревой, Э.Л. Фрухти др. И большинство их касались проблем, как умственного развития, так и развития других сторон личности и совершенствования практической деятельности ребенка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.

Также были исследования ученых в развитии сенсорных способностей детей в процессе предметной и продуктивной деятельности: изобразительной (Т.Г. Казакова, Е.И. Корзакова, Н.А. Курочкина, Н.П. Сакулина и др.); конструктивной (Ф.В. Изотова, А.Р. Лурия, В.Г. Нечаева, Э.Л. Фрухт и др.); в ходе музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина и др.); в процессе речевого развития (Л.Е. Журова, Г.М. Лямина, Н.С. Карпинская; Е.И. Радина, Д.Б. Эльконин и др.).

Одним из нововведений в дошкольную педагогику является включение в образовательный процесс детских садов синтеза разных видов изобразительной деятельности: аппликации, рисования, конструирования из бумаги - бумагопластики.

В процессе занятий  бумагопластикой, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, в том числе правильного восприятия сенсорных эталонов. Ребенок получает представления о разновидности бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, писчая, гофрированная и т. д.). Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже организаторские. Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственные отношения окружающего мира, у них развивается аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости.

Анализ дидактических возможностей бумагопластики с позиций реализации требований Федеральных государственных образовательных   стандартов в области сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов.  Это определяет противоречие между существующей  системой сенсорного развития старших дошкольников и недостаточной реализованностью возможностей использования бумагопластики в сенсорном развитии старших дошкольников.

Бумагопластика – современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу XX-го столетия бумагопластику признали, как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.

Бумага – один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.

В зависимости от замысла и назначения изделия, применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Для аппликации подходит цветная бумага, бархатная, картон. Для работы, связанной со складированием, используют тонкую писчую и цветную бумагу. Картон, полукартон, плотная бумага применяются для изготовления различных конструкций. Использование бумаги разной фактуры способствует сенсорному обогащению дошкольников.

Существуют различные типы изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов. Из бумаги можно делать кульки, коробки, корзинки, ёлочные игрушки, костюмы и украшения. Изделия, выполненные в технике папье-маше – это тоже бумага [4].

Очень интересен способ создания композиций оригами. Это древнейшее искусство складирования из бумаги. Складывая бумагу определённым способом, можно получить множество интересных поделок от самых простых до сложных. И в это время происходит освоение детьми разных свойств бумаги дошкольниками.

Бумагопластика менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.

В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения. Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания. Знакомя детей с существующими способами обработки бумаги, обращаю внимание на изменение характера поверхности листа. Приемом разрывания бумаги мы разрушаем в определенном месте структуру листа, где образуется рыхлая каемочка. Приемы разрезания ножницами, просекания резаком или иглой циркуля внутренней части листа, прокалывание листа шилом, перфорирование (пробивание или прорезывание разнообразных по форме отверстий) с использованием пробойки (трубка с заточенным торцом) или других инструментов, позволяют расширить технический замысел изготовления поделки. Сминанием листа бумаги мы можем получить рельефную или объемную форму, которая образует разнообразные по характеру складки и сгибы.

В образовательном процессе детского сада можно использовать и технику тиснения бумаги. Если под лист бумаги подкладывается какой-либо предмет или шаблон, а затем сверху бумага проглаживается тряпочкой, тупым концом ножниц.

Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.

Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.

          Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются воспитателями по ручному труду.

Многообразие используемых техник бумагопластики  постепенно приводит к формированию (закреплению) представлений об определенной системе цветовых отношений, о месте и последовательности каждого цвета в солнечном спектре. 

         Использование техник бумагопластики в образовательном процессе детского сада может выполнять еще одну функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.

Для того чтобы бумагопластика способствовал сенсорному развитию дошкольников необходимо учитывать общедидактические принципы. 

Среди них - принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем больше результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов. Исходя из него, работа с использованием техники бумагопластики должна проводиться в определенной последовательности, распределяться от простого к сложному. Для того чтобы работа в технике бумагопластики дала положительный результат необходимо соблюдать условие систематичности их проведения. 

Список использованной литературы

1.Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г., Венгер, Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Наука, 2008. - 232c.

2..Венгер, Л. А., Венев, И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве / Л.А. Венгер, И.Д. Венев. - М.: Наука, 2009. -332c.

3. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Педагогика. 2008 – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представл...

План по самообразованию воспитателя Тема: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Мантессори»

Мною разработан план по теме самообразования «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике М. Монтессори». В основу планирования положены некоторые идеи М. Монт...

Работа по теме самообразования. КАРТОТЕКА игр на тему: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Мантессори»

Всемирно известный педагог из Италии. М. Монтессори, много лет занималась изучением раннего развития детей, подробно исследовала развитие мелкой моторики в раннем возрасте. Монтессори доказа...

Сценарий родительского собрания в группе раннего развития №1 на тему: "Сенсорно-моторное развитие детей 2-3 лет"

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, ак...

План самообразования воспитателя по теме "Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори"

План самообразования воспитателя по теме "Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори"...

Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружаю...