Трудовое воспитание в семье
статья на тему
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание в семье.
Любой труд делает человека
более радостным, более творческим,
умным, культурным, образованным,
нравственно развитой личностью.
В. А. Сухомлинский
Общество на рубеже тысячелетий столкнулось с рядом социальных проблем трудового воспитания подрастающего поколения:
- недостаточная подготовленность к самостоятельной жизнедеятельности;
- приверженность определенной части молодежи к «легкой жизни»;
- иждивенчество.
В этой ситуации очень важной и актуальной на сегодняшний день задачей, является трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, желания работать, особенно в городских семьях, где в силу сложившихся обстоятельств, дети, не приученные к работе с самого раннего возраста, не обладают трудолюбием.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается, как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования нравственно – трудовой личности.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что "государственная политика направлена на интеграцию личности, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание трудолюбия, любви к семье. Формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6).
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?
Труд следует рассматривать не только как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу, но и как средство нравственного воспитания.
Когда мы, взрослые, печёмся о нравственном воспитании детей, то очень часто это делаем так, как будто нравственность – автономная область жизни или какой-то «предмет», который мы должны преподавать нашим детям.
Нравственность – это то, как мы живём, как трудимся, что одушевляет нашу жизнь.
Нравственное учение действенно лишь в том случае, если оно воплощается нами в жизни, а не остаётся на бумаге и словах.
Как писал К. Д. Ушинский: «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». А это значит, что ещё в дошкольном возрасте надо решать проблему трудового воспитания, которое связано с нравственным воспитанием.
Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не придают значения трудовому воспитанию в развитии ребенка.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Детям свойственно подражание. Именно подражание побуждает детей к активной деятельности. Ребенок наблюдает за тем, что делает взрослый и у него возникает желание делать тоже самое. Основная задача родителей не погасить, а развить и углубить его, если родители хотят вырастить трудолюбивых детей.
В раннем возрасте ребенок учится самообслуживанию, затем от самообслуживания происходит переход к труду для других. Дети растут и постепенно расширяется круг обязанностей. наращивая сложность. Родителям необходимо помочь ребенку ощутить пользу своего труда, испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим. Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
Если ребенку дали поручение, а он не успел его выполнить? Как в этом случае следует поступить? Можно: мирно предложить свою помощь: «Давай вместе, хочешь?» А лучше всего набраться терпения и дать ребенку довести начатое, до конца.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что родители должны готовить детей к будущей самостоятельной жизни. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, воспитывается привычка трудиться, в тоже время - привычка заботиться о своих близких. Для любой мамы будет самый лучший подарок, когда придешь с работы, а дети приготовили обед и, накрыв на стол, ждут, когда мама с работы придет. Приучать детей нужно делать любую работу. Мальчики, как и девочки, учатся делать все необходимое по дому. Пока дети маленькие, мальчики также охотно, как и девочки готовы помочь на кухне: мыть посуду, готовить.
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Необходимо приучать детей делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Необходимо проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что надо, а потом что хочу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание в семье
Труд - важнейшее средство воспитания, в процессе которого формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения....
Трудовое воспитание в семье. Родительское собрание.
Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет? Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка.Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует пов...
Общее собрание по теме: «Трудовое воспитание в семье» (опыт трудового воспитания в семье).
Цель: Расширить представление взрослых о труде детей через (сценки, песни, танцы, пословицы) выступления родителей и воспитателей о труде. Систематизировать знания родителей...
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье».
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у младших школьников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. От...
Защита опыта семейного воспитания семьи Лыковых «Трудовое воспитание в семье».
Материал поможет родителям и педагогам в решении вопросов трудового воспитания детей....
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье».
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье»....
Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье
Формирование нравственно – волевой сферы важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его сешное обучение в школе, но форми...