«Сенсорное развитие детей»
презентация к уроку (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п . Сенсорное воспитание - целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение , слух, осязание, обоняние, вкус. Что подразумевают под собой сенсорные эталоны ? система мер веса; система величины; система цвета; система геометрических фигур; система мер длины; система направлений; система звуков; система запахов; система фактуры.
Осваивание данных знаний требует длительного времени и совершенствование во всех сферах. Главное , на что ориентировано данное развитие – улучшение деятельности мозга и речевых навыков. Основными методами сенсорного развития можно назвать: - обследование предметов; - дидактические игры; - занятия творчеством - игры на мелкую моторику
Чтение познавательной литературы Умение ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета . Умение ребенка определять форму предмета в целом. Метод тактильного ощущения. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Метод сравнения. Умение ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать Слуховое восприятие и узнавание звуков Способы сенсорного развития Метод упражнения
Даже поход в зоопарк можно отнести к одним из способов сенсорного воспитания . В помощь родителям в книжных и детских магазинах продаются наборы для дидактических игр, развивающие игры и книги.
Этапы освоения эталонов I. К особенностям сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста причислим тот факт, что сенсорные знания будут осваиваться следующими этапами: Освоение предэталонов – понимание величины и формы предметов, расстояний и т.д. Продолжается это освоение с 6 месяцев и до 2,5-3 лет . Освоение понятия «расстояние» начинается сразу после того, как ребенок учится перемещаться самостоятельно.
II . Свойства предметов понимаются посредством сравнения. Ребенку проще усвоить понятия цветов с помощью сравнительного анализа, сопоставляя новую вещь с уже знакомым предметом, имеющим легко узнаваемый цвет. К примеру: красный как яблоко, желтый как солнышко или голубой как небо. Геометрические фигуры познаются через сравнение с привычными вещами. К примеру, крыша похожа на треугольник, мяч — на круг, окно — на квадрат. Продолжается этот этап с 3-4 до 7 лет . III. Качество предметов анализируется в сравнении с эталонами. Например, яйцо – овальное, разноцветная бабочка — как радуга. Эталонами в данном случае выступают ноты, звучание звуков языка, семицветный спектр со всевозможными оттенками. Продолжается данный этап от 6 до 7 лет.
Что может знать дошкольник? Какими знаниями должен обладать ребенок до школы? Перечислим основные из них: цвета; величины (толстый, худой, узкий, средний, широкий и т.д.); основные геометрические формы; вкусовые различия (сладость, горечь, кислота, соленость); запах; фактура (теплый, мягкий, гладкий и т.д.); вес (легкий – тяжелый); звук (громкий, тихий, высокий, низкий); время (сначала – утро, день, вечер, ночь, затем более сложные моменты, такие как временные интервалы — 1 минута, 5 минут, 1 час, умение определять время по часам); речевой слух (уметь различать гласные и согласные звуки языка, умение сочетать их и составлять слова); музыкальный слух (различие звуков по высоте, тембру, мелодии, ритмике); пространственное ориентирование (впереди
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений . Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей любого возраста.
Игра «Чудесный мешочек» Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
Игра «Золушка » Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро , можно усложнить задание: например, завязать ему глаза. А сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним , потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела!
Игра «Мозаика из бросового материала» Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д . Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи , предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы , то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник , овал) .
Игра «Шагаем в пробках» Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету ». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно ! Мишка косолапый, по лесу идёт …
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок» - Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги ( от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения : «Рано утром встал гусенок. Пальцы щиплет он спросонок. » Смена рук « Скорее корма дайте мне. Мне и всей моей семье! »
Игра «Рисуем на крупе» - Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным с лоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения. А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что? Яблоко ! А ещё что?
Какие бывают игры для сенсорного развития ребенка:
Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия , явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Спасибо за внимание!
Использованная литература: 1.Надежда Варламова Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие ребенка » 2. http :// detki.guru/vospitanie/sensornoe-vospitanie-doshkolnikov.html 3. http ://vseprorebenka.ru/razvitie/igry/sensornoe-razvitie-detej-3-4-let-cherez-didakticheskie.html 4. Составила : воспитатель II квалификационной категории г. Чайковский МАДОУ ЦРР – детский сад № 5 Родничок Варламова Надежда Михайловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....
Статья на тему: "Сенсорное воспитание детей с ЗПР. Задачи,формы и методы сенсорного воспитания".
Задачи,формы и методы сенсорного воспитания....
"Сенсорная комната" Демонстрационное открытое занятие для педагогов во второй младшей группе в сенсорной комнате.
Открытое занятие направлено на формирование представлений у воспитателей о сенсорной комнате, ее оборудовании, методах и сферах его применения в детском саду...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная....
Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...
Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...