Консультация родителей детей дошкольного возраста на тему "Формирование фонематического слуха"
методическая разработка на тему

Кузнецова Олеся Олеговна

В материале перечислен комплекс упражнений по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 детский сад № 34

с приоритетным осуществлением деятельности

 по познавательно-речевому развитию детей

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

        

Консультация для родителей

детей дошкольного возраста

на тему «Формирование фонематического слуха»

                                                                                                               Выполнила:

 учитель-логопед

             Кузнецова Олеся Олеговна

 

Упражнения для развития фонематического слуха

        Фонематическое восприятие — это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.  
        Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.  
        На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.  
        На пятом году формируется звуковой анализ - умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.  
        Предлагаю вашему вниманию систему упражнений для развития фонематического слуха.


        Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития                             фонематического слуха.  


1. Игра «угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?  

2. Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.  

3. Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску...  
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.  
4. Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.  

5. Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

6. Игра «Громко -тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры -«Далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.  

7. Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.  

8. Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.  

9. Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

10. Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.  

11. Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа».  Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.  

12. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует -сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр...  
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.  

13. Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.  

14. Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.  

15. Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант -заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.  

16. Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы.о,.ук, ку.ак).  
Уделяя внимание развитию фонематического, слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути  преодоления речевого недоразвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующег

Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации дл...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...

Консультации Родителям детей дошкольного возраста На карантине

КонсультацииРодителям детей дошкольного возрастаНа карантине...

Рекомендации родителям детей с ОНР «Дома играем, фонематический слух развиваем»

Рекомендации родителям детей с ОНР«Дома играем, фонематический слух развиваем»...

Консультации «Агрессия, злость и жестокость детей дошкольного возраста» для родителей детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет

Консультация поможет повысить педагогическую культуры родителей дошкольника в вопросе преодоления злости, агрессии и жестокости ребенка.Профилактика детской агрессии....

Буклет. Рекомендации родителям детей с ОНР «Дома играем, фонематический слух развиваем»

Рекомендации родителям детей с ОНР«Дома играем, фонематический слух развиваем»...