"Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста"
консультация (старшая группа) по теме
Консультация для родителей "Особенности и проблемы речевого
развития у детей старшего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsulatsiya_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Особенности и проблемы речевого
развития у детей старшего возраста
«А как речь – то говорит,
словно реченька журчит»
Воспитатель: Чёрная О.В.
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
- Грамотной
- Понятной
- Выразительной
- Осмысленной
- Богатой
- Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:
- Односложная речь - состоящая из одних простых предложений речь
- Бедная - недостаточный словарный запас
- Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений (слова – «паразиты»). А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых
- Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
- Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо).
- Не могут логически объяснить.
- Речь невыразительна. Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
- Плохая дикция. Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.
Что же делать? Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
- Составлению творческих рассказов
- Составлению рассказов по картине, по серии картин
- Пересказам
Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.
Что дома делать надо:
В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)
И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!
- Я помогу тебе.
- Я радуюсь твоим успехам
- Расскажи мне, что с тобой
И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста.
Проблемы речевого развития, пути исправления, дидактические игры....
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит »
Особенности и проблемы речевогоразвития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит,словно реченька журчит »...
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста
Одним из важнейших принципов образовательного процесса по развитию речи у дошкольников является обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание благоприятных условий для полноценног...
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста
Родительские собрания в детском саду...
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...
Родительское собрание по теме: Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит ».
Родительское собрание по теме:Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит, словно реченька журчит ».Цель: привлечь родителей к вопросу ...
Родительское собрание в старшей группе: "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста".
Привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....