Развитие речи через игру
презентация на тему
Презетация содержит материял для консультирования родителей малышей 2-3 летнего возраста. В презентации представлена информация о том, как в игровой форме организовать обследование речевого развития малыша дома. На какие важные моменты обратить внимание, и в каких случаях необходимо обратиться к логопеду. А так же выделены основные направления развития речи малыша в возрасте 2-3 лет и приведены примеры игр по каждому направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Простейшее обследование речи дома. Обследование пассивного словаря Нет ничего проще! Дайте крохе несколько заданий и посмотрите, точно ли понял он ваши слова, всё ли выполнил в точности. «Будем строить домик для зверей. Принеси кубики» (это одноступенчатая инструкция). «Отлично! Поставим кубики друг на друга. Помогай. А теперь отнеси эту коробку обратно и принеси нам зайку» (а это уже двухступенчатая инструкция). «Хорошего зайку ты принёс. Только он великоват для нашего домика. Отнеси этого обратно, принеси маленького зайку и посади его в домик» (это не только трёхступечатая инструкция, но ещё и с предлогом «в»).
Активная речь. Дальше стоит прислушаться к активной речи вашего крохи. Фразовая речь должна быть сформирована в 2-2,5 года. Что это такое — фразовая речь? Это речь предложениями, пусть короткими, пусть с «аморфными» словами «мама, дя пи!» (мама, дай пить!), пусть непонятными для окружающих. Если малыш пыхтит, но пробует говорить в 2 года предложения из 2-3 слов — повода для паники нет. Однако, если этому же малышу уже 3-4 года — то надо начинать занятия срочно, не откладывая.
Слоговая структура слова. Давайте обратим внимание и на слоговую структуру слова, то есть на то, как малыш говорит слова: целиком или нет, переставляет слоги или «выбрасывает» их из слов, а может, наоборот, «наращивает» (« ма-линана » (малина), « авик » (снеговик), « птипцы » (птицы), « агуда » (радуга) Если в 2-3 года это допустимо, то в 3,5-4 года — обращаем на это внимание, записываемся к логопеду.
Фонематический слух. Очень важно понять, как слышит звуки речи ваш малыш. Проверить это просто. К 2-3-леткам это не имеет отношения, а вот с 3 лет — можете проверить. Игра «Хлопни в ладошки, когда я скажу «мяу». Вы говорите: «гав», « му », «мяу», «пи», «мяу», а ваше чадо хлопает только на «мяу». Когда он уловил принцип игры, усложните задачу: «Хлопни в ладошки, когда я скажу «у». Звук слушать труднее; совсем непросто для такого малыша вычленить его среди других: «а», «и», «у», «о», «у». Ну, а если даже с этим вы справились, то смело просите его хлопнуть на звук «ш», при этом прикройте рот листком бумаги, чтобы маленький хитрец не ориентировался на вашу артикуляцию: «ш», «с», «ж», «ш», «м», «у», «з», «ш»...
Звукопроизношение. И только в последнюю очередь обратите внимание на звукопроизношение. Ситуаций, когда надо срочно искать логопеда, лишь 4: у 2-летнего крохи «каша во рту», ротик полуоткрыт при нормальных аденоидах, часто текут слюнки, высовывается язычок, который бывает слишком большим и неповоротливым; если у малыша «носовой» оттенок голоса при здоровых аденоидах, а язычок или высовывается, или, наоборот, лежит во рту комком и непонятно, что малыш говорит, даже звуки: А, У, Ы плохо получаются; если малыш весьма заметно заикается или резко перестал говорить после или заменяет звуки: К, Г, Т, Д, X, Ть . Также спешим к логопеду, если в 4 года малыш искажает или просто не говорит звуки: С, 3, Ш, Ж, Щ, Ц, Ч, Р Л, В, а часто и мягкие варианты Сь , Ль, Зь .
Занятия должны нравиться ребёнку — это обязательное условие. Во-первых, выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует. Во-вторых, о рганизуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, полочку с книжками и рабочими тетрадями. В-третьих, чувствуйте настрой малыша. Если игра кажется ему скучной — найдите ей замену, такую, чтобы поставленная цель всё-таки достигалась. Творческий подход и понимание – залог успеха!
Вся работа по развитию речи малышей 2-3 лет состоит из 4 блоков: расширение словаря и развитие связной речи; развитие слухового внимания; выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения; пальчиковые игры
Расширение словаря и развитие связной речи. Устройте кукольный театр с последующей игрой с персонажами. Покажите спектакль «Колобок» с куклами-варежками. После показа дайте малышу потрогать все куклы, надеть их на ручку. Попросите показать, кого колобок встретил сначала, кого встретил потом. Пусть малыш покажет разными голосами, как говорил медведь, а как зайка, лиса. Не забудьте и про песенку колобка: вы поёте, а малыш весело хлопает в ладоши и пробует подпевать. Чуть позже попробуйте рассказать и показать папе или бабушке эту сказку вместе. Игрушки в миске с Фасолью — замечательный развивающий материал. Закопайте разные мелкие предметы в большую миску с фасолью или чечевицей. Малыш достаёт их и называет, кладёт рядом. Затем разложенные игрушки показывает по вашей просьбе и выполняет с ними задания «Поставь лису около мишки», «Спрячь бусинку в мешочек».
Игры с мелкими предметами . Не спешите убирать игрушечки! Следующая игра помогает развить умение удерживать последовательность действий, прислушиваться к речи другого человека. Попросите малыша: «Дай мне игрушки по порядку, как я скажу: дай машинку, мячик и ёлку». Обобщения и классификации — прекрасный способ расширить словарь. Положите перед малышом много разных фруктов (или картинки с их изображениями). Попросите найти и отложить в сторону только яблоки (разные по цвету, размеру, сорту). Малышам постарше задание усложним: «Разложи картинки на 2 кучки. Фрукты — в одну кучку, а овощи — в другую». Или: «Найди среди всех картинок только предметы мебели (животных, птиц, цветы, инструменты и т.д.)».
Формируем фразовую речь . Бывает так, что малыш и в 2, и в 3 года упорно не желает говорить предложениями. Для таких существует очень хороший игровой приём. Займитесь вместе с крохой изготовлением альбомчика с фотографиями самого ребёнка : как он ест, гуляет, спит и т.д. Разглядывая свои собственные фотографии (и, тем более, принимая участие в их изготовлении), малыш с большим удовольствием будет учиться говорить двусловные фразы, чем по обычным картинкам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы и сами же на них отвечайте: «Смотри-ка, что делает Ваня? Ваня спит. А тут Ваня кушает». Когда малыш научится отвечать на вопрос: «Что Ваня делает?», можно сделать альбомчик о маме и о папе («Папа сидит», «Папа читает»). Вот и двусловная фраза готова!
Развитие слухового внимания. Игра «Что звучало?» с музыкальными игрушками. Положите перед малышом 4-5 музыкальных игрушек: металлофон, погремушку, барабан, дудочку, колокольчик. Пусть поиграет с ними. Потом попросите его отвернуться и поиграйте сами на одном из этих инструментов. Малыш должен повернуться и показать (сказать), что прозвучало. Игра «Что не прозвучало?». Если предыдущая игра хорошо получается, усложните задание. Малыш отворачивается, слушает, как вы играете на всех инструментах, кроме одного. Затем поворачивается и определяет, на чём вы не поиграли.
Выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения Развивая речь малыша, не забудем подготовить органы артикуляции к чистому произнесению звуков. Например, в ванной учим ребенка : - полоскать рот с сомкнутыми губами - полоскать горло - выпускать тонкую струйку воды через сомкнутые губы язычком «проверять» (дотрагиваясь до зубов) , чисто ли вычищены зубки. За обедом учим: - специально облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между языком и ложкой - поиграть в «котенка»: вылизать блюдце, а еще лучше- пиалу - попросить показать, как кошечка лакает язычком молоко - показать, как котенок облизывается после вкусной еды Перед зеркалом : поиграем в клоунов : корчим смешные и страшные рожицы, сердимся и смеемся поиграли в лошадку: поцокали язычком -поиграли в слоника: вытянули губы хоботочком - поиграли в тигренка: оскалили все зубки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое развитие речи через игры с водой и самомассаж детей раннего возраста
Развитие ребёнка раннего возраста происходит через практическую деятельность. Для того, чтобы ребёнок познавал свойства предметов, нужно ввести их в его развивающую среду, развивать тактильные чу...
Развитие речи через игру: практические советы родителям
Развитие речи через игру: практические советы родителям Для того чтобы развитие речи через игры осуществлялось правильно и было эффективным, родителям будет полезно ознакомится со следующими прак...

Консультация для родителей "Развитие речи через игры В.В.Воскобовича"
Консультация для родителей "Развитие речи через игры В.В.Воскобовича"...

Консультация "Развитие речи через игры воскобовича"
«Игры Воскобовича по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

развитие речи через игры на развитие логического мышления
В презентации кратко указаны тезисы по развитию речи у детей дошкольного возраста через игры с логическим содержанием...