Роль семьи в воспитании ребенка
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Роль семьи в воспитании ребенка.
Весь уклад нашей жизни оказал влияние на формирование новой семей
ной педагогики. Она охватывает различные области воспитания детей в семье, начиная с раннего детства и до совершеннолетия. Совершенствование общественного и семейного воспитания не может осуществляться без развития семейной педагогики. Она имеет давние положительные традиции. Первым руководством по вопросам семейного воспитания детей-дошкольников была книга Я.А. Коменского «Материнская школа», получившая всемирную известность, Разработке этих вопросов уделяли большое внимание И.Г. Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, а также К.Д. Ушинский и революционеры-демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский.
Однако многие руководства по семейному воспитанию были недоступны огромной массе родителей. Используя передовые традиции дореволюционной педагогики, советская педагогика с новых позиций подходила к разработке проблем семейного воспитания. Большой вклад в развитие семейной педагогики внесла Н.К. Крупская. Она связала семейное воспитание с задачей повышения общей культуры рабочей и крестьянской семьи. Н.К. Крупская поставила вопрос о создании правильных отношений между членами семьи, рассматривая советскую семью как дружный коллектив, в котором органически сочетаются личные и общественные интересы.
Научная разработка важных вопросов теории семейного воспитания дана также в трудах А.С. Макаренко. Он глубоко обосновал связь воспитания детей в семье с общим направлением советского воспитания и его целями, выступил инициатором широкого педагогического просвещения родителей. Его к»Книга для родителей» и лекции о воспитании детей вошли в золотой фонд советской семейной педагогики. В этих работах представлены многие коренные вопросы, например о принципах семейного воспитания, о воспитании дисциплины, культуры поведения, половом воспитании. Но жизнь идет вперед. Быстрыми темпами развивается и совершенствуется наше общество. Возникают новые формы сотрудничества между образовательным учреждением и семьей, возникают и новые общественные организации. В этих условиях перед педагогикой возникают проблемы, связанные с ролью и функциями современной российской семьи, ее взаимодействиями с общественными организациями и образовательными учреждениями.
В современной семейной педагогике детально разработаны и общие пути формирования всесторонне развитого человека, которого растит семья вместе с дошкольным учреждением, школой, и многие частные вопросы семейного воспитания. Учителю и воспитателю ДОУ придется постоянно изучать семейную педагогику. Но особенно необходимо знать и глубоко понимать некоторые общие условия правильного воспитания детей в семье.
Воспитывая детей, родители должны помнить, что они отвечают перед обществом и государством за воспитание детей. Обязанности семьи законодательно закреплены в новой Конституции: граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Это приведет к дальнейшему совершенствованию семейного воспитания.
В семье, как правило, каждый имеет свои обязанности. Эти обязанности возлагаются и на детей, которые выполняют постоянную работу и вносят свой вклад в общее дело. В такой семье дети уважают труд родителей и старших, вырастают трудолюбивыми, внимательными и отзывчивыми, организованными, инициативными.
Родители успешно справятся со своими обязанностями, если будут помнить о цели воспитания. Пока еще далеко не все родители понимают важность постановки цели и точного ее выполнения. Более того, многие считают, что цели воспитания должны ставиться в образовательном учреждении, а семья обойдется и без этого. Такое убеждение глубоко ошибочно. Оно отрицательно сказывается на воспитании детей. Поставив перед собой определенную цель, родители найдут и правильные средства воспитания. Намечая цель и средства воспитания, родителям важно помнить, что в их семье растет гражданин, деятель.
Родители должны помнить, что воспитать гражданина они смогут только в том случае, если они сами будут настоящими гражданами. Поэтому поведение родителей, их пример оказывают огромное влияние на детей. Прав был А.С. Макаренко, который отмечал, что родители воспитывают детей не только в процессе бесед с ними, но и тогда, когда их нет дома, они воспитывают их своим примером. Поэтому для правильного воспитания детей важно, чтобы пример родителей был пригоден для подражания. Родительское требование к себе, - писал А.С. Макаренко, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот главный метод воспитания.
Родителям не следует опекать детей. Надо, чтобы они общались с другими детьми, но взрослые должны хорошо знать, где бывает ребенок. Детям нужно вовремя помочь, направить их, а часто и проконтролировать, как они выполняют просьбы родителей. Не менее важное значение имеет правильная организация жизни семьи. В этом, как подчеркивал А.С. Макаренко, не может быть мелочей. Здесь все оказывает влияние на детей: распорядок жизни и отношение к вещам, чистота обуви, платья и квартиры и многие другие вопросы. Под влиянием жизненного уклада формируются положительные или отрицательные привычки.
Большое формирующее влияние на детей оказывает характер взаимоотношений между родителями и детьми. Взаимоотношения создают своеобразную атмосферу в семье, а она, в свою очередь, определяет характер детей, их взаимоотношения с другими людьми. Если в семье господствует дух сотрудничества, взаимопомощи, доверия друг к другу, взаимного уважения, такая атмосфера содействует формированию человека прямого, открытого, отзывчивого, всегда готового прийти на помощь своим товарищам. И наоборот, подозрительность, недоверие, неуважительное отношение друг к другу влекут за собой проявление недоверчивости, грубости, эгоизма и других отрицательных черт в характере и поведении детей. Образовательному учреждению трудно противостоять такому влиянию семьи.
Не следует думать, что эти важные положения будут усвоены родителями без активного участия воспитателей и учителей. Последовательное разъяснение педагогами этих важнейших условий правильного воспитания детей в семье явится предпосылкой для согласованной работы образовательных учреждений и семьи.
Литература
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1985
- Внешняя среда и психическое развитие ребенка/под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. М.: Медицина, 1999
- Закон РФ «Об образовании»
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1990
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988
- Ковалев л.Е. Микроклимат в семье. М.,1999
- Конвенция ООН о правах ребенка (1991)
- Конституция РФ.
- Советы родителям о воспитании детей/ Под ред. А.П. Усовой. Изд.АПН, Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в воспитании ребенка с нарушенным звукопроизношением.
В статье предлагаются рекомендации родителям о правильном воспитании ребенка во время развития самостоятельной речи.Семейное воспитание-ответственная основа формирования личности.Семья-институт для це...
Роль семьи в воспитании ребенка
C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личн...
Роль семьи в воспитании ребенка
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни....
Роль семьи в воспитании ребенка
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют сво...
Роль семьи в воспитании ребенка.
памятка для родителей...
Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребенка"
Уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях, и их значении в воспитании и развитии ребенка. Но перед началом разговора я предлагаю ...
Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"
Семья имеет несколько функций:Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть это те отношения, которые ребенок получает в первые 3 года жизни, когда он научается различать то, как к ...