Адаптация к школе
консультация (подготовительная группа) на тему
Как облегчить адаптацию ребенка к школе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka-shirma_luchshiy_variant_adaptatsii_k_shkole.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы часто слышим жалобы от учителей и родителей первоклассников на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Дети приносят в школу игрушки, играют на уроках и при этом не понимают, почему их заставляют расставаться с любимыми куклами, машинками и т.д.
Такие дети обычно воспринимают положительно только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности; их поведение имеет импульсивный (мало обдуманный) характер.
Учение же требует постоянных усилий, умения сдерживать свои импульсы, заниматься теми видами деятельности, которые не всегда нравятся. Всё это может являться причиной негативного отношения к школе.
Именно поэтому одним из важных условий благополучного начала обучения в школе является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т.е. сформированность школьной мотивации, которая включает:
- Наличие познавательных интересов (ребенку чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
- Понимание необходимости учения, как обязательной, ответственной деятельности;
- Минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
- Эмоционально-положительное отношение к школе.
Что же делать, если у ребенка школьная мотивация отсутствует? Ответ на поставленный вопрос требует индивидуального и творческого подхода, а главное, умения увидеть момент, когда можно переходить от игровой деятельности к учебной. Ведь потребность в игре и движении сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что-либо делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.
Как заинтересовать ребенка?
- Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
- Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
- Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
- Давайте посильные задания. Они не должны быть не слишком трудными, не слишком легкими.
- Сами проявляйте интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
- Отмечайте «рост», терпение, старание ребенка. Пусть он ощущает свои успехи, достижения.
Достаточно часто у дошкольников возникает страх перед школой: они боятся, что их будут ругать за плохое поведение, что у них будет строгая учительница, которая будет ставить двойки, что их будут наказывать родители и т.д.
Чаще всего страхи передаются от родителей: обсуждение разных «страшных» историй школьной жизни (самих родителей или детей знакомых), высказывание своих опасений, связанных с обучением в школе.
Однако это не означает, что нужно «рисовать» только радостные картины будущей школьной жизни или тем более предрекать небывалые успехи в учебе.
Объективно оценивайте возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то, что ты!» Лучше сказать: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на самосовершенствование и способствовать росту самооценки.
Адаптация к школе
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждения или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерная реакция организма ребенка на изменения привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям.
Три основных этапа физиологической адаптации к школе:
Первый этап адаптации – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка и все его системы отвечают бурной реакцией. Это «физиологическая буря» длится две – три недели. На этом этапе ребенок «работает» на пределе своих возможностей, поэтому в первые недели учебы у первоклассников отмечается снижение веса, нарушение сна, головные боли, повышается заболеваемость.
Второй этап адаптации – неустойчивое приспособление, когда организм ребенка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакций на новые воздействия.
Третий этап адаптации – период относительно устойчивого приспособления, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную нагрузку (умственную, физическую, эмоциональною), которые позволяют избежать чрезмерного напряжения.
Продолжительность всех трех фаз адаптации – 5-6 недель; наиболее напряженные – первые 4 недели в школе. В этот период дети быстро устают, снижены функции внимания, памяти.
У некоторых первоклассников адаптация к школе протекает легко (заканчивается к первой четверти), у других - средней тяжести (заканчивается к концу первого полугодия), у третьих адаптация к школе протекает тяжело (наблюдается нарушение здоровья и самочувствия до конца учебного года).
Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Чем слабее готов ребенок к школе, тем труднее он привыкает к школьной жизни и тем больше вероятность низкой успеваемости.
Как облегчить адаптацию ребенка к школе?
- Хорошо работает тот, кто хорошо отдохнул, поэтому постарайтесь обеспечить хороший отдых летом (свежий воздух, полноценное питание и т.п.); позаботьтесь о здоровье Вашего ребенка.
- В период адаптации очень важно соблюдать режим сна и бодрствования (некоторым детям в это период необходим дневной сон), необходимы полноценные питание и отдых. Для профилактики утомления можно использовать расслабляющие ванны перед сном, прогулки на свежем воздухе, активные игры и т.п.
- Период обучения в первом классе – не лучшее время для начала занятий в какой-либо секции (кружке), поэтому для предотвращения перегрузок, отложите поступление в школу дополнительного образования до следующего года.
- Постарайтесь поддержать и успокоить ребенка в случае неудачи и обязательно похвалите за успехи, старайтесь видеть даже небольшие достижения вашего ребенка.
Любите своих детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль ценностно- мотивационной готовности в адаптации к школе
Успешность обучения ребёнка в школе, главным образом, зависити от его желания учиться. Даже если начинающий первоклассник в недостаточной степени владеет необходимым "багажом" знаний, но у него отмеча...
Советы психолога «Адаптация к школе»
Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов пр...
Что такое адаптация к школе и сколько она длится?
Что такое адаптация к школе и сколько она длится? ...
Что такое адаптация к школе?
Некоторые практические рекомендации родителям будущего превоклассника, которые помогут вам разумно организовать жизнь вашего ребёнка и уберегут от многих неприятностей, а в будущем подарят часы ...
"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"
Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....
Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»
Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»Цель проекта: помощь тревожным детям ...
Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»
Таблица Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей иподготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период...