Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
статья по теме
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация педагога должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesbregayushchie_tehnologii.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
«Здоровый ребенок- успешный ребенок».
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС ДО включает: «...становление ценностей здорового образа жизни, овладение детьми его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) ...». Одним из средств решения обозначенных задач являются здоровьесберегающие технологии.
Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу ВОЗ).
Технология -это инструмент профессиональной деятельности педагога - набор определенных профессиональных действий, позволяющий педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально - педагогической деятельности.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
1.технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2.технологии обучения ЗОЖ;
3. коррекционные технологии.
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду:
1.медико-профилактические: обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ; (осмотр детей медицинской сестрой ДОУ; осмотр детей специалистами детской поликлиники; выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду).
2. физкультурно-оздоровительные: направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.;
3.обеспечения социально-психологического благополучия ребенка: обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ;
4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов: направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (дыхательная, для глаз и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5.образовательные: воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения;
6. обучения здоровому образу жизни: технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика и др.
7. просвещения родителей: консультативная помощь, участие в физкультурных досуговых мероприятиях детского сада, папки - передвижки, беседы, личный пример педагога, практикумы, практические показы, родительские собрания, информация для стендов, памятки, буклеты, презентации, организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов.
Применение
здоровьесберегающих технологий
в работе с детьми.
Здоровьесберегающие технологии |
Мероприятия |
Соблюдение режима дня. Применяется во всех возрастных группах. | постоянно |
Гигиенические процедуры. Применяется во всех возрастных группах. | Умывание, обливание рук до локтя прохладной водой. |
Закаливание. | Постоянный медико – педагогический контроль за физиологической реакцией, соответствие нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям ребенка. В летний период - обливание стоп ног (t – 36 – 26 - 36 С) в комплексе с профилактическим самомассажем стоп(поглаживание, разминание, растирание); в течение года - умывание прохладной водой, соблюдение рациональности в одежде, занятия физкультурой на улице, сон при открытых форточках. |
Дыхательная гимнастика. Применяется во всех возрастных группах. | На музыкальных занятиях – по методике А. Н. Стрельниковой; на физкультурных занятиях, в группе в течение дня. |
Утренняя гимнастика. Применяется во всех возрастных группах. | Ежедневно, подбирается по изучаемой на занятиях тематике на неделю. |
Физкультминутки. Применяется во всех возрастных группах. | Во время занятий, по мере утомляемости детей (2- 5мин), в качестве профилактики утомляемости. |
Гимнастика для глаз. Применяется во всех возрастных группах. | Ежедневно по 3-5 минут, в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. |
Корригирующая гимнастика Применяется во всех возрастных группах..
| Ежедневно после сна, 5-10 минут, упражнения на кроватках. |
«Дорожки здоровья». Применяется во всех возрастных группах. | Ходьба по ребристым дорожкам. |
Подвижные и спортивные игры. Применяется во всех возрастных группах. | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате (подбираем подвижные игры малой подвижности). |
Пальчиковая гимнастика. Применяется во всех возрастных группах. | Проводится ежедневно в любое удобное время, индивидуально или с подгруппой детей. |
Соблюдение температурного режима. Применяется во всех возрастных группах. | Ежедневное и неоднократное проветривание групповой комнаты в отсутствие детей; проветривание спальни перед сном. |
Релаксация | Зависит от состояния детей и целей, с использованием спокойной классической музыки, звуков природы. |
Уроки здоровья. Применяется во всех возрастных группах. | Занятия по ОБЖ (программа «Безопасность» Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б.), направленные на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. |
Занятия с психологом | Психолог работает на индивидуальных занятиях с очень застенчивыми детьми, агрессивными, раздражительными, с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. |
Активный отдых | Дни Здоровья (1 раз в квартал), физкультурный досуг (1–2 раза в месяц 20–30 мин), музыкально - физкультурные праздники и соревнования на улице. |
Физиотерапия. Применяется во всех возрастных группах. | Проводит старшая медсестра в осенне-весенний период в специально оборудованном физиокабинете. |
Натуропатия | Применение в пищу лука, чеснока, лимона, ношение чесночных бус в период повышенной заболеваемости. |
Профилактика плоскостопия и нарушения осанки. Применяется во всех возрастных группах. | На занятиях физкультурой и в режиме дня(постоянный контроль за правильной постановкой стоп во время ходьбы; контроль за правильной осанкой).
|
Занятия баскетболом и ритмопластикой. | Проводят инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель 1 раз в неделю по 30 минут. |
Занятия физической культурой. Применяется во всех возрастных группах. | 3 раза в неделю (1 из них на улице) |
Прогулки. Применяется во всех возрастных группах. | Ежедневно. Соблюдение режима прогулок во все времена года. |
Системные занятия физкультурой, гигиенические процедуры, неукоснительное соблюдение режима дня укрепляют здоровье детей, гармонично развивают физические качества – быстроту, выносливость, вырабатывают правильную осанку, повышают устойчивость организма. Дети получают знания о здоровье и здоровом образе жизни, которые используют в практике повседневных жизненных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...