Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
статья по теме

Инна Сергеевна Абалакина

 

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация педагога должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesbregayushchie_tehnologii.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

«Здоровый ребенок- успешный ребенок».

Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС ДО включает: «...становление ценностей здорового образа жизни, овладение детьми его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) ...».  Одним из средств решения обозначенных задач являются здоровьесберегающие технологии.

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу ВОЗ).

Технология -это инструмент профессиональной деятельности педагога - набор определенных профессиональных действий, позволяющий педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально - педагогической деятельности.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1.технологии сохранения и стимулирования здоровья; 

2.технологии обучения ЗОЖ;                                                                    

3. коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду:

1.медико-профилактические: обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ; (осмотр детей медицинской сестрой ДОУ; осмотр детей специалистами детской поликлиники; выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду).

2. физкультурно-оздоровительные: направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.;

3.обеспечения социально-психологического благополучия ребенка: обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ;

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов: направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (дыхательная, для глаз и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5.образовательные: воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения;

6обучения здоровому образу жизни: технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры,  проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия,  сказкотерапия, психогимнастика и др.

7. просвещения родителей: консультативная помощь,  участие в физкультурных досуговых  мероприятиях детского сада, папки - передвижки, беседы, личный пример педагога,  практикумы, практические показы,  родительские собрания, информация для стендов, памятки, буклеты, презентации,  организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов.

Применение

здоровьесберегающих технологий

в работе с детьми.

Здоровьесберегающие технологии

                               

                            Мероприятия

Соблюдение режима дня. Применяется во всех возрастных группах.

постоянно

Гигиенические процедуры. Применяется во всех возрастных группах.

Умывание, обливание рук до локтя прохладной водой.

Закаливание.

Постоянный медико – педагогический контроль  за физиологической реакцией, соответствие нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям ребенка.                                                                       В летний период - обливание стоп ног                    (t – 36 – 26 - 36 С) в комплексе с профилактическим  самомассажем стоп(поглаживание, разминание, растирание);                 в течение года - умывание прохладной водой, соблюдение рациональности в одежде, занятия физкультурой на улице, сон при открытых форточках.

Дыхательная гимнастика. Применяется во всех возрастных группах.

На музыкальных занятиях – по методике              А. Н. Стрельниковой;                                               на физкультурных занятиях, в группе в течение дня.

Утренняя гимнастика. Применяется во всех возрастных группах.

Ежедневно, подбирается по изучаемой на занятиях тематике на неделю.

Физкультминутки. Применяется во всех возрастных группах.

Во время занятий, по мере утомляемости детей (2- 5мин), в качестве профилактики утомляемости.

Гимнастика для глаз. Применяется во всех возрастных группах.

Ежедневно по 3-5 минут, в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.                                                                        

Корригирующая гимнастика Применяется во всех возрастных группах..

                                     

Ежедневно после сна, 5-10 минут,  упражнения на кроватках.

«Дорожки здоровья». Применяется во всех возрастных группах.

Ходьба по ребристым дорожкам.

Подвижные и спортивные игры. Применяется во всех возрастных группах.  

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате (подбираем подвижные игры малой  подвижности).

Пальчиковая гимнастика. Применяется во всех возрастных группах.

Проводится ежедневно в любое удобное время, индивидуально или с подгруппой детей.

Соблюдение температурного режима. Применяется во всех возрастных группах.

Ежедневное  и неоднократное проветривание групповой комнаты в отсутствие детей; проветривание спальни перед сном.

Релаксация

Зависит от состояния детей и целей, с использованием спокойной классической музыки, звуков природы.

Уроки здоровья. Применяется во всех возрастных группах.

Занятия по ОБЖ (программа «Безопасность» Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б.), направленные на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.

Занятия с психологом

Психолог  работает на индивидуальных занятиях с очень застенчивыми детьми, агрессивными, раздражительными, с нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Активный отдых

Дни Здоровья (1 раз в квартал),        физкультурный досуг (1–2 раза в месяц 20–30 мин),   музыкально - физкультурные праздники и соревнования на улице.

Физиотерапия. Применяется во всех возрастных группах.

Проводит старшая медсестра в осенне-весенний период в специально оборудованном физиокабинете.

Натуропатия

Применение в пищу лука, чеснока, лимона, ношение чесночных бус в период повышенной заболеваемости.

Профилактика плоскостопия и нарушения осанки. Применяется во всех возрастных группах.

На занятиях физкультурой и в режиме дня(постоянный контроль за правильной постановкой стоп во время ходьбы; контроль за правильной осанкой).

                                                                       

Занятия баскетболом и ритмопластикой.

Проводят инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель 1 раз в неделю по 30 минут.                                                                                        

Занятия физической культурой. Применяется во всех возрастных группах.

3 раза в неделю (1 из них на улице)

Прогулки. Применяется во всех возрастных группах.

Ежедневно. Соблюдение режима прогулок во все времена года.

Системные занятия физкультурой, гигиенические процедуры, неукоснительное соблюдение режима дня укрепляют здоровье детей, гармонично развивают физические качества – быстроту, выносливость, вырабатывают правильную осанку, повышают устойчивость организма.  Дети получают знания о здоровье и здоровом образе жизни, которые  используют в практике повседневных жизненных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...