Консультация для родителей "Ребёнок с особенными потребностями в образовании"
консультация на тему

Жилина Екатерина Юрьевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peredvizhka_inklyuziya.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

  1.                                                      
  2.    
  3.      КОНСУЛЬТАЦИЯ

                  ДЛЯ

             

              РОДИТЕЛЕЙ

  1.    

                                                            РЕБЁНОК

 С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

                   ПОТРЕБНОСТЯМИ

                                                                             Разработал:

                                                          Воспитатель Жилина Е.Ю.

                                                 

                                                  МБДОУ детский сад №8 «Солнышко»

                                                                  город Новочеркасск

                                                                            2016 год

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие. Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества — оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием. Общество больше не делится на «нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство. Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия. Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.

Итак, что же подразумевает термин «дети с особыми образовательными потребностями»? Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним. Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в

                       развитии» и конкретизирующие их термины(дебил, идиот,

                             даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие

                              на ненормальность, неполноценность человека. Подтверждая

                             

отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

Термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен потому, что он ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребёнке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами. Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в США и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»). Содержание термина «дети с особыми образовательными потребностями» отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребёнка с нарушениями в развитии как ребёнка, нуждающегося в «обходных путях достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования. Понятие «дети с особыми  

                     образовательными потребностями» охватывает всех

                         учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за

                           

границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.

Дети с особенностями психофизического развития разделяются по следующим категориям:

- с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);

- с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);

- с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);

- с речевыми нарушениями;

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);

- с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.

Логичным и обоснованным может быть принято определение, которое дает французский ученый Г. Лефранко: «Особые потребности – это термин, который    

используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется    

                       возможность расширить свой потенциал». Ярким

                        событием для мирового педагогического сообщества

                          является прошедшая под эгидой ЮНЕСКО в 1994 г. в Испании (г.                                                                                                                    

                         Саламанка) Всемирная конференция по образованию лиц с особыми

потребностями. В итоге в педагогику введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования. Сегодня можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ООП в образовательном процессе обычных образовательных учреждений, но в большей мере перестройку системы массового образования и учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения образовательных потребностей всех категорий детей.

Если мы говорим об инклюзивном образовании, то имеем в виду, прежде всего, особые образовательные потребности у детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии.

Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, которая базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права обучаться по месту проживания, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учебного заведения.

Сторонники этой образовательной системы считают, что таким образом дети будут наилучшим образом подготовлены к реальной жизни. А скептики опасаются, что на педагогов будет розложена слишком большая ответственность за детей с ООП в то время, как сами педагоги не будут иметь соответствующей подготовки и необходимых ресурсов. И это приведет к тому, что детям с особенностями развития будет уделяться гораздо больше внимания, чем обычным детям – а значит общий уровень образования снизится. Современные научные  

                     представления позволяют выделить общие аспекты особых  

                         образовательных потребностей разных категорий

                        детей с нарушениями психо-физического развития.

       

• Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)

• Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. (Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.)

• Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. (Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т. п. ;

                      • В определении границ образовательного пространства –    

                        потребность в максимальном расширении образовательного    

                           

пространства за пределы образовательного учреждения.

• В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.

• В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др., во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

• Особая организация обучения.

- К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.

- Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.

- Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.

- Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.

                     Дети с нарушениями — это не потерянные для общества

                       люди. При особом образовательном подходе они способны    

                       социально адаптироваться, интегрироваться в общество,          

                                   приносить ему пользу и быть счастливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзия как реализация права детей с особыми образовательными потребностями на образование

Раскрытие понятия детей с особыми образовательными потребностями и их прав.В работе, также раскывается понятие инклюзии и перечисляются основные современные взгляды на это явление.Показывается реализа...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 6 ГОДА

Жизнь детей этого возраста значительно эмоциональнее, богаче, чем на предыдущем этапе, их чувства более глубоки и продолжительны. Появляются зачатки интеллектуальных чувств. Эстетические переживания д...

Эффективные потребности дошкольного образования в раскрытии потенциала личности ребенка

Большие социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются системы образования, осуществления обучения и воспитания детей дошкольного и ...

Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей, потребностей, интересов детей и требований ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ  должна учитывать интересы и потребности ребёнка, его возрастные и индивидуальные особенности.  Не содержать пестроты, перегрузки предметам...

Консультация для родителей "дети с ОВЗ - дети с особенными потребностями"

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.Конечно, родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, э...

Консультация для педагогов ДОУ «Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования в ДОУ»

Современная жизнь все больше ориентируется на инклюзию. И профессия педагога инклюзивного образования становится все более востребованной на всех уровнях системы образования – от дошкольного до ...