Консультация для родителей "Леворукость у детей"
консультация (средняя группа) на тему

Кондрацова Вера Владимировна

В.В. Кондрацова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»

г. Сергиев Посад, Россия

Консультация для родителей

«ЛЕВОРУКОСТЬ У ДЕТЕЙ».

 

Аннотация: Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачам. Ещё два или три поколения назад на левшу смотрели настолько косо, что это порождало у ребёнка самый настоящий комплекс неполноценности.

Многие учителя и воспитатели считали своей обязанностью переучить ребёнка, заставляя брать карандаш из левой руки в правую. Но целый ряд наблюдений показал, что дети, которые наперекор врождённым свойствам пытались перейти к пользованию правой рукой, вместо левой, нередко не только начинали заикаться, но и теряли уверенность в себе, становились неврастениками. Теперь большинство людей понимает, что никакой патологии тут нет, так уж распорядилась природа.

Ключевые слова: леворукость, мозг ребенка, правое полушарие, отличается от своих сверстников, абстрактное мышление.

Так надо ли вообще пытаться переучивать такого малыша? Чем он отличается от других, обычных, по нашему мнению, детей? Лишь только тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребёнок рождается с двумя... правыми полушариями. И лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из двух начинает «леветь».

Поэтому мозг, взрослого человека состоит из правого и левого полушария, каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другого, так как в одном и другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое - отвечает за речь и абстрактное мышление, правое - за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого полушарии испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого - страх и печаль. Эти различия можно продолжать без предела, но главное, что даже относительное доминирование какого - либо из полушарий обусловливает психологические особенности людей. Толчками для превращения одного из правых полушарий в левое у детей является начало овладению речью и первое осознание ребёнком самого себя. Поэтому после кризиса 3-х лет и начинают вырисовываться различия между «правшами» и «левшами». Как «праворукость», так и «леворукость» объясняются тем, что существует перекрест нервных путей протянувшихся от конечностей к полушариям мозга. Причём при доминировании левого полушария ведущей является - правая рука, при доминировании правого полушария - левая.

Ребёнок - «правополушарный» левша - намного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех

лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Между прочем, многие люди выдающихся дарований были именно «левшами» - например, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Все отмечают большие музыкальные способности «левшей», для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.

В обыденной жизни «левше» придется труднее, чем «правше». Ведь большинство предметов, которыми мы пользуемся, приспособлены «под правую руку» - дверные ручки, замки, отвертки, музыкальные инструменты, автомобили...

Хотя и возникает для окружающих некоторое неудобство, когда человек больше действует левой рукой, чем правой, само по себе это не имеет в жизни никакого значения. Как правило,

«левши» очень быстро адаптируются и не испытывают затруднений.

Окружающим такого ребёнка взрослым важно ни в коей мере не подчёркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать, что вы считаете леворукость даже преимуществом.

Несколько советов, как нужно вести себя с ребёнком левшой:

-Не воевать с ним из-за частого упрямства, выходки упрямца постараться завуалировать какой-нибудь игрой.

-Принять как должное особенность ребёнка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и

это тоже разновидность нормы.

- Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.

- Если после пятилетнего возраста вы заметите у ребёнка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь к специалисту.

Для определения преобладающей руки у ребёнка, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания:

1.Узнайте, имеются ли у ребёнка близкие родственники с ведущей левой рукой.

2.Вспомните, в возрасте до одного года какой рукой чаще пользовался ребёнок «брал погремушку, ложку».

3.Предложите ребёнку расчесаться. В  какую руку он возьмет расческу?

4.Обратите внимание, в какой руке ребёнок держит карандаш или ручку во время рисования.

5.Предложите ребёнку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

6.Предложите ребёнку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.

7.Предложите ребёнку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?

8.Предложите ребёнку топнуть  одной ногой. Какой  ногой  он топнул?

9.Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

10.Предложите ребёнку посмотреть  одним глазом  в  бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

11.Если большинство заданий ребёнок выполнял левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга.

Список используемой литературы:

1. Айзман Р. Готов ли ребенок к школе? Жарова Г., Вартапетова Г.// С 103 -120

2. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Вентана-Граф, 2005. С.88 - 97

3. Брагинский В. Почему не каждому дается грамота// Интернет.

4. Деглин В.Л. Функциональная ассиметрия – уникальная особенность мозга человека// Интернет.

5. Дубровинская Н.В Психофизиология ребенка: Психофизио-логические основы детской валеологии. Фарбер Д.А., Безруких М.М.// - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000 С. 116-126

6. Межполушарная ассиметрия// Википедия – свободная энциклопедия. Интернет.

7. Николаева Е.И. Леворукий ребёнок: диагностика, обучение, коррекция. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 С. 35- 63

8. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии// Интернет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Консультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"О путешествиях с детьмиСолнце хорошо, но в меруОсторожно: тепловой и солнечный удар!Купание – прекрасное закаливающее с...

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Работа с родителями Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...

Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Новый год - семейный праздник».

Веселые новогодние дни – чудесное время, когда многие из нас могут побыть в кругу семьи, уделить время деткам. Позади непростой рабочий год, и предстоят приятные хлопоты по подготовке к праздник...