"Учимся слышать звуки"
консультация на тему
(Консультация для родителей. Материал был опубликован в журнале «Логопед»№7, 2015г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_slyshat_zvuki.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ
(Консультация для родителей учителя-логопеда Куделиной Ю.Ю. Материал был опубликован в журнале «Логопед»№7, 2015г.)
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух. Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, нос-сон); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, кит-кот).
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно говорит.
Ниже предложенные вашему вниманию игровые упражнения научат ребенка слушать и слышать.
«Отгадай что звучит»
Возьмите несколько звучащих по-разному игрушек (дудочка, колокольчик, погремушка и др. не более пяти). Предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем поверните ребенка спиной, отойдите на 3-4м. и воспроизведите звучание одной из них. Звуки должны быть ясными и контрастными. Малыш должен подойти и взять звучащую игрушку.
«Похлопаем»
Предложите ребенку повторить за вами ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок. Ритмический рисунок постепенно усложняется. Например: два хлопка, пауза, три хлопка. Следующий этап игры: малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
«Волшебная палочка»
Предложите ребенку послушать, как звучат предметы, постукивая по ним карандашом. «Волшебная палочка» заставит звучать вазу, стол, стакан и др. предметы. Ребенок с закрытыми глазами отгадывает, какой предмет зазвучал.
«Далеко-близко»
Объясните ребенку, что сейчас вы будете произносить слова громко и тихо. Если произносите слово тихо, то ребенок отвечает: «ДАЛЕКО». Если произносите слово громко, то малыш отвечает: «БЛИЗКО».
«О чем говорит улица»
Предложите ребенку определить звуки и шумы, доносящиеся с улицы: машина, пенье птиц, ветер, дождь, разговор людей…
«Доскажи словечко»
Подберите считалки, потешки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривайте последнее слово или звук:
Руки мыть пошла Людмила
Ей понадобилось … (мыло)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол)
В реке большая драка
Поссорились два р… (рака)
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши … (каша) и др.
«Фломастеры»Возьмите 12 фломастеров разного цвета. Загадайте цвет одного из них, если ребенок догадается, он берет у вас этот фломастер в руки:
[Ж]…,[К]…,[З']…,[Ч']…,[С']…
Попросите малыша показать фломастером все предметы, названия которых начинается
с того же звука, что и цвет.
«Первый звук»
Нужно выделить голосом первый звук в словах (а-а-аист, у-у-хо, о-о-обруч, и-и-ива и т.д.).
«Цепочка слов»
Вы вместе с ребенком поочередно произносите слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее слово:
мяч – чемодан – нос – санки – игла – абрикос…
«Съедобное-несъедобное»
Произнесите три слова, похожих по звучанию. Ребенок должен назвать только то, что можно есть:
картошка – ложка – окрошка
конфета – котлета – ракета
банан – диван – барабан
пироги – сапоги – утюги
лимон – вагон – бульон и т.д.
Возможно у Вас есть свои любимые игры, поделитесь с нами!
Используемая литература:
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. – М.: «Первое сентября», 2013.
Невская В.П. Речевые игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка учителя-логопеда для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»
Вниманию родителей предлагаются речевые игры и упражнения, которые они могут использовать дома при закреплении правильного произношения звуков у детей....
Памятка для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»
Памятка для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при зак...
«УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ И ПРАВИЛЬНО ИХ ПРОИЗНОСИТЬ»
Простые речевые игры, в которые родители смогут играть даже по дороге в детский сад или на прогулке....
Памятка для родителей "Учимся слышать звуки и правильно их произносить"
"Игры на развитие фонематического восприятия"...
Учимся слышать звуки и правильно их произносить
Рекомендации родителям...
- Мне нравится (1)