Родительское собрание на тему "Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения».

Подготовительная группа.

10.02.2015г.

   Цель: формирование педагогической компетентности родителей дошкольников по профилактике и коррекции речевых нарушений.

   Задачи: 

  1. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи  у детей.
  2. Познакомить родителей с причинами речевых нарушений.
  3. Оказать помощь в выделении наиболее актуальных вопросов по проблеме.
  4.  Познакомить родителей с приемами и методами преодоления нарушения произношения у дошкольников.

   Предварительная работа:

  • Анкетирование родителей (Приложение №1).
  • Репетиция сценки с детьми «Наш любимый логопед».
  • Оформление методической и детской литературы по развитию речи.
  • Оформление памятки для родителей «Артикуляционная гимнастика».
  • Листы бумаги и ручки для каждого родителя.

Ход собрания:

Уважаемые родители!

   Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня нам предстоит разговор о формировании у детей дошкольного возраста правильного произношения. Сейчас я вам предлагаю посмотреть сценку: «Наш любимый логопед».

Мама.

Нынче в жизни есть проблема –

Люди мало говорят.

Потому что очень часто

За компьютером сидят.

Папа.

Вечер…Дома – ни словечка,

Иногда лишь: «Круто! Класс!»

Мама и папа.

Мама с папой в интернете,

Дети.

Им сегодня не до нас!

Сын.

Мы с сестрёнкой смотрим мультик,

Бабушка.

А бабуля – сериал,

Дед.

Дед с газетой примостился –

От экрана он устал.

Логопед.

Но в субботу за обедом

Завязалась вдруг беседа.

Дети.

Мы такое отмочили,

Что всех сразу удивили.

Сын.

Я сказал: «Люблю ЛЫБАЛКУ,

В САСКИ я могу ИГЛАТЬ».

Дочь.

Я сказала: «Буду СКОЛО

КОЛАБЛЯМИ УПЛАВЛЯТЬ».

Дети.

Торопились всё сказать,

Трудно было нас понять.

Мама и папа.

Удивились мама, папа:

Ну, в кого пошли ребята?

Папа.

Мы же этим не страдали,

Года в два вовсю болтали.

Мама.

А в четыре или в пять

В школу нас могли бы взять.

Очень чисто говорили,

Звуки все произносили!

Дед и бабушка.

Кто поможет? Не секрет –

Все (вместе). Настоящий логопед!

Логопед.

Целый год мы занимались.

Дети.

Быть примерными старались.

Сын.

Мы у зеркала сидели

Дочь.

И на язычок смотрели.

Логопед.

Он команды выполнял

И совсем послушным стал.

Сын.

На рыбалку очень скоро

Мы отправимся с семьёй.

Дочь.

На арктическое море

Шашки мы возьмём с собой.

Мама и папа.

И однажды утром рано

Полетит радиограмма:

Все (вместе).

Наш любимый логопед,

Посылаем вам привет!

Дети.

Очень чисто говорим.

Все (вместе).

Вас за всё благодарим!

   Мы все хотим, чтобы наши дети говорили грамотно, красиво и умели ясно выражать словами свои мысли. Однако сам по себе ребёнок этому не научится. Миф о саморазвитии речи по мере взросления ребёнка приводит к тому, что родители спохватываются только тогда, когда начинают замечать вторичные отклонения в развитии.

   Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка. Несовершенные, смешные, сотворённые самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи наступил важнейший этап, от которого будет зависеть всё его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребёнка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребёнка, формированию его личностных качеств.

   Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребёнок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьёзная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжёлого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма.

   Что могло стать причиной нарушения речи?

   Причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжёлых заболеваний ребёнка, задержка умственного и физического развития.

   Нарушения речи могут быть вызваны целым рядом заболеваний. Среди них – неправильно сформированное нёбо, слабость или паралич мышц нёба, снижение слуха, аллергия, затруднённое дыхание вследствие увеличения аденоидов и миндалин и т.д. Однако у многих детей нет этих причин, и проблемы с речью связаны у них с различными физическими эмоциональными факторами, а также особенностями взаимодействия с окружающей средой.

   Очень важной причиной является снижение уровня языковой культуры общества в целом. Зависимость речи детей от особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.

   Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики.

   В чём проявляется моторная неловкость ребёнка?

   Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое даётся с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками, зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребёнка отвести один пальчик в сторону – за ним потянутся остальные. Проверьте подвижность губ, языка – движения неловкие, нечёткие, и ребёнок отказывается выполнять задания, потому что быстро устаёт. А подобные манипуляции шестилетний ребёнок должен выполнять свободно.

   В головном мозге область, отвечающая за речь, расположена рядом с общей двигательной областью и фактически является её частью. Поэтому развитие моторной речи прямо зависит от развития моторики ребёнка в целом. Особенно велико влияние импульсов, поступающих в речевые области мозга от пальцев рук.

   Приёмы развития тонкой моторики рук могут быть самыми разнообразными. Важно, чтобы в движение вовлекалось больше пальцев и движения были как можно более энергичными. Выполнение упражнений должно быть регулярным. Время выполнения не должно быть долгим, так как внимание и интерес ребёнка быстро иссякают. Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.

   Для развития мелкой моторики рук мы используем (показ):

  • завязывание и развязывание узелков на шнурках;
  • лепка;
  • разрезание картинок;
  • переборка крупы;
  • нанизывание бусин на шнурок;
  • шнуровка;
  • составление фигурок из счётных палочек;
  • рисование по заданному контуру;
  • обводка шаблонов, трафаретов;
  • штриховка и раскрашивание картинок;
  • графический диктант (выполнение узора на клеточном поле);
  • оригами;
  • различные виды мозаик;
  • разнообразные конструкторы.

   Массаж кистей рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает её тонус и сократительную способность. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Проводится массаж несколько раз в день, продолжительность – 3-5 минут. Массаж включает в себя следующие типы движений. (Показ, родители повторяют)

  1. Поглаживание: совершается в разных направлениях.
  2. Растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает её).
  3. Вибрация – нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев.
  4. Массаж с помощью специального твёрдого мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев.
  5. Сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

   Для развития мелкой моторики рук полезна пальчиковая гимнастика. Выполняем ее каждый день. (Предложить несколько игр, которые выполняем с детьми).

   Очень часто проговариваем чистоговорки. (Привести примеры).

   Для развития лицевой и артикуляционной моторики  полезно выполнять артикуляционную гимнастику. (Выдаются памятки.)

Артикуляционная гимнастика.

   Статические упражнения. Каждое упражнение выполняется чётко, медленно по 8-10 раз.

  1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.
  2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
  3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.
  4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.
  5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Динамические упражнения.

  1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт. Проделать 15-20 раз.
  2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.
  3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка», язык не должен отрываться от нёба.
  4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится по счёту 10-15 раз.
  5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
  6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперёд и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
  7. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
  8. «Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося «д-д-д». Сначала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

   Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесса, чем друг с другом. Важно не разочаровывать ребенка в его попытках разговаривать. Насмешки и наказания не способствуют развитию речи. Родители должны относиться к усилиям ребенка с интересом, вниманием и любовью. Ошибки в разговоре нужно отмечать с ободрением. Например, если ребенок произносит «больсой дом», можно прийти ему на помощь словами: «Да, это большой дом». Подобный ответ поддерживает ребенка и ненавязчиво исправляет ошибку. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Поэтому наша совместная, трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения, приносит положительный результат и динамику в развитии звуковой культуры речи наших ребят.

   Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели, логопеды, психологи и родители действуют согласованно.

Приложение №1.

Анкета для родителей.

   Уважаемые родители! Просим вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

  1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка?_______________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. По каким критериям можно судить о нормальном развитии речи ребенка (отметьте подходящие варианты):

а) отсутствие дефектов звукопроизношения;

б) отсутствие ошибок в согласовании слов, употреблении предлогов;

в) высокий уровень развития связной речи: умение пересказывать тексты, использовать сложные предложения;

г) умение читать;

д) ваш вариант ответа.____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли у членов вашей семьи дефекты звукопроизношения?___________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли у вашего ребенка дефекты звукопроизношения?_______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Обращались ли вы за помощью к логопеду?__________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы считаете, может ли детский сад оказать положительное воздействие на развитие речи ребенка?___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по вопросам развития речи ребенка?________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие вопросы по проблеме речевого развития ребенка вас интересуют?_________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий организационного родительского собрания в средней группе детей дошкольного возраста

Данный материал может послужить опорой при организации родительского собрания.....

Родительское собрание ,,Основы рационального питания детей дошкольного возраста”

Дать родителям знания о значении рационального питания в развитии ребенка, формировать у взрослых представлении о питании как составной части культуры, здоровья и здоровье сбережения, познакомить с ан...

Родительского собрания по теме: « Безопасность детей дошкольного возраста».

Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения.            3. Формировать готовность родител...

«Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения».

Данный материал можно разместить в информационный уголок для родителей....