Родительское собрание на тему "Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения».
Подготовительная группа.
10.02.2015г.
Цель: формирование педагогической компетентности родителей дошкольников по профилактике и коррекции речевых нарушений.
Задачи:
- Формировать знания родителей о значении развития правильной речи у детей.
- Познакомить родителей с причинами речевых нарушений.
- Оказать помощь в выделении наиболее актуальных вопросов по проблеме.
- Познакомить родителей с приемами и методами преодоления нарушения произношения у дошкольников.
Предварительная работа:
- Анкетирование родителей (Приложение №1).
- Репетиция сценки с детьми «Наш любимый логопед».
- Оформление методической и детской литературы по развитию речи.
- Оформление памятки для родителей «Артикуляционная гимнастика».
- Листы бумаги и ручки для каждого родителя.
Ход собрания:
Уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня нам предстоит разговор о формировании у детей дошкольного возраста правильного произношения. Сейчас я вам предлагаю посмотреть сценку: «Наш любимый логопед».
Мама.
Нынче в жизни есть проблема –
Люди мало говорят.
Потому что очень часто
За компьютером сидят.
Папа.
Вечер…Дома – ни словечка,
Иногда лишь: «Круто! Класс!»
Мама и папа.
Мама с папой в интернете,
Дети.
Им сегодня не до нас!
Сын.
Мы с сестрёнкой смотрим мультик,
Бабушка.
А бабуля – сериал,
Дед.
Дед с газетой примостился –
От экрана он устал.
Логопед.
Но в субботу за обедом
Завязалась вдруг беседа.
Дети.
Мы такое отмочили,
Что всех сразу удивили.
Сын.
Я сказал: «Люблю ЛЫБАЛКУ,
В САСКИ я могу ИГЛАТЬ».
Дочь.
Я сказала: «Буду СКОЛО
КОЛАБЛЯМИ УПЛАВЛЯТЬ».
Дети.
Торопились всё сказать,
Трудно было нас понять.
Мама и папа.
Удивились мама, папа:
Ну, в кого пошли ребята?
Папа.
Мы же этим не страдали,
Года в два вовсю болтали.
Мама.
А в четыре или в пять
В школу нас могли бы взять.
Очень чисто говорили,
Звуки все произносили!
Дед и бабушка.
Кто поможет? Не секрет –
Все (вместе). Настоящий логопед!
Логопед.
Целый год мы занимались.
Дети.
Быть примерными старались.
Сын.
Мы у зеркала сидели
Дочь.
И на язычок смотрели.
Логопед.
Он команды выполнял
И совсем послушным стал.
Сын.
На рыбалку очень скоро
Мы отправимся с семьёй.
Дочь.
На арктическое море
Шашки мы возьмём с собой.
Мама и папа.
И однажды утром рано
Полетит радиограмма:
Все (вместе).
Наш любимый логопед,
Посылаем вам привет!
Дети.
Очень чисто говорим.
Все (вместе).
Вас за всё благодарим!
Мы все хотим, чтобы наши дети говорили грамотно, красиво и умели ясно выражать словами свои мысли. Однако сам по себе ребёнок этому не научится. Миф о саморазвитии речи по мере взросления ребёнка приводит к тому, что родители спохватываются только тогда, когда начинают замечать вторичные отклонения в развитии.
Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка. Несовершенные, смешные, сотворённые самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи наступил важнейший этап, от которого будет зависеть всё его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребёнка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребёнка, формированию его личностных качеств.
Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребёнок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьёзная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжёлого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма.
Что могло стать причиной нарушения речи?
Причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжёлых заболеваний ребёнка, задержка умственного и физического развития.
Нарушения речи могут быть вызваны целым рядом заболеваний. Среди них – неправильно сформированное нёбо, слабость или паралич мышц нёба, снижение слуха, аллергия, затруднённое дыхание вследствие увеличения аденоидов и миндалин и т.д. Однако у многих детей нет этих причин, и проблемы с речью связаны у них с различными физическими эмоциональными факторами, а также особенностями взаимодействия с окружающей средой.
Очень важной причиной является снижение уровня языковой культуры общества в целом. Зависимость речи детей от особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.
Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики.
В чём проявляется моторная неловкость ребёнка?
Попросите его собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое даётся с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками, зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребёнка отвести один пальчик в сторону – за ним потянутся остальные. Проверьте подвижность губ, языка – движения неловкие, нечёткие, и ребёнок отказывается выполнять задания, потому что быстро устаёт. А подобные манипуляции шестилетний ребёнок должен выполнять свободно.
В головном мозге область, отвечающая за речь, расположена рядом с общей двигательной областью и фактически является её частью. Поэтому развитие моторной речи прямо зависит от развития моторики ребёнка в целом. Особенно велико влияние импульсов, поступающих в речевые области мозга от пальцев рук.
Приёмы развития тонкой моторики рук могут быть самыми разнообразными. Важно, чтобы в движение вовлекалось больше пальцев и движения были как можно более энергичными. Выполнение упражнений должно быть регулярным. Время выполнения не должно быть долгим, так как внимание и интерес ребёнка быстро иссякают. Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
Для развития мелкой моторики рук мы используем (показ):
- завязывание и развязывание узелков на шнурках;
- лепка;
- разрезание картинок;
- переборка крупы;
- нанизывание бусин на шнурок;
- шнуровка;
- составление фигурок из счётных палочек;
- рисование по заданному контуру;
- обводка шаблонов, трафаретов;
- штриховка и раскрашивание картинок;
- графический диктант (выполнение узора на клеточном поле);
- оригами;
- различные виды мозаик;
- разнообразные конструкторы.
Массаж кистей рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает её тонус и сократительную способность. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Проводится массаж несколько раз в день, продолжительность – 3-5 минут. Массаж включает в себя следующие типы движений. (Показ, родители повторяют)
- Поглаживание: совершается в разных направлениях.
- Растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает её).
- Вибрация – нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев.
- Массаж с помощью специального твёрдого мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев.
- Сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Для развития мелкой моторики рук полезна пальчиковая гимнастика. Выполняем ее каждый день. (Предложить несколько игр, которые выполняем с детьми).
Очень часто проговариваем чистоговорки. (Привести примеры).
Для развития лицевой и артикуляционной моторики полезно выполнять артикуляционную гимнастику. (Выдаются памятки.)
Артикуляционная гимнастика.
Статические упражнения. Каждое упражнение выполняется чётко, медленно по 8-10 раз.
- «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.
- «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
- «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.
- «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.
- «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
Динамические упражнения.
- «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт. Проделать 15-20 раз.
- «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.
- «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка», язык не должен отрываться от нёба.
- «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится по счёту 10-15 раз.
- «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
- «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперёд и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
- «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
- «Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося «д-д-д». Сначала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесса, чем друг с другом. Важно не разочаровывать ребенка в его попытках разговаривать. Насмешки и наказания не способствуют развитию речи. Родители должны относиться к усилиям ребенка с интересом, вниманием и любовью. Ошибки в разговоре нужно отмечать с ободрением. Например, если ребенок произносит «больсой дом», можно прийти ему на помощь словами: «Да, это большой дом». Подобный ответ поддерживает ребенка и ненавязчиво исправляет ошибку. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Поэтому наша совместная, трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения, приносит положительный результат и динамику в развитии звуковой культуры речи наших ребят.
Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели, логопеды, психологи и родители действуют согласованно.
Приложение №1.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Просим вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
- Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- По каким критериям можно судить о нормальном развитии речи ребенка (отметьте подходящие варианты):
а) отсутствие дефектов звукопроизношения;
б) отсутствие ошибок в согласовании слов, употреблении предлогов;
в) высокий уровень развития связной речи: умение пересказывать тексты, использовать сложные предложения;
г) умение читать;
д) ваш вариант ответа.____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли у членов вашей семьи дефекты звукопроизношения?___________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли у вашего ребенка дефекты звукопроизношения?_______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Обращались ли вы за помощью к логопеду?__________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы считаете, может ли детский сад оказать положительное воздействие на развитие речи ребенка?___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по вопросам развития речи ребенка?________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие вопросы по проблеме речевого развития ребенка вас интересуют?_________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Воспитание вежливости у детей дошкольного возраста»
Советы родителям....
Сценарий организационного родительского собрания в средней группе детей дошкольного возраста
Данный материал может послужить опорой при организации родительского собрания.....
Родительское собрание ,,Основы рационального питания детей дошкольного возраста”
Дать родителям знания о значении рационального питания в развитии ребенка, формировать у взрослых представлении о питании как составной части культуры, здоровья и здоровье сбережения, познакомить с ан...
Родительское собрание "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Родительское собрание...
Родительского собрания по теме: « Безопасность детей дошкольного возраста».
Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения. 3. Формировать готовность родител...
Проект родительского собрания на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям в условиях ФГОС»Воспитатель Лопандина Надежда Павловна
Познакомить родителей со значением приобщения детей к народным традициям...
«Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения».
Данный материал можно разместить в информационный уголок для родителей....