Презентация "Самостоятельность и самообслуживание в жизни ребёнка"
презентация на тему

Ребёнок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками. Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и  действия, которыми мы их учим. Но у каждого ребёнка при правильном воспитании вырабатывается стремление всё делать самостоятельно

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание «Самостоятельность и самообслуживание в жизни ребёнка»

Слайд 2

Задачи родителей и воспитателей *сформировать новые умения и навыки, закрепить уже имеющиеся; * воспитывать уважение к труду; *умение своими силами достигать результата, развивать чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенность в том, что если постараться, то многое можно сделать самому. В детском саду дети участвуют в различных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд. Мы подробнее остановимся на таком виде труда, как самообслуживание.

Слайд 3

Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды.

Слайд 4

Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками. Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно . И сегодня мы постараемся вам показать значимость этой проблемы, какими умениями и навыками должны овладеть дети, о том, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания.

Слайд 5

Учите детей: мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; Умывание сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место; пользоваться расческой и носовым платком. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе умывания, потом покажите , как нужно «отжать» руки над раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и пол .

Слайд 6

К ак можно больше на конкретных примерах учите детей делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные выводы: не завернул рукава, поэтому будешь ходить с мокрыми рукавами и т п. Для того чтобы дети успешно овладели навыками умывания, необходимо дома создать условия : сделать подставку под раковиной, повесить детское полотенце соответственно росту ребёнка

Слайд 7

Учите детей правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, не играть с едой; пережевывать пищу с закрытым ртом ; не разговаривать с полным ртом . Элементарные навыки поведения за столом: Учите самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с ребёнком, показывайте, как правильно есть, как держать ложку, предлагайте взять ложку так, как это делают взрослые.

Слайд 8

В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

Слайд 9

Одевание Учите детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывайте опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Слайд 10

Не нужно непосредственно перед выходом из дома в спешке учить ребенка одеваться, это может обернуться стрессом. Выберите время для того, чтобы неторопливо одеться, спокойно рассказать и показать (возможно, не один раз) весь процесс и подождать, пока пыхтение малыша обернется успехом. Подсказывайте ребенку, что зачем надевать. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Вы можете вместе с малышом изготовить плакат, на котором разместить изображения одежды в правильной последовательности. Это поможет ребенку быстрее запомнить. Кроме того, чтобы ребенок не перепутал где перед, а где спинка одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди , так ребенку будет легче ориентироваться.

Слайд 11

В детском саду мы учим детей одеваться в такой последовательности Алгоритм одевания для девочек в группе Алгоритм одевания для мальчиков в группе

Слайд 12

Учите детей последовательно и рационально выполнять действия. Объясните, например, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением покажите детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед платья (по пуговицам, по вороту и т. п.) и как правильно надеть его. Все это поможет детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания.

Слайд 13

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. Здесь важно все и в первую очередь удобная одежда и обувь детей. одежда и обувь должна соответствовать размеру ребёнка, одежда и обувь не должны быть слишком узкими, широкими, на штанишках должна быть резинка, потому что шнурок ваш ребёнок завязывать ещё не умеет, резинки на трусах, колкотках , юбках, шортах не должны быть тугими или вытянутыми, пуговицы на одежде должны быть пришиты, булавок и с крепок на одежде быть не должно, шнурки на обуви должны быть с т вердыми наконечниками, без узлов, не слишком короткие или длинные, застёжки – молнии на одежде и обуви должны застёгиваться легко, сапоги или ботинки со сломанным язычком на молнии ребёнок сам застегнуть никогда не сможет.

Слайд 14

Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания препятствует сама конструкция одежды ребенка. Если на вещах малыша есть многочисленные молнии и шнуровки, мелкие пуговицы, то это значительно усложняет для него процесс одевания. Поэтому на первое время лучше выбирать простую одежду: футболочки без застежек, штаны на резинке. Когда же ваш малыш обучится премудростям застежек, можно одевать его во что угодно. И не нужно будет переживать Формируя навыки самообслуживания, нужно учить детей бережному отношению к вещам. Необходимо показывать и рассказывать , как надо выворачивать и складывать одежду, вешать в шкаф, тогда ребёнку легко будет найти необходимую вещь. Пришейте к одежде где необходимо петельки – вешалки, закрепите полочки. Своевременно наводите порядок в детских шкафчиках, убирайте фантики от конфет, бумажки, мусор, уносите домой лишнюю одежду игрушки. шапка К к У о Р ф Т т К а А брюки, носки обувь Вещи в шкафчике для раздевания

Слайд 15

Оптимальный возраст ребенка для успешного обучения его навыкам одевания – 2-3 года. В 3,5 -4 года он уже привыкает к тому, что взрослые обслуживают все его потребности (одевают, кормят, купают, носят на руках), что любую вашу просьбу сделать что-то самому, ребенок воспринимает с непониманием и, возможно, обидой. Усвойте это и донесите до бабушек и дедушек, которые всегда стремятся облегчить жизнь внукам и одевать их или кормить с ложечки. Необходимо и дома приспособить вешалку по росту ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребенок знал и мог подойти взять или положить ту или иную вещь.

Слайд 16

Иногда родители говорят , что дети еще «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему их ребенок не любит трудиться ( например убирать за собой игрушки)? Не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь ввиду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Поэтому ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых. Достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если мы будем одной командой.

Слайд 17

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию . В практике воспитания детей старшего дошкольного возраста огромное значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувство ответственности, дают возможность ребятам, ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.

Слайд 18

Необходимо учить детей выполнять работу по самообслуживанию . Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить ее. Однако ни в коем случае не следует, эту необходимую помощь превращать в мелкую опеку, показывать и разъяснять детям каждый пустяк. Это весьма существенное указание. Объяснять, советовать надо в меру, чтобы оставалось место для собственной инициативы детей. Н аблюдая работу детей, стараться научить их проверять самих себя: хорошо ли они выполняют обязанности по самообслуживанию, выполняют ли требования взрослого, не слишком ли замедляют темп, достаточно ли тщательно и аккуратно делают свое дело; выясняет, кто из детей способен выполнять свою задачу быстрее, с наименьшей затратой сил.

Слайд 19

Одна из форм организации самообслуживания старших дошкольников― включение их в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Так, семилетки помогают малышам овладеть некоторыми правилами самообслуживания. Старшие учат маленьких следить за чистотой своего костюма, замечать неполадки в нем, учат умению подойти к взрослому (или старшему ребенку) и попросить устранить их. Дети старшего дошкольного возраста приучают малышей содержать игрушки и материалы в порядке, поддерживать чистоту в помещении. Обучая малышей тем или иным умениям, семилетние дети значительно совершенствуют свои навыки самообслуживания.

Слайд 20

Таким образом, и на этой возрастной ступени продолжается работа по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказывать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь в этом виде деятельности. Воспитатель обращает внимание на то, кто первый из детей пришел на выручку, разъясняет смысл хорошего поступка. Чтобы разъяснения оказывали педагогическое воздействие на поведение детей, надо познакомить их с рядом конкретных правил по организации помощи, к которой детей приучают. Старшие дошкольники должны своевременно приводить в порядок одежду, обувь.

Слайд 21

Требование «Будь помощником сверстников и малышей» можно раскрыть примерно в таких правилах: 1. Оказывай посильную помощь другому в деятельности самообслуживания, если он тебя просит об этом (ему трудно справиться самому, или он что-то не умеет). 2. Будь внимателен к другим, замечай, кому нужно помочь (ему приятно, он рад; один не справится). 3. Будь добрым по отношению к малышам и сверстникам (они так же отнесутся и к тебе). 4. Старайся сам во всем быть самостоятельным, но, если почувствуешь, что одному не справиться, принимай с благодарностью помощь другого (но никогда на нее не надейся).

Слайд 22

Обучение тем или иным правилам оказания помощи осуществляется в повседневной жизни. Воспитатель мотивирует всякий раз смысл оказания помощи, используя несложные социальные мотивы. Чтобы полнее использовать возможности детей в самообслуживании в целях нравственного их развития, надо прибегать к методу косвенного влияния на детей. Так, вместо того чтобы сказать: «Помоги Толе сложить конструктор», взрослый говорит: «Спроси у Толи, может быть, ему помочь убрать конструктор?»

Слайд 23

Овладение детьми навыками самообслуживания оказывается очень значимым для сближения ребят, для достижения своими силами более высоких результатов в других видах деятельности. Продолжается контроль за тем, чтобы каждая вещь была положена на определенное место, чтобы дети после игры убирали игрушки. Достигается это путем предъявления постоянных требований. Они помогают приучать ребят к порядку и самостоятельности. В детском саду детей продолжают приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги. Это воспитывает в детях аккуратность. Взрослые постоянно подчеркивают, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть всегда опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти. вещи. С этого начинается воспитание в детях уважения к предметам труда человека, а позднее ― бережного отношения к общественной собственности. Труд по самообслуживанию позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание все делать самим, инициативность, деловитость

Слайд 24

Практикум для родителей « Мы умеем умываться»

Слайд 25

Памятка для родителей по самообслуживанию детей дошкольного возраста. Дети должны уметь: 1. Одевание: одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, надевать, складывать свои вещи в шкаф , выворачивать на лицевую сторону , застёгивать и расстёгивать пуговицы. Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому . Своевременно пользоваться носовым платком 2 . П риём пищи : правильно пользоваться ложкой, вилкой. Во время приёма пищи есть аккуратно, хорошо пережёвывать пищу с закрытым ртом, после еды пользоваться салфеткой, задвигать стул и благодарить. 3 . Умывание: мыть руки лицо, засучив рукава , не разбрызгивая воду. Правильно пользоваться мылом. Не мочить одежду. Насухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место. 4 . Самостоятельно убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.

Слайд 26

В воспитании нет мелочей. Дети постоянно испытывают дефицит в общении с близкими взрослыми. И это нельзя не учитывать. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. И здесь мы лишний раз убеждаемся в том, что в воспитании нет мелочей. Взрослый мир назвал детей цветками жизни. Может отсюда, и возникли «детские сады»? А вот какими мы их вырастим, чем вскормим и напитаем, зависит от нас с вами. Вместе мы многое сможем! Спасибо за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообслуживание в жизни ребенка 2- 3 лет

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости....

Родительское собрание "Самообслуживание в жизни ребёнка"

Родительское собрание "Самообслуживание в жизни ребёнка"...

Собрание "Самообслуживание в жизни ребёнка"

Цель:-                   выявить с родителями возможностями детей в области самообслуживания;-...

Консультация для родителей: «Самообслуживание в жизни ребёнка с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социальной реабилитации, основная цель которой успешная социализация и интеграция в общество. Важнейшей проблемой стало обеспечение условий, спо...