Консультация для родителей "Поощрения и наказания детей"
консультация на тему
Материал знакомит родителей с методами и приёмами воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulki_zimoy_s_detmi.doc | 238 КБ |
pooshchreniya_i_nakazaniya_detey.doc | 149.5 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley_skorogovorki.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры зимой с детьми
Чем можно занять ребёнка на прогулке зимой? Как сделать так, чтобы летняя прогулка стала для детей интересной и познавательной?
Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?
Зима, несмотря на холод, остается у детей любимым временем года. Коньки, санки, лыжи, снежки, ледяные горки — прекрасное время для прогулок. Но, несмотря на все ее очарование, зима остается и самым травматичным временем года. Скользкие дорожки, обледенелые ступеньки — все это приводит к частым падениям, поэтому нужно научить ребенка правильно падать.
Падение
Самое главное при падении — сгруппироваться!
Лучше всего падать на бок, но ни в коем случае нельзя приземляться на выпрямленные руки. Когда начинаешь падать, нужно постараться присесть, а руки подтянуть к телу. Не думайте, что, объяснив ребенку, как нужно правильно упасть, вы сразу же научите его падать именно так. Конечно же, нет. Технику падения нужно отрабатывать. Знаете, чему учат фигуристов на первых занятиях? Правильно, падать. Найдите большой пышный, мягкий сугроб и прорепетируйте с ребенком падение. Это умение пригодится и вам, так что смелей падайте рядом с ребенком.
Горки
Дети любят кататься с горок. Они сами решают, как им лучше скатиться. Ваша задача следить, что бы дети не причинили друг другу травм. Взрослые должны контролировать расстояние между детьми. Не разрешайте ребенку катиться до тех пор, пока другой малыш не отойдет в сторону или скорее не отползет в сторону. Особенно будьте внимательны, если дети катаются на санках, ледянках, снегокатах. Не разрешайте им скатываться с горки на санках паровозиком или сцеплять санки вместе.
Ледяные дорожки
Зимой на тротуарах встречаются накатанные дорожки. Обычно они узкие и их легко можно обойти, поэтому опасности внимательным людям они обычно не доставляют. Зато как дети довольны...
Предложите ребенку пройти по ледяной дорожке, не отрывая ноги, главное, стараясь не упасть. Если малыш все-таки упадет, то взрослые должны подбодрить его и помочь подняться.
Держать ребенка надо за руку, чуть выше кисти, чтобы при падении ребенка не вывихнуть ему руку. Вы можете бежать рядом с ним, тогда он вполне может прокатиться по ледяной дорожке стоя на ногах.
Лепим из снега
Снег — замечательный материал для творчества, особенно когда он немного влажный. Поэтому, если вы планируете лепить скульптуры, обязательно возьмите с собой сменные варежки или перчатки для ребенка и себя.
Помните сказку о Снегурочке? Жили-были дед да баба, и не было у них детей. Вот и решили они слепить из снега Снегурочку... Прекрасная русская сказка, а главное — для зимы почти волшебная. Когда пойдете гулять, возьмите с собой гуашь, кисточки и салфетки, а материал для лепки вас уже будет ждать.
Колобок, наверное, самый легкий персонаж для лепки. Скатайте снежный шар, слегка примните его со всех сторон, красками нарисуйте ему глазки и ротик — колобок готов.
Лепите из снега все, что захочется ребенку. Основа для всех фигур остается одна — снежный шар. Соединяя шары по-разному, можно вылепить и зайчика, и Деда Мороза и Снегурочку, а если сделать несколько шаров, можно построить крепость.
Снежки
Очень веселая игра для всей семьи зимой. Правило одно — не кидать друг в друга ледышками!
Кидать снежки можно в цель, устраивать соревнования, кто дальше или кто выше.
Правила можно усложнять: например, бросать только левой рукой или обязательно на одной ноге, подпрыгивая, или держа одну руку, отведенную назад и т. д.
Следопыт
«А-а-а!!! Это след от Крокомота!
Или это Бегедил?»
Это слова песни из мультфильма «Маша и Медведь», где шустрая девочка Маша не дает покоя умному и доброму медведю, уговаривает его научить ее читать следы на снегу.
Ребенку очень интересно рассматривать следы на снегу. Это могут быть следы птиц, собак, людей, следы от коляски, следы, оставленные лыжами или санками. Можно придумывать своих сказочных героев и рисовать их следы на снегу.
Можно играть в игру «След в след». Сначала по снегу идет взрослый, делая шаги поменьше, за ним, наступая на сделанный только что след, двигается ребенок. Потом водить начинает ребенок, а взрослый идет по его следам.
Ангел. Отпечаток на снегу
Еще одна забава, дошедшая до нас из прошлого, — след ангела на снегу. Разрешите ребенку поваляться на только что выпавшем снегу. Оденьте ему на голову капюшон, чтобы за ворот не набился снег, и помогите лечь на спину в чистый снежный сугроб. Потом нужно захлопать в снегу руками и ногами, будто уже летишь. Затем помогите ребенку осторожно встать, чтобы не разрушить его отпечаток на снегу. Этот отпечаток и есть — отпечаток ангела. А облепленный снегом малыш тоже теперь будет напоминать ангелочка или снежного человечка.
Кормушки для птиц
Мы уже говорили о том, что в ребенке нужно воспитывать любовь и сочувствие ко всему живому. Одним из таких занятий является кормление птиц.
Объясните ребенку, почему люди подкармливают птиц зимой. Сделайте вместе с ребенком кормушку и повесьте на дереве.
Кормушка из коробки. Возьмите пустой пакет из-под сока или молока, вырежьте отверстие чуть выше днища. Лучше сделать 2 или 3 входа для птиц разной величины. Так как некоторые птицы предпочитают отверстия большие, а другие маленькие, сверху коробки сделайте две дырочки и просуньте через них веревку или толстый провод — это ручка. Потом за эту ручку вы повесите кормушку на дерево.
Насыпьте корм. Это может быть овес, семечки подсолнечника, семена тыквы, крошки пшеничного хлеба, пшено, сушеные ягоды, кусочки фруктов и, даже, несоленое сало. Но запомните: ржаной хлеб, кожуру цитрусовых фруктов птицам давать нельзя, это опасно для их здоровья.
На прогулке повесьте кормушку на ветку дерева. На каждой прогулке проверяйте свою кормушку, подсыпая корм и отряхивая снег.
После обеда хлебные крошки сметайте в пакетик для птиц, это поможет воспитать в ребенке чувство бережливости и заботы.
Кормушка из пластиковой бутылки. Кормушку для птиц можно сделать и из пластиковой бутылки. Лучше взять пятилитровую бутылку. Так же как и в коробке, в ней вырезаются отверстия, только вот их края лучше обклеить изолентой, чтобы птицы не поранили лапки.
Весной снимите кормушку, она уже не будет нужна. Следующий зимой вы, может быть, придумаете более интересный способ изготовления кормушки.
По материалам книги Н. В. Алёшиной "Мамочкина работа"
Предварительный просмотр:
Поощрение и наказание детей
Что выбрать «Кнут или пряник?»
Практика показывает, что большинство родителей придерживаются крайних позиций в воспитании малыша: либо строгость, либо безграничная вседозволенность. Приходя на игровые площадки или в магазины, мы постоянно сталкиваемся с проявлением то одного, то другого метода воспитания.
Мы наблюдаем, как одни мамы готовы «съесть» чужих детей и их родителей за один единственный взгляд, косо брошенный на их чадо, даже если это чадо наносит «моральный и физический ущерб» другой малышне с помощью увесистой лопатки. Другие родители просто шагу не дают ребенку ступить, не критикуя, не понукая и не угрожая «больше никогда сюда не прийти» и «ничего больше не купить».
Правильно ли это? Кто-то справедливо может заметить, мол, это и есть то, что мы обсудили выше — придерживаться своей позиции до конца. Да, но подобные линии поведения все-таки выходят за рамки одной сложившейся ситуации и распространяются на всю жизнь малыша. А значит, граничат не с воспитательными мерами, а с родительской негибкостью и, если можно так сказать, «немудростью». Опережая установленный порядок, мы подошли к причинам подобного родительского поведения.
Источник проблемы
Нечуткость и нежелание что-либо менять в собственной стратегии воспитания — главная причина всех родительских крайностей.
Кнут или пряник? Так ли эффективна подобная стратегия, и что к ней толкает?
Начнем с приятного. «Пряник» — это всегда приятно, и дарящему, и получающему. Родители, избирающие стратегию вечной похвалы, нередко действуют без особых педагогических размышлений. Как показывает практика, редко кто из них готов мотивировать свои поступки. Чаще всего «раздача пряников» происходит на довольно бесконтрольном уровне, и причина в искренней любви лежит только у 10 % родителей. Остальные поступают так лишь с целью дистанцироваться от ребенка, либо с целью обеспечить ребенку жизнь «как у всех нормальных детей».
Думаю, что не надо быть специалистом, чтобы увидеть незрелость и того, и другого воспитательного принципа. А вот и соответствующие примеры.
Даша — избалованная девочка, у нее много кукол, сумочек и прочих девичьих радостей. Каждый выход на улицу заканчивается пополнением ее коллекции игрушек и одежды. Можно было бы позавидовать юной принцессе, однако она пришла с мамой к детскому психологу с «вечно плохим настроением и недовольством». К тому же у девочки в последнее время повысилась плаксивость и нарушился ночной сон. Разговор с мамой дал психологу исчерпывающую информацию и показал, что работу вести целесообразно не с дочкой, а с мамой. Александра — молодая женщина, которая не очень отягощена материнскими заботами. Дочь появилась незапланированно, в разгар активной социальной жизни. Женщине проще «откупаться» подарками от дочери и занимать ее внимание чем угодно, только не собственным обществом. Отсюда появилось несколько детских ноутбуков, бессчетное количество кукол и других игрушек. «Девочка должна заниматься сама, чего мне с ней сидеть, она уже большая», — уверяла психолога мама, а девочка тем временем тихо завидовала подругам, проводящим время в зоопарке и за семейными играми.
А мама Татьяна стремилась покупать все игрушки, которые только появлялись у друзей ее сына, Андрея. Иногда мальчик отказывался от предлагаемой игрушки и обращал внимание мамы на что-то более интересное для него. Но мама негодовала и настаивала на своем. Любимая фраза Татьяны: «Сынок, ну посмотри, какая игрушка, у всех есть такая, а ты — умничка, хорошо себя ведешь, давай такую же купим, чтобы тебе не было обидно». В результате видимая щедрость родителей оборачивалась скрытым конфликтом, ведь мальчик имел все, кроме искренне желаемого. Лишь спустя несколько лет, став взрослым и самостоятельным, Андрей признался в своих детских чувствах.
Теперь о «кнуте». Когда мама вечно недовольна и требует от ребенка еще большего подчинения себе, едва ли карапуз чувствует заботу и любовь в достаточной мере. А ведь слишком строгие мамы в большинстве своем искренне любят своих деток и таким образом лишь пытаются привить более высокие моральные нормы, добиться большего развития чада и подготовить его к самостоятельной жизни.
Ирина, 35 лет, мама семилетнего Влада: «Нет, а что я должна его по голове без конца гладить? Не младенец уже, а жизнь — суровая штука, пусть привыкает держать удар, крутиться». Ирина — бизнесвумен, у которой день расписан по минутам, в том числе и общение с ребенком. Она признается, что вынуждена подстраивать сына под свой график — «так сложилась моя жизнь», иными словами, так ей удобно, и смена любого из звеньев устоявшейся жизни создаст явный дискомфорт для мамы.
Подтверждая эту мысль, Ирина говорит, что очень недовольна сыном, когда он нарушает заведенный порядок, что-то не успевает, не доделывает, не слушает мать. Она все время апеллирует к его «большому» возрасту и почему-то «недотягивающей» до взрослой сознательности. Наказания, увы, в семье не редкость и случаются даже по малейшему поводу. Влад привык, он сам об этом говорит: «Вот я не успел что-то сделать, мама опять будет ругать», «Она всегда меня ругает или наказывает, не разговаривает со мной, отдает билеты на представления другим детям».
Выход есть!
Не по себе? Еще как! Ребенок говорит о своей ситуации спокойно. Кажется, он давно свыкся с характером мамы, и для него такая жизнь привычна, хотя, конечно, он хочет, чтобы мама стала более мягкой, близкой к нему.
Вопрос о наказании детей очень непростой, и родители порой не понимают, когда и как нужно наказывать. Наказание, безусловно, способно регулировать поведение ребенка, однако главное правило подобных действий гласит: наказание только тогда может быть оправданным, когда оно соразмерно проступку.
Наказание — это всегда негативный опыт для ребенка и сильные отрицательные эмоции. Психологи бы еще употребили заковыристые слова «фрустрация» и «депривация», что на более доступном языке означает неудовлетворение и угнетение актуальных потребностей.
Стало быть, наказывать стоит в том случае, когда проступок действительно серьезен, например, несет угрозу здоровью ребенка или здоровью его окружающих, или когда ребенок демонстрирует жесткий протест и вышел из-под контроля. Хотя со вторым случаем надо быть осторожнее, ведь подобное поведение может быть следствием ранее примененных наказаний.
Можно ли подобрать наказание за малый проступок? Мне кажется, нет, или это сделать очень сложно. В противном случае вы рискуете переборщить с силой наказания, обострив ситуацию и настроив ребенка против себя.
Вопрос о том, как наказывать, тоже остается открытым и индивидуальным для каждой семьи. Однако сторонников физических мер воздействия осталось ничтожно мало. И я — с большинством. Физическая сила, направленная против собственного чада, не способна его убедить настолько, насколько вам хочется, она может показать лишь ваше превосходство. Которое... временно.
Сложнее, но эффективнее наказать ребенка словом и делом, например, лишить развлечения. Наконец, специалисты строго- настрого запрещают наказывать непослушное чадо посредством еды, придерживаясь по этому вопросу небывалого единодушия. По их мнению, подобное наказание может извратить отношение к еде и даже привести к серьезным психологическим проблемам, связанным с нею.
Также наказывать следует в таких пределах, чтобы ребенок не усомнился в вашей родительской любви, ибо нет ничего страшнее для ребенка, чем оказаться ненужным и нелюбимым. К сожалению, расхожая фраза «Будешь так делать, перестану тебя любить» — наносит непоправимый вред психологическому развитию малыша.
Принимая решение о наказании, не забывайте и о том, что ребенок берет с вас пример, и, повышая голос или занося руку, подумайте, хочется ли вам привить именно эти черты ненаглядному, хотя и провинившемуся чаду.
Еще один способ смоделировать поведение крохи — похвала. Она, безусловно, полезна для самооценки и приобретения ребенком положительных эмоций. Хвалить малыша — значит поощрять его инициативу, закрепляя сколько-нибудь значимые достижения в сознании и переводя их в полезный опыт.
Но даже похвала имеет подводные камни. Наши предки говорили: «Хвали, да не захваливай!» Фольклор указывает на очередную тонкую грань, переступая которую, родители рискуют обесценить силу хвалебного слова, а значит, потерять столь ценный рычажок воспитания. Коварное «молодец», повторяемое слишком часто и без реальной причины, может взрастить в ребенке «наполеоновскую» самооценку. Именно такие карапузы, подрастая, зарабатывают обидные прозвища «воображала» и «задавака».
Юля, 8 лет, любит быть в центре внимания. Ее мама, Настя, привела девочку к психологу, чтобы решить проблему с общением, возникшую у дочери. «У нее нет подруг, а в школе ее часто игнорируют или даже поддевают>>. Заявления мамы довольно серьезные, ведь в этом возрасте ребенку очень важно найти близких себе по духу друзей. Однако уже на первой беседе с психологом четко выявился «корень» проблемы. Слова и действия были насквозь пропитаны превосходством, которое было возведено в абсолютную степень и запросто могло задеть любую потенциальную подружку. Беседа с мамой только укрепила уверенность психолога — девочку нещадно захваливали и ставили на вершину всевозможных олимпов.
Соблюсти золотую середину в вопросе похвалы гораздо полезнее и для малыша, и для мамы. Верный прием — это не ограничиться одним «заезженным» словом похвалы, а объяснить карапузу, за что именно вы сейчас его цените и восхищаетесь им. Скажем, ребенок аккуратно раскрасил картинку. Сухое «молодец» легко заменяется более распространенной фразой: «Смотри-ка, раскрашено, как в образце. Здорово получилось! Красиво!» Садясь в следующий раз за раскрашивание, ребенок будет точно знать, к чему надо стремиться и не будет считать себя безосновательно «гением рисунка». Здоровая критика, заложенная в вашей хвалебной фразе, способна не только доставить приятные эмоции и поощрить, но и скорректировать дальнейшую деятельность ребенка, а также направить ее на развитие.
Говоря о похвале, также стоит иметь в виду мощное стимулирующее воздействие, которым она обладает: разумная похвала может стать естественным примиряющим фактором, если накануне у вас с ребенком произошел конфликт.
Несмотря на недавние разногласия и ваше недовольство поведением карапуза, вовремя сказанное доброе слово поднимет самооценку ребенка.
Маленький Илюша набедокурил, за что мама его поругала и наказала — лишила вечерних мультиков. Мальчик был расстроен и обижен. После ужина он самостоятельно решил помочь маме и поставил свою тарелочку в раковину, чего раньше не делал. Мама искренне похвалила ребенка за помощь, поцеловала и сказала, что для нее очень важен его поступок. Мультиков в тот вечер не было, мама предпочла сдержать обещание, напомнив ребенку о наказании. Но настроение у обоих улучшилось, и конфликт как таковой был завершен.
Предварительный просмотр:
Существует множество различных методик и способов для развития речи детей. Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения.Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было.Поэтому они относятся к народному фольклёру и считаются особым шуточным жанром народного творчества, являются уникальным явлением языковой культуры любого народа. Один из первых исследователей народного фольклёра, кто заинтересовался этим жанром, был В. И. Даль. Он дает такое определение скороговорки: « частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья». Однако в наше время различают скороговорки и чистоговорки как два разных метода развития речи. Последние, как мы знаем, не требуют быстрого произношения.
Скороговорка – это специально продуманная фраза или небольшое четверостишье, построенные из трудно произносимых сочетаний звуков, предназначенных для быстрого и четкого проговаривания вслух.
В скороговорках, предназначенных для развития речи детей, очень часто присутствуют детские образы – имена ровесников, которые делают скороговорку ближе:
Съел Валерик вареник,
А Валюшка – ватрушку.
Большая часть скороговорок рассказывает о животных, птицах или насекомых:
У осы не усы, не усища, а усики.
Или
У ежа в гостях ужата,
У ужа в гостях ежата.
Веселые по содержанию скороговорки спсобны создать у детей определенное настроение и пробудить желание ее выучить:
Леша неуклюжий
Шлепнулся в лужу.
Порвал и промочил штанишки,
Набил на лбу большую шишку.
Положительный эмоциональный фон при разучивании веселых скороговорок позволяет организовывать общение с взрослыми комфортно, а обучать и развивать без принуждения. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной, а ребёнок, успешной в будущем личностью.Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки произносятся обязательно быстро, они учат ребёнка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не « съедая окончания», так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улаливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он так же учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдаёт много разной информации. Некоторые дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого. Например: « Мама мыла мылом Милу». Ребёнок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.
Смысл скороговорк становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.
Скороговорки помогают развивать и совершенствовать память и внимание детей, развивают у них все каналы восприятия.
Психологи считают, что скороговорки можно использовать при работе с гиперактивными детьми, поскольку для правильного произношения необходимо проявить сосредоточенность и концентрированность.
В целом скороговорки благоприятно отражаются на общем интеллектуальном развитии ребёнка.
Каждая скороговорка, особенно хорошо известная, уже несет в себе определенный характер, настроение, окраску и, возможно даже темп.Кстати, описать свое восприятие скороговорки будет вполне уместно попросить самого ребенка, и тогда его отношение к этому фонетическому упражнению станет более эмоциональным, а восприятие звука – более успешным. Объясните ребёнку значение незнакомых слов и скороговорки в целом
Предварительный разбор – описание скороговорки может увеличить эффективность её использования, поскольку для ребёнка она станет более близкой и менее формальной. При использовании скороговорок для маленьких детей после описания детьми характера скороговорки и выяснения их отношения к ней можно даже придумать ей самостоятельное имя – название, тем самым сделав её их другом.
Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки.
К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово:
вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.
При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог:
сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитмровать «ввинчивание» лампочки.
В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово (например: рододендроны).
Скороговорки можно использовать в играх:
«Кто быстрее?»: ведущий выбирает наиболее трудную скороговорку и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к участникам игры, он спрашивает: кто берется прочесть ее быстрее? Одному из желающих дается возможность это сделать. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку еще быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произнесения скороговорки. Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.
«Паровозик»: на каждого участника ведущий игры распределяет по одному слову из выбранной скороговорки. После этого вся группа должна постараться, последовательно называя каждый свое слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком. После чего каждый участник должен попытаться произнести всю скороговорку самостоятельно.
«Эхо»: участники игры друг за другом произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Непременное условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий. При этом с каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается до максимально возможного. При неправильном произношении одного из компонентов скороговорки кем-либо из участников игра начинается заново.
Для повторения уже изученных скороговорок также можно использовать игровую форму:
«Поле чудес»: на доске из выбранной скороговорки выписываются только служебные части речи (предлоги, союзы и т.д.). Вместо знаменательных частей становятся пропуски. Участникам игры необходимо восстановить зашифрованную скороговорку и произнести ее вслух быстро и без ошибок.
«Выключили звук!»: ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.
«Глухонемая скороговорка»: задача ведущего – жестами изобразить содержание скороговорки. Остальным участникам необходимо угадать саму скороговорку. Победителем считается тот, кто не только быстро угадал скороговорку, но и смог без ошибок ее произнести.
«Гонки скороговорок»: играющие выстраиваются в ряд. Ведущий распределяет между всеми играющими 5-10 скороговорок (примерно равной степени сложности) так, чтобы играющие, получившие разные скороговорки, чередовались. Затем тот, на кого укажет ведущий, должен сделать шаг вперёд и быстро три раза подряд, сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, он остаётся впереди шеренги, если плохо – возвращается на своё место. Победителями считаются все те, кто окажется к концу игры впереди шеренги.
« Соревнования телефонистов»: две группы играющих по 10 – 12 человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Ведущий подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает её « по секрету» первому в каждой команде. По сигналу ведущего первые в ряду начинают передавать её на ухо вторым, вторые – третьим так до последних. Последние, получив «телефонограмму», должны встать громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее лучше произнесёт её вслух.
«Актёрское мастерство»: роли могут быть разные: радостный, весёлый, смеющийся, грустный, сердитый, обиженный, задумчивый, удивлённый человек; персонажи сказок (Чебурашка, Баба Яга, Буратино и др.); образы животных ( лиса, медведь, волк, заяц, мышонок и др.) Введите ребёнка в роль: поговорите с ним о характере выбранного персонажа, покажите позу, мимику и жесты этого героя, подберите характерную интонацию.
Игровая форма помогает не только принять и полюбить такое замечательно речевое упражнение, как скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка.
Знание скороговорок родного языка расширяет представление детей
о своем языке, его истории, культуре и традициях.
И самое главное! Не забывайте хвалить ребёнка.
Для этого существует множество слов:
Молодец! Восхитительно!
Хорошо! Необыкновенно!
Отлично! Удивительно!
Великолепно! Потрясающе!
Прекрасно! Классно!
Высший класс! Чудесно!
Супер! Изумительно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Нужны ли детям наказания?"
В консультации обсуждаются вопросы о поощрении и наказании детей дошкольного возраста родителями....
консультация на тему "Поощрение и наказание детей в семье" для родителей
"Плоощрение и наказание детей в семье" консультация для родителей...
Консультация для родителей "как воспитывать детей без наказаний"
Как воспитывать детей без наказаний«Можно ли воспитывать детей без наказаний?», «Надо ли наказывать детей, если да, то за что и как?», «Почему дети ведут себя плохо?». Каждый родитель рано или п...
Консультация для родителей «Поощрение и наказание детей в семье».
Цели: Донести до сознания родителей, что наказание и поощрение не должны идти во вред ребенку. Донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми недопустимо...
Консультация для родителей «Поощрение и наказание детей в семье».
Консультация для родителей «Поощрение и наказание детей в семье»....
Консультация для родителей "О наказаниях детей"
Консультация для родителей "О наказаниях детей"...
Консультация для родителей «Физическое наказание для детей»
Консультация для родителей«Физическое наказание для детей»У некоторых родителей просто сдают нервы, другие считают это необходимым - и вот малыш получает шлепок по попке или подзатыльник и...