Тренинг для родителей «МОЯ ГАЛАКТИКА: особенности детско-родительских отношений в семье»
классный час на тему

Ештокина Ольга Алексеевна

Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.

         Задачи: коррекция и развитие процесса общения, взаимоотношений родителей и детей, развитие понимания личностных особенностей каждого члена семьи, осознание эмоционального состояния взрослого и влияния этого состояния на ребенка, осознание восприятия окружающих людей, развитие умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.

         Форма проведения: психологический тренинг

         Предварительная работа: аппликация с детьми «Моя Галактика»

         Стимульный материал: цветные «заготовки», цветная бумага, ножницы, клей, ручки и бумага на каждого участника, диск CD, магнитола.

         План тренинга:

1.     Введение в тренинг с элементами аутотренинга.

2.     Выполнение практического задания тренинга.

3.     Пояснительная часть.

4.     Сравнение выполненных работ родителей с работами детей.

5.     Теоретическая часть «Типы семейного воспитания».

6.     Тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку».

7.     Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_galaktika.docx19.9 КБ
Файл galaktika.pptx2.37 МБ

Предварительный просмотр:

«МОЯ ГАЛАКТИКА:

особенности детско-родительских отношений в семье»

        Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.

        Задачи: коррекция и развитие процесса общения, взаимоотношений родителей и детей, развитие понимания личностных особенностей каждого члена семьи, осознание эмоционального состояния взрослого и влияния этого состояния на ребенка, осознание восприятия окружающих людей, развитие умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.

        Форма проведения: психологический тренинг

        Предварительная работа: аппликация с детьми «Моя Галактика»

        Стимульный материал: цветные «заготовки», цветная бумага, ножницы, клей, ручки и бумага на каждого участника, диск CD, магнитола.

        План тренинга:

  1. Введение в тренинг с элементами аутотренинга.
  2. Выполнение практического задания тренинга.
  3. Пояснительная часть.
  4. Сравнение выполненных работ родителей с работами детей.
  5. Теоретическая часть «Типы семейного воспитания».
  6. Тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку».
  7. Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».

Ход проведения тренинга:

  1. Введение в тренинг с элементами аутотренинга.

        Уважаемые родители!  Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Мы предлагаем вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, в том числе и ваших собственных детей, позволит наладить с ними адекватные отношения.

        Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.

2.        Выполнение практического задания тренинга.

        А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

        В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.

        Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочку для своего малыша. Подпишите ее тоже. Определите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем оставшимся звездам дайте имена своих родных и близких, всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

3.Пояснительная часть.

        С точки зрения психологии, вы создали мир, в котором живете и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая,  и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

        Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; розовый – нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

        А теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера?

  1. Тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку»

(тест составлен Н.И. Дереклеевой).

        Если Вы согласны с приведенными утверждениями, запишите себе 1 балл, если не согласны – 0 баллов.

        1. Иногда немного жаль, что ребенок вырастает и становится взрослым.

        2. Если ребенок говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а фантазирует.

        3. Современные школьные программы очень сложны.

        4. Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.

        5. Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо его похвалить и за усилие.

        6. Наивная непосредственность – достоинство детского возраста, а не недостаток.

        7. Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.

        8. Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.

        9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые важнее недостатков.

        10. ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы педагоги относились к нему доброжелательно.

        11. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины прирожденные воспитатели.

        12. В детстве всем необходимы занятия спортом.

        13. За семейным столом лучшие кусочки должны доставаться детям.

        14. Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.

        15. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры ограждать его от них.

                15 баллов. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована настроением, а не его поведением. вы очень любите ребенка, но забываете о том, что он вырастет, и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

                8 – 14 баллов. в воспитании ребенка существует отстраненность. ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.

                Менее 8 баллов не судите слишком строго своего ребенка. вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.

Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Мы только призываем вас, уважаемые родители, задуматься над тем, не потерялось ли в повседневной суете ваше главное предназначение – материнство и отцовство. И решать это только вам самим!

Психологами доказано, что любовь, забота, ласка – это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать этого можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и т.д.

        Известный семейный психотерапевт В. Сатир рекомендовал обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребенку, но и взрослому.

        Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения.

"Семейная викторина" 
1. Скажите по латыни "семья".      (Фамилия.) 
2.А теперь скажите "семья" по-итальянски. (Мафия.) 
4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? 
(Выносить сор из избы.) 
8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? 
(«Яблоко от яблони недалеко падает».) 
9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"? 
(О матрёшке.) 
10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей? 
(С восемнадцати лет.) 
11. Как называется фамилия женщины до её замужества? (Девичья.) 
14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. 
(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.) 
15. Родительский инструктаж одним словом – это... 
(Наказ.) 
18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? 
(Мать-и-мачеха.) 

Характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше в нем радости, тем счастливее наш ребенок в дальнейшем.

Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего на  сплаченность  семьи.

  1. Завершение тренинга и вручение «Памятки для родителей»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЛАНЕТЫ И ГАЛАКТИКИ Составила Ештокина О.А.

Слайд 2

ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА? Все мы живём на планете Земля, которая является неотъемлемой частью Солнечной системы. Это как бы наш район или округ в огромном галактическом пространстве. В центре находится СОЛНЦЕ (жёлтая звезда), вокруг которого дружно вращаются девять планет. Это самый близкий к светилу Меркурий, затем Венера, Земля, Марс, Юпитер ,Сатурн, Уран, Нептун и самая далёкая маленькая планета Плутон.

Слайд 4

Солнце Солнце – центральное небесное тело солнечной системы. Эта звезда – раскаленный шар – сама я близкая от к Земле. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли. Находится на расстоянии 150млн.км от Земли. Температура внутри него достигает 15 млн. градусов. Масса Солнца в 750 раз превышает массу всех движущихся вокруг него планет вместе взятых.

Слайд 5

Меркурий Меркурий - маленькая планета. Его поверхность кратерами от столкновений с метеоритами. Внутри Меркурий холоден. Вокруг Солнца он движется быстрее других планет, а вокруг своей оси очень медленно. Обойдя два раза вокруг Солнца, Меркурий успевает только три раза обернуться вокруг своей оси. Из-за этого температура на солнечной стороне планеты превышает 300 градусов, а на неосвещённой - царят мрак и лютая стужа. Атмосферы у Меркурия практически нет.

Слайд 6

Венера Атмосфера Венеры нисколько не похожа на земную, в основном она состоит из углекислого газа. Солнечный свет не доходит до поверхности Венеры, там царят сумерки, идёт серный дождь. Высоко в атмосфере планеты свирепствуют постоянные ветры, которые гонят облака с огромной скоростью.

Слайд 7

Земля Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется… Земля – третья планета от Солнца. Земля – единственная планета в солнечной системе с атмосферой, богатой кислородом. Благодаря своим уникальным во Вселенной природным условиям, стала местом, где возникла и получила развитие жизнь .

Слайд 8

Марс Марс – четвертая планета солнечной системы. С Земли Марс виден звездой красноватого цвета, вероятно, поэтому он носит имя бога войны Марса. Среди марсианских ландшафтов преобладают красноватые каменистые пустыни. Над ними в розовом небе плавают лёгкие прозрачные облака.. Атмосфера Марса очень разрежена. Раз в несколько лет бывают пылевые бури, захватывающие почти всю поверхность планеты. Сутки на Марсе длятся 24 часа 37 минут, смена времён года на Марсе вполне соответствуют смене времён года на Земле. Планета скудно обогревается Солнцем, поэтому температура его поверхности даже летним днём не превышает 0 градусов.

Слайд 9

Юпитер Юпитер –пятая и самая большая планета в солнечной системе. Он не имеет твёрдой поверхности и состоит, в основном, из водорода и гелия. Из-за большой скорости вращения вокруг своей оси он заметно сжат у полюсов.

Слайд 10

Сатурн Сатурн, как и Юпитер, не имеет твёрдой поверхности, - это газовая планета-гигант. Он также состоит из водорода и гелия, но он холоднее, так как и сам вырабатывает меньше тепла, и меньше получает его от Солнца. Но на Сатурне ветра более стремительные, чем на Юпитере. Кроме колец вокруг Сатурна движутся 15 спутников.

Слайд 11

Уран Уран, седьмая планета от Солнца, относится к планетам-гигантам. В течение многих веков астрономы Земли знали только пять «блуждающих звезд» — планет. 1781 год был ознаменован открытием еще одной планеты, названной Ураном, ставшей первой, открытой с помощью телескопа. У Урана обнаружено 18 спутников. Атмосфера Урана в основном состоит из водорода, гелия и метана.

Слайд 12

Нептун Нептун – восьмая планета от Солнца . Эта планета названа в честь древнеримского бога моря. Расположение Нептуна было рассчитано учеными, и лишь затем его удалось обнаружить с помощью телескопа в 1864 году. Как же были удивлены учёные, когда на окраине солнечной системы увидели планету очень похожую на Землю. Она была насыщенно голубого цвета, в атмосфере в разные стороны двигались белые облака. Ветра на Нептуне дуют гораздо сильнее, чем на других планетах. Нептун и Уран - тоже планеты гиганты, но не газовые, а ледяные.

Слайд 13

Плутон Плутон – девятая от Солнца большая планета Солнечной системы. В 1930 г. Клайд Томбауг обнаружил Плутон близко к одной из областей, предсказанных теоретическими расчётами. Масса Плутона, однако, является настолько маленькой, что открытие было сделано случайно как следствие интенсивного исследования той части неба, к которому предсказания привлекли внимание. Плутон находится примерно в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля. Плутон затрачивает на один оборот вокруг Солнца почти 250 земных лет. С момента открытия он ещё не успел совершить ни одного полного оборота.

Слайд 14

ГАЛАКТИКИ

Слайд 15

ЧТО ТАКОЕ ГАЛАКТИКА? Галактика - это огромное количество звезд, собранное вместе силой притяжения, а так же газ и пыль. Все они крутятся вокруг центральной точки своей системы. Вселенная содержит в себе огромное число галактик, которые могут содержать в себе до 10 миллиардов звезд. И каждая галактика при этом уникальна - она имеет своё строение и форму. Старые, большие и яркие звезды обычно обитают в эллиптических галактиках, хотя бывают и исключения. Спиральные же галактики, как наша, имеет длинные рукава по краям, в одном из которых и находится наша Солнечная система . В таких галактиках чаще всего образуются новые звезды. Галактики же, которые не поддаются описанию какой-либо формы - являются маленькими и по большей части состоят из газа и пыли.

Слайд 16

Галактика Млечный путь Млечный Путь – это галактика, которой принадлежит Солнечная система со своими планетами, среди которых и Земля. Млечный Путь является большой спиральной галактикой, диаметром около 100 000 световых лет, содержит более 200 миллиардов звёзд. Он виден с любой точки земной поверхности, виде размытой полосы звёзд, напоминающей сгустки молока, пересекающей звездное небо. В древности люди считали, что это дорога ангелов, по которой те могли подниматься в небеса.

Слайд 18

Галактика Андромеда

Слайд 19

Галактика Центавра А

Слайд 20

галактика Кит

Слайд 21

галактика Алиса

Слайд 22

Спиральная галактика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ. (ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ)

Укрепление детско-родительских отношений, решение проблем по средствам сказкотерапии. Совместное занятие по изготовлению кукол — марионеток «Страна Воображалия». «Замок из песка» - песчаная сказ...

Консультация для родителей. "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей".

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания  ученых и практиков, как важный и  ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.  В этот период происх...

Конспект занятия с родителями на тему: «Гармонизация детско- родительских отношений.»

Конспект занятия с родителями на тему: «Гармонизация детско- родительских отношений.»Цель: содействовать гармонизации детско-родительских отношений для успешного воспитания и развития ребе...

Консультации для родителей "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей."

На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ...

консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...

Консультация для родителей по правам детства «Детско-родительские отношения в современных семьях»

Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве....