Тема: «Домашний ребёнок в детском саду» (Кейс-технология)
статья (средняя группа) на тему
Кейс-технология
1. Как приучить домашнего ребёнка к детскому саду?
2. Психологический кризис 3х лет.
3. Психологический портрет домашнего ребёнка.
4. Как помочь домашнему ребёнку?
5. Адаптация к детскому садику.
5.1 Эмоциональный аспект
5.2 Адаптация к детскому саду: режим
5.3 Адаптация ребенка к детскому саду: спать пора
5.4 Адаптация ребенка к детскому саду: доброе утро, малыш!
5.5 Адаптация ребенка к детскому саду: ты уже большой!
5.6 Адаптация ребенка к детскому саду: никакой дополнительной нагрузки
6. Рекомендации родителям.
7. Вывод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys-tehnologiya_sviridova_g.a_gbdou_no39.docx | 254.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс-технология
Тема: «Домашний ребёнок в детском саду»
Выполнила: Свиридова Галина Анатольевна
Воспитатель ГБДОУ№39
Оглавление:
1. Как приучить домашнего ребёнка к детскому саду?
2. Психологический кризис 3х лет.
3. Психологический портрет домашнего ребёнка.
4. Как помочь домашнему ребёнку?
5. Адаптация к детскому садику.
5.1 Эмоциональный аспект
5.2 Адаптация к детскому саду: режим
5.3 Адаптация ребенка к детскому саду: спать пора
5.4 Адаптация ребенка к детскому саду: доброе утро, малыш!
5.5 Адаптация ребенка к детскому саду: ты уже большой!
5.6 Адаптация ребенка к детскому саду: никакой дополнительной нагрузки
6. Рекомендации родителям.
7. Вывод.
1 Как приучить домашнего ребенка к детскому садику | |||
Не секрет, что многие детки негативно реагируют на детский сад, воспитательниц, других детей. Поэтому родителям стоит начать подготовку малыша к переменам в его жизни, это позволит не только избежать возможных проблем, но и не столкнуться со многими из них. Бывает так, что при первом посещении детского сада, малыши охотно прощаются с родителями, весь день увлечены и не капризничают, но вот на следующий день уже могут начаться проблемы. |
2 Психологический кризис 3хлет.
Подошло время идти в детский сад.
Первый выход в детский сад (не в ясли!) совпадает с первым психологическим кризисом.
Это непростой момент в жизни родителей и ребёнка. Родители вдруг начинают понимать, что их милейший малыш может быть упрямым и капризным, требовательным, и даже немножко истеричным. Этот факт начинает их сильно пугать или расстраивать.
Не стоит давать волю негативным эмоциям. Просто нужно знать заранее подготовится к этому моменту в вашей совместной жизни. Если мы переведём словосочетание «детский психологический кризис» на простой житейский язык - получим - первые попытки самоутверждения ребёнка. «Проба пера» его самости. Ребёнок заявляет свои права на ваш общий мир и пытается там занять главенствующие позиции. Об этом кризисе можно прочитать в литературе. В частности в возрастной психологии. Не стоит его бояться. Нужно выработать определенный стиль поведения:
определенная степень строгости (не сердитости!), владение уверенной интонацией в речи (не раздражения!) и терпеливое отстаивание свои позиций. Прежде чем настаивать на своём - объясните малышу в чём именно состоит ваша правота. Объяснение обязательно, т.к. вы с ребёнком начинаете ваши первые шаги друг к другу в большом пространстве межличностного общения. Вы должны встретиться и не пройти мимо друг друга. При этом ваша задача заложить ростки дружеских отношений, с вашей ведущей ролью Старшего Друга.
3 Психологический портрет домашнего ребёнка.
Чтобы узнать сможет ли ваш ребёнок посещать детский сад можно обратиться к психологу, чтобы определить задатки личности вашего ребёнка, можно и самим попытаться понять, что же ваш ребёнок за личность, по какому типу он развивается и стоит или нет отдавать его в детский сад
Если у вас домашний ребёнок:
- не очень хорошо контактирует с детьми
- держится всё время возле мамы
- проблемы с дневным сном (не спит днём)
- очень чувствительный
- повышена тревожность
- боязлив
это значит, что посещать детский сад ему рано.
Это вовсе не значит, что нужно держать его только дома и лишать контакта с другими детьми.
Но и в детский сад торопиться отдавать ребёнка не рекомендуется. В моей практике встречались взрослые люди, для которых первые проблемы начались в детском саду?
Эти проблемы и комплексы так прочно осели в них, что они пронесли этот тяжелый багаж через всю свою жизнь и с трудом расставались с ними во взрослом состоянии.
Для того , чтобы избежать этих проблем в дальнейшем нужно очень осмотрительно отдавать ребёнка в детский сад.
Итак, у вас вариант домашнего ребёнка. Что же делать? Как построить график его жизни таким образом, чтобы он не оказался за пределами общественной детской жизни и так, чтобы его развитие проходило согласно принятым для возраста нормам.
4 Как помочь домашнему ребёнку?
Первым делом нужно правильным образом составить режим дня.
На первую половину дня вы должны запланировать для него развивающие занятия.
Первая половина дня по восприятию и запоминанию информации для детей наиболее благоприятна. Это доказано медиками давным-давно и совершенно неправильны занятия во второй половине дня, т.к. сосредоточенность детей и их способность усваивать информацию сильно понижается.
Это может быть изучение букв, первые шаги в математике, творческие занятия, просмотр книжек с картинками или всё это понемногу. Всё зависит от индивидуальности вашего ребёнка и его увлечений. Если ваш ребёнок не заинтересован первыми шагами в изучении грамматики, не стоит насильно его заставлять этим заниматься. Можно с малых лет отбить охоту к занятиям грамматикой. В конце концов, 3 года - это только начало пути. Ваша задача на данном этапе найти области интересов вашего ребёнка. Методом подбора вы это обнаружите. Методического и игрового материала, отечественного и зарубежного у нас вполне достаточно для самостоятельных занятий с детьми. Уделяйте больше внимания занятиям мелкой моторикой:
Рисование - не карандашом или фломастером! Ими рисовать ещё сложно. Попробуйте рисовать пальцами или губкой и обязательно красками (не акварельными!! Они сложны маленьким детям). Если у ребёнка аллергия, выбирайте гипоаллергенные краски, они так же имеются в продаже.
Лепка - стоит больше уделять занятиям с глиной. Лепка из глины хорошо развивает пальцы и успокаивает. Лепить можно различные фигурки. Потом их раскрашивать гуашью.
Конструирование – выбираем конструктор с крупными деталями, мелкие могут быть проглочены. Конструирование может быть из кубиков. Дети очень любят строить из кубиков большие башни. Кубики должны быть с гладкими гранями и устойчиво стоять друг на друге, в противном случае малыши расстраиваются и не желают больше продолжать строительство.
Во вторую половину дня должна быть включена прогулка и игра с детьми. Можно попробовать водить ребёнка на групповые занятия, но это должны быть занятия именно с группой и в группе. То есть занятия общеукрепляющей физкультурой, танцами, может даже театральные постановки, занятия с животными (пони-клуб, плавание с дельфинами и т.д.), бассейн, творческие занятия.
Когда ваш ребёнок достигнет возраста 5 лет его необходимо будет отдать в детский сад, для того, чтобы он научился общаться с коллективом перед школой. Лучше, если он будет посещать детский сад в первой половине дня, до сна. Если ему понравится – можно оставлять и на вторую половину.
5 Адаптация ребёнка в детском саду
Родители часто жалуются на то, что после первых недель посещения детского садика их малыши очень меняются, делаются агрессивными и неуправляемыми. Как же помочь ребенку адаптироваться к детскому саду, новому этапу в его жизни?
Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина такого его поведения – усталость. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи и друзьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить целый день в большой и шумной компании. Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи. Кроме того, дома он живет по одним правилам, а в садике они в большей или меньшей степени отличаются от домашних. И каждый день ему приходится переключаться то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей. Разумеется, заботливым родителям нужно смягчить ту травмирующую ситуацию, которую испытывает ребенок, и помочь ему адаптироваться, снять напряжение после пребывания в детском саду.
5.1 Эмоциональный аспект
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
5.2 Адаптация к детскому саду: режим
Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Узнайте режим вашего садика и начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребенка. Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду. Ребенку будет от этого только лучше, ведь все детские сады функционируют в одном режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами.
5.3 Адаптация ребенка к детскому саду: спать пора
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.
5.4 Адаптация ребенка к детскому саду: доброе утро, малыш!
Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое в 7.30 утра происходит не всегда. Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.
Одеваемся
Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение. Время, проводимое ребенком в группе в первые недели, следует увеличивать очень постепенно, возможно, вначале по началу стоит оставлять только до обеда. Увеличить время пребывания можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка.
5.5 Адаптация ребенка к детскому саду: ты уже большой!
Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, – обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.
Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.
Максимум внимания
Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.
По возвращении домой из садика часто бывает, что ребенок засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано. Значит, ему необходимо больше отдыхать для восстановления сил. Если вы пронаблюдали такую ситуацию, постарайтесь на следующий день забрать малыша пораньше и, приведя его домой, сразу вымыть и покормить. Возможно, ему еще трудно спать в садике, в новом помещении, с другими детьми. Если ребенку не удается поспать в тихий час, то это нормально, что он восполняет недостаток сна вечером. Спросите у воспитательницы, спит ли ваш ребенок в детском саду и сколько.
5.6 Адаптация ребенка к детскому саду: никакой дополнительной нагрузки
Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен новыми сведениями и устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.
Семья
Ребенок целый день не видит родителей. Когда он приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Поэтому, приведя кроху домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Дети разные. Для одного будет достаточно музыки и сказок в садике, и он предпочтет побегать по двору перед сном. Другой, напротив, набегался за день и с удовольствием послушает интересную историю.
Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сад на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.
Не пугайте садиком
Если кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.
6 Рекомендации родителям.
- Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом — возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» — да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.
- Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять за свое имущество».
- Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.
- Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
- Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».
- Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.
Вывод.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!
Источники 1. Адаптация: Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду? 2. Источник: http://doshkolnik.ru/psihologiya/2661-sadik-pomoch.html |
3. Психология Автор: Светлана Павловна Саватеева http://doshkolnik.ru/psihologiya.html 4. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac49.htm 5. Источник: http://www.moy-rebenok.ru/zhurnal/deti/detskii-sad/problemy-v-detskom-sadu/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Закаливание ребёнка в детском саду".
статья на тему "Закаливание ребенка в детском саду"....
Родительское собрание на тему "Адаптация ребёнка к детскому саду"
Конспект родительского собрания в младшей группе. "Адаптация ребёнка к детскому саду"...
Статья на тему: "Адаптация ребёнка в детском саду."
Статья на тему: "Адаптация ребёнка в детском саду" Чувства ребёнка и психологическое состояние во время адаптации....
Консультация для родителей на тему "Адаптация ребёнка к детскому саду"
консультация для родителей...
Выступление на родительском собрании с докладом по теме: «Адаптация ребёнка к детскому саду»
Адаптация – сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода ...
Консультация на тему «Адаптация ребёнка к детскому саду»
Уважаемые родители, поздравляем Вас, скоро Вам и вашему малышу предстоит начать новую жизнь!Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребёнок чувствует, если родители с...
Дидактический материал по теме "Домашние птицы" в детском саду
Дидактический материал по теме "Домашние птицы" в детском саду...