Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания ребенка с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»
консультация (средняя группа) на тему
«Особенности семейного воспитания ребенка с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности семейного воспитания ребенка с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»
Появление в семье ребенка — одна из самых больших радостей жизни. детьми родители связывают самые светлые надежды, самые большие упования. Уход за малышом требует времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение.
Однако все складывается совсем иначе, когда ребенок рождается с отклонениями в развитии. Родители бывают подавлены, выбиты из обычной жизненной колеи. Первая реакция на постав - ленный диагноз — ощущение вины, затем мысль о не заслуженности случившегося: «Почему именно у меня?», тревога за будущее: «Что же будет с моей семьей, с моим ребенком?». Не так просто, не так легко принять создавшуюся ситуацию.
Семьи, где растет ребенок-инвалид, часто не выдерживают этого
испытания. Отец из нее уходит, считая, что все потеряно, что жизнь невозможна там, где жена целиком поглощена заботами и переживаниями, связанными с больным ребенком, у которого нет никакого будущего. Такие семьи сталкиваются с целым рядом и других трудностей. Один из членов семьи бывает вынужден оставить работу, чтобы ухаживать за малышом, и возникают проблемы материального порядка. Происходит разрыв социальных и общественных связей, и семья, которой часто не к кому обратиться за поддержкой, чувствует себя отрезанной от окружающего мира.
В состоянии родителей, вызванном рождением ребенка с тяжелыми психофизическими нарушениями, может быть выделено четыре основных периода:
I период — состояние стресса, растерянности, полной подавленности. У родителей падает самооценка, возникает чувство вины.
II период — переход стрессового состояния в негативизм, перенос вины на других, чаще всего на медицинский персонал, не умевший, по их мнению, оказать матери в нужный момент помощь. Представления о состоянии ребенка далеки от реальности, тяжесть заболевания в полной мере не осознается. Видимо, при этом включается своеобразный защитный механизм.
III период — депрессия, связанная с пониманием истинной картины заболевания. Естественно, в наибольшей степени такому состоянию подвержены матери, так как практически постоянно находятся с ребенком (отец, если он остался в семье, больше занят ее материальным обеспечением). Как показывают клинические исследования, наряду с депрессией у матерей отмечались астенические явления: головные боли, тяжесть и сжимающие боли в груди, колебания артериального давления, со временем увеличивающиеся. Женщины становились более замкнутыми, теряли интерес к окружающему, суживался круг прежних привязанностей, у них отмечались постоянная вялость, раздражительность, обидчивость, несдержанность, слезливость и т.п.
IV период характеризуется таким состоянием семьи, когда оба родителя постепенно примиряются с психофизическими особенностями ребенка и начинают целенаправленно следовать советам специалистов, стараясь придерживаться соответствующей программы воспитания ребенка.
Естественно, в разных случаях отмеченные периоды могут протекать с различной степенью выраженности внутренних состояний.
В этом случае целесообразно, может быть, определить ребенка в детский дом-интернат. При этом родители должны знать, что в настоящее время многие детские дома-интернаты работают по режиму пятидневки, с детьми так же, как в вышеназванных учреждениях, проводится обучение по специальным программам и методикам. Специалистам-дефектологам нельзя допускать, чтобы жизнь семьи, имеющей проблемного ребенка, превратилась в тягостное бремя. Члены семьи должны по возможности жить обычной, достаточно наполненной жизнью, выполняя свои профессиональные обязанности, следуя своим духовным и культурным запросам. Ошибаются родители, думающие что педагогическую работу можно отложить на неопределенное время: ребенок, как они предполагают, с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Если недостатки воспитания нормального ребенка могут быть устранены в процессе саморазвития, так как он способен многое усваивать самостоятельно — «брать из жизни», то развитие ребенка-инвалида всецело зависит от участия окружающих. Необходимо объяснить родителям, что начинать регулярные занятия с ребенком нужно как можно раньше и проводить их не эпизодически, а изо дня в день. Желательно, чтобы ребенком занимались оба родителя. Если воспитание перекладывается только на одного из них, то ему предъявляются все претензии. В итоге возникают разногласия между супругами. В тех случаях, когда ответственными чувствуют себя оба родителя, они сотрудничают и помогают друг другу.
Учитель-дефектолог, начиная работать с семьей ребенка-инвалида, прежде всего рассказывает родителям о главнейших принципах коррекционной работы. С ребенком младшего возраста все занятия должны проходить в игровой форме. Разнообразные познавательные игры расширяют
его кругозор, развивают речь. Необходимо вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать малейшую его инициативу. Игровые ситуации, яркие, красочные предметы вызывают интерес у ребенка только в том случае, если взрослый, играя с ним, учитывает его жизненный опыт. Большое внимание следует уделить развитию речи, которая формируется с большим запозданием: многие из детей начинают произносить отдельные слова только в 5 —6 лет. Как правило, эти дети плохо понимают речь других людей, словарный запас их беден, наблюдается дефект произношения по причине недоразвития мышц языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чтобы научить малыша понимать обращенную к нему речь, родители должны как можно чаще называть интересующие его предметы, яркие игрушки и связанные с ними действия, имена окружающих. Если взрослые заметили, что ребенок внимательно смотрит на какой-либо предмет, тянется к нему, обращается с
лепетом к какому-либо из родителей, то нельзя упустить возможность пообщаться с малышом, рассказать об интересующем его предмете, задать ему простые вопросы, попытаться получить от него ответ. Следует приучать ребенка не только смотреть на игрушку или какую-либо вещь, но и трогать, ощупывать, брать в руки, двигать ее, стучать ею и т. п. С помощью таких приемов он научится узнавать, а затем и называть игрушки, некоторые виды одежды, обуви, мебели, посуды — те предметы, которыми он постоянно пользуется. Он сможет строить простые предложения, состоящие из 2 — 3 слов.
Пассивность, крайне сниженная потребность к высказываниям, отсутствие интереса к окружающему — все это замедляет развитие речи. Поэтому занятия с малышом организуются таким образом, чтобы он был вынужден попросить или сказать что-либо, задать вопрос и т.п. Например, создается такая ситуация, когда для выполнения аппликации не хватает клея или цветной бумаги.
Ребенок будет должен попросить недостающий предмет. Родители
совершают большую ошибку, если стараются предупредить любую попытку ребенка к самостоятельным действиям. Тем самым они лишают его возможности общения с окружающими. Поскольку дети плохо понимают обращенную к ним речь, длинные словесные объяснения взрослых не приносят результатов. Все усилия объяснить ребенку смысл несложного бытового задания оказываются тщетными. Организовать обучение детей, используя только вербальный, т.е. словесный, подход, не удается. Необходимо объяснить родителям, что на занятиях обязательно следует применять наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого ребенка. Надо показать ребенку, как выполняется то или иное задание, затем повторить действия вместе с ним, и только тогда можно ожидать, что у него выработаются несложные умения и навыки. Постепенно в результате игровой, предметно-практической деятельности у ребенка формируется понимание простой, обиходной речи, вырабатываются социальные навыки поведения. Главный принцип в воспитании этих детей — формирование у них привычек. Причем только своевременное проведение этой работы даст положительный результат. Например, ребенка 4 — 6лет, который занимается с игрушками, играет, раскладывает картинки, палочки, необходимо научить относить эти предметы в определенное место, иначе возникает и закрепляется привычка разбрасывать их. Ребенок, не приученный своевременно к ограничениям, привыкает хватать все, что ему вздумается. Выработка у детей положительных привычек и навыков поведения, а также четкой последовательности в выполнении отдельных действий играет важную роль. В дальнейшем они соблюдают тот их поря-
док, какой усвоили под непосредственным руководством и контролем старших.
Прочное усвоение навыка освобождает детей от замешательства и состояния беспомощности, которое они испытывают, попадая в непривычные условия. Занимаясь с родителями, следует напомнить им еще об одном дидактическом принципе — доступности, который нельзя отождествлять с легкостью обучения. Уровень трудности задания должен находиться в «зоне ближайшего развития» (понятие введено JL С. Выготским) познавательных возможностей ребенка, т.е. каждое следующее задание должно отличаться от предыдущего пусть небольшой, но увеличенной степенью трудности. Это позволяет ребенку с помощью взрослого или путем подражания выполнить какое-либо упражнение и, таким образом, подняться на более высокую ступень развития. При этом не надо скупиться на похвалу, следует всегда положительно оценивать попытки ребенка справиться с заданием, выполнить просьбу взрослого и т.п. Как правило, родители уделяют много времени грамоте и счету.
Педагог-дефектолог должен объяснить родителям, что при этом не-
обходимо заботиться о практическом смысле этой работы. Если ребенок со временем усвоил грамоту, нужно постараться научить его читать названия улиц, вывески, афиши, чтобы он мог ориентироваться, оказавшись вне дома. Родители должны позаботиться о том, чтобы научить ребенка писать свое имя, фамилию, домашний адрес. Это пригодится в дальнейшем в разных бытовых ситуациях.
Если сын или дочь научились считать, то родителям следует найти применение этим знаниям в их повседневной жизни: поручать накрывать на стол в соответствии с определенным количеством людей, просить купить в подарок младшим детям, например, 2 — 3 воздушных шарика и т.п. Работа будет иметь смысл только в том случае, если ребенок сможет на практике приложить свои знания.
Очень часто приходится наблюдать, как родители, считая своего больного ребенка заведомо неспособным выполнять даже самую элементарную домашнюю работу, тем самым ставят его в полную зависимость от окружающих, приучают к иждивенчеству. Это глубоко ошибочная позиция. Нужно убедить родителей, что дети, страдающие нарушениями интеллекта, способны выполнять простые домашние дела. Например, они могут вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду, поливать из детской лейки цветы и т.п.
Выработать у ребенка определенные трудовые навыки можно, если многократно показывать ему все операции. Взрослые объясняют ребенку задания простыми, знакомыми ему словами. Если он не справляется с работой, родителям не следует настаивать на своем. Целесообразно предложить ему выполнить более легкие действия с предметами, но в дальнейшем обязательно вернуться к заданию, которое ранее было для него трудным. Родители должны заботиться о развитии у детей представлений об окружающем. Большое значение при этом приобретают экскурсии и прогулки, посещение различных зрелищных мероприятий и т.п. Развитие познавательных процессов таких детей должно быть как можно теснее связано с живыми, яркими, наглядными явлениями окружающего мира. Важно создать у них соответствующий эмоциональный настрой, только тогда восприятие увиденного может носить целенаправленный характер.
Определенное внимание родителям следует уделять развитию у детей элементарных нравственных понятий. По мере взросления, во время бесед, чтения доступных рассказов, просмотра телепередач значительное место отводится выработке у подростков положительных свойств личности. Внимательное, сочувственное отношение к людям воспитывается и в процессе активной деятельности: «Папа пришел с работы, устал, при неси ему домашние туфли», «Бабушке холодно, укрой ее пледом» и т.п.
Отношение окружающих к детям с проблемами развития существенно меняется в положительную сторону, когда дети хорошо воспитаны, уважительны к старшим, адекватны в поступках. Например, если к взрослым пришли гости, а ребенок спокойно занимается своими делами и не вмешивается в беседу, то эта большая, успешно проделанная педагогическая работа.
Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями легко поддаются внушению и очень склонны к подражанию. Эти особенности должны быть использованы при воспитании у них соответствующих норм поведения и обучении полезной деятельности. В работе с родителями особое внимание следует уделить вопросам работы с двигательно беспокойными и заторможенными детьми.
Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это как правило, благоприятно отражается на ребенке, он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, посоветуйте родителям познакомить сына или дочь со здоровым ребенком младшего возраста и по возможности постараться организовать их совместную игру или какую-либо предметно-практическую деятельность. Воспитание ребенка с проблемами развития требует от родителей много терпения, настойчивости, понимания и, несомненно, педагогической изобретательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей : "Особенности семейного воспитания"
Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена....
Консультация для родителей "Особенности семейного воспитания"
Дорогие родители! Детский сад предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Ваш ребенок для вас - это будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый чело...
консультация для родителей «Особенности семейного воспитания»
laquo;Особенности семейного воспитания»...
Консультация для родителей "Особенности социального развития у детей с интеллектуальной недостаточностью"
Особенности в развитиии детей с ОВЗ...
Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания»
Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания»...
Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания незрячих и слабовидящих детей»
Родителям, воспитывающим детей с нарушением зрения, следует учитывать рекомендации по профилактике и преодолению трудностей , которые могут возникнуть в обучении у их детей....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ....