Маленький человек в новой среде. (проблема адаптации)
консультация (младшая группа) на тему
Главный вопрос: «Зачем идти ребенку в детский сад?»
v В детском саду ребенок имеет возможность общаться со сверстниками.
v Ребенок приобретает навыки общения с взрослыми..
v В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами и учится соблюдать их.
v Ребенок получает возможность интеллектуального и физического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkiy_chelovek_v_novoy_srede.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Маленький человек в новой среде.
(проблема адаптации)
Главный вопрос: «Зачем идти ребенку в детский сад?»
- В детском саду ребенок имеет возможность общаться со сверстниками.
- Ребенок приобретает навыки общения с взрослыми..
- В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами и учится соблюдать их.
- Ребенок получает возможность интеллектуального и физического развития.
Адаптация от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Адаптация – процесс вхождения и приспособления ребенка к новой
для него среде.
Мифы об адаптации к условиям ДОУ
Миф 1. Адаптация к детскому саду проходит трудно и мучительно. Я боюсь, что у нас будет то же самое.
Миф 2. Дети в детском саду все время болеют, потому что за ними плохо следят?
Миф 3. У ребенка, который начинает ходить в детский сад, портится характер, он становится просто невыносимым.
Длительность и течение адаптации зависит от многих факторов:
- особенностей высшей нервной деятельности (темперамента)
- возраста ребенка
- состояния здоровья
- разницы в обстановке, в которой ребенок находился дома, и той, в которой находится в детском саду
- условий в дошкольном учреждении
- поведения и эмоционального состояния взрослых (тревожность, негативизм к детскому саду…)
Степени адаптации детей к условиям ДОУ
- Легкая степень адаптации,
- средняя степень адаптации,
- тяжелая степень адаптации
Адаптация как приспособленность к новой обстановке детского сада включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психофизиологических особенностей ребенка, характера отношений в его семье, воспитания и условий его пребывания в детском саду.
До 2—3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками. Общение с матерью и близкими людьми является для него достаточным. Поэтому дети с нормальным развитием, а особенно эмоционально чувствительные и впечатлительные, не могут быстро адаптироваться к детскому саду: на разлуку с матерью они реагируют аффективно, не находя в новой обстановке равноценной замены. Если сравнить детей, посещающих младшую группу, с воспитывающимися дома, можно убедиться: вследствие стресса дети посещающие младдшую группу детского сада более возбудимы и чаще болеют. Особенно неблагоприятное влияние оказывает детский сад на нервно и соматически ослабленных детей, вызывая дальнейшее ухудшение их состояния, вплоть до невроза.
Однако дети, отстающие в эмоциональном развитии, и дети с низкими интеллектуальными показателями адаптируются значительно легче или совсем легко, не будучи привязанными к матери и не испытывая глубоких переживаний от разлуки с нею.
Наблюдения показали, что и младшем дошкольном возрасте (3—5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками уже отсутствует. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они сильнее привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с нею.
Хуже всех чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Воспитатели повторяют ошибки родителей, если постоянно подстегивают медлительных детей и не дают им возможности быть самими собой.
Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, особенно те, кто был переучен в первые годы жизни. У левшей, как известно, активнее работает правое полушарие, более чувствительное к воздействию отрицательных эмоциональных факторов. По нашим наблюдениям, средний срок адаптации, если она возникает, в норме составляет: в детcкoм саду в 3 года — 2—3 недели; в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц и столько же в школе.
Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть в их поведении и общие закономерности. До 3 лет у детей, тяжело переживающих смену обстановки, невротическая реакция выражается беспокойством, страхом и депрессивными состояниями (заторможенность, вялость, безучастность); этот период длится, по крайней мере, несколько месяцев — особенно у детей, эмоционально зависимых от родителей. В детском саду в их поведении будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые и дома, — но уже в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения. Процесс адаптации в подобных случаях растягивается на год и больше. Адаптационный стресс изменяет реактивность — защитные силы организма — и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекционными заболеваниями. К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста велика вероятность появления или закрепления тиков и заикания, т.е. психомоторных нервных нарушений.
Дети с флегматическим темпераментом в ответ на эмоциональный стресс склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться, в то время как дети с холерическим темпераментом наоборот, будут в первую очередь возбуждаться. Происходит, как видим, аффективное заострение врожденного темперамента. Это особенно заметно у флегматичных детей в первое время посещения ими детского сада. Реактивное заострение холерического темперамента происходит главным образом в последующие годы.
Значительные затруднения в адаптации испытывают нервно и соматически ослабленные дети, быстро устающие от шума, с большим трудом засыпающие днем и имеющие плохой аппетит. Нелегко адаптируются дети, чрезмерно опекаемые родителями, привязанные к матери, зависимые от нее, привыкшие к исключительному вниманию, без навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры (неумение принимать и играть роли в старшем дошкольном возрасте).
Постоянного внимания воспитателей требуют боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная психологическая помощь и поддержка, так как слабых любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом поведения.
Многие проблемы адаптации коренятся в семье ребенка. Труднее адаптируются единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые многочисленными родственниками. Невротическое состояние матери особенно неблагоприятно влияет на адаптацию ребенка, поскольку у нее усиливается беспокойство за него, на что тот отвечает еще большей аффективно заостренной или невротической привязанностью.
Хуже всего адаптируются мальчики, лишенные необходимой психологической защиты со стороны отца, если его нет в семье, или неспособного быть адекватным примером полоролевого поведения. В группе сверстников эти мальчики никогда не занимают приемлемых позиций и их могут обидеть даже девочки.
Осложняющим фактором адаптации являются конфликты в семье, невротизирующие детей и создающие нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого пола.
Существенной причиной затрудненной адаптации будут и необщительность родителей, интровертированный (обращенный внутрь) характер личностного реагирования, что не способствует развитию контактности детей и легкому общению со сверстниками в группе.
Важно учитывать, что в период привыкания к детскому учреждению дети чувствуют себя в группе скованно, они вынуждены сдерживать свои эмоции, а это приводит к накоплению внутреннего напряжения, которое может стать причиной невроза. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует, как можно больше играть в веселые и подвижные игры и в полной мере выражать эмоции — как детям, так и взрослым.
Как подготовить ребенка к посещению детского сада
- Увеличьте круг общения вашего малыша с взрослыми и детьми.
- Ребенок, который отправился в детский сад, должен обладать определенными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
- Позаботьтесь об укреплении здоровья малыша.
- Заранее знакомьте ребенка с детским садом.
- Начиная подготовку малыша к походу в детский сад, придерживайтесь режима близкого к режиму в детском саду.
- Приблизьте домашний режим питания к детсадовскому. Переходите на новый режим питания постепенно, чтобы перемены были не слишком ощутимы.
Помните, что в первый месяц посещения детского сада пребывание в группе будет увеличиваться постепенно, на 2–3 часа
Советы для родителей
- В период адаптации не отучайте малыша от вредных привычек – так вы осложните привыкание.
- Покупайте вещи для детского сада вместе с ребенком.
- Отвечайте на все вопросы ребенка о детском саде.
- Будьте спокойны и вежливы с ребенком и сотрудниками детского сада – ваше настроение передается малышу!
- Выработайте единые требования к поведению ребенка
с воспитателями – это облегчит ему привыкание к новым условиям
Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание, ваше положительное отношение к детскому саду, педагогам и младшим воспитателям помогите ребенку период адаптации привыкнуть к новому режиму жизни, установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.
10 советов, как помочь ребенку полюбить детский сад
1. Читаем и сочиняем сказки про детский сад
Самый легкий способ «достучаться» до вашего маленького «нехочухи» – рассказать ему сказку о том, как Тигренок, Мишутка или Слоненок впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и страшно, и как потом он подружился с детьми и добрыми воспитателями. Еще лучше – проиграть данный сюжет с игрушками. И обязательно вести диалог вроде: Зайка: Сегодня такой замечательный день! Я иду в садик. Меня накормят там вкусной волшебной кашей, а потом мы вместе с другими лесными зверятами будем играть на лесной опушке! Мишка (им играет ребенок): А я не хочу в садик, там... И вот тут главное обратить внимание на то, о чем рассказывает малыш. Что именно ему не нравится в садике? И уже исходя из конкретной проблемы искать выход, проигрывая ситуации. Этот метод помог не одному ребенку полюбить садик!
2. Даем с собой любимую игрушку
Малыши, особенно в яслях, младшей и средней группах, могут нуждаться в домашней игрушке. Пусть это будет символичный сейф – хранитель маминой любви. Мама может каждое утро вместе с малышом брать игрушку и как бы вкладывать в неё часть своей любви на хранение, а ребенок в течение дня её «использовать». Ребенок прижимает к себе эту мягкую частичку родного дома, и ему становится спокойнее и уютнее. Малыш чувствует себя увереннее! Возможно, первое время любимая игрушка, сумка или рюкзачок, в котором лежат «секретики», помогут в адаптации. А дальше придет дружба с ребятами из группы и выведет его на новый эмоциональный уровень.
3. Всегда хвалим воспитателя
Как можно полюбить детский садик, если родители при ребенке критикуют воспитателя? Ведь этот человек находится с вашим малышом целый день! И какой бы он ни был на ваш взгляд, для ребенка он должен быть самым лучшим! Уважение – вот составляющая хороших отношений между малышом и воспитателем. Расскажите бабушке и дедушке, например, в присутствии своего ребенка, в какой хороший сад теперь он ходит, какие замечательные воспитатели там работают, какой он большой и «молодец»!
4. Обсуждаем с ребенком то, чем займемся после садика
Для каждого ребенка, который ходит в садик, важно, чтобы за ним вовремя пришли. Ожидание того, что после сна или ужина вы вместе с ним отправитесь на прогулку или просто домой поиграть в любимые игры, окрыляет! Каждое утро, идя в сад, проговаривайте, чем вы займетесь вечером. Придумывайте интересные занятия, конкурсы, развлечения. Тогда ваш малыш будет целый день пребывать в отличном настроении и приятном ожидании. Ведь день в садике – это просто прелюдия к еще более захватывающим приключениям! Придумайте ритуалы провожания и встреч, это могут быть фразы прощания и фразы приветствия, воздушные поцелуи... Предсказуемость ритуалов успокаивающе действует на всех детей без исключения. Но никогда не обещайте вознаграждение за посещение садика. Это может дать временный результат, но, в конечном счете, плохо скажется на мотивации ребенка.
5. Дружим с мамами его друзей
Детский сад должен вызывать у малыша только положительные эмоции – встречи с любимыми друзьями, например. Если вы заметили, что сын или дочка особенно «прикипел» к какому-нибудь малышу, смело зовите его вместе с мамой в гости! Легкое чаепитие, игры детей... – это сроднит ребят. И тогда в садике у вашего ребенка будет как минимум один близкий человек, с которым он проводит время и вне сада.
6. Устраиваем праздник для группы
Заказать аниматора на 30-45 минут – не такое уж и дорогое удовольствие. А если еще и найти знакомых, кому нужна бесплатная реклама, вы еще сэкономите! И детский праздник с шариками и интересной программой, которую можно придумать даже самим, наверняка подарит массу положительных эмоций ребятишкам. Ваш малыш обязательно захочет вернуться туда, где раздают конфетки, всем весело и интересно.
7. Даем хорошие примеры
«Чужой пример заразителен» – это правило действует на всех детей. Если вы будете иногда рассказывать, как вы все в семье гордитесь, что ходили в садик, и как скучаете по тому времени, то это поможет малышу. Еще лучше как бы невзначай заметить: «А Антошка (твой друг, братик...) таааак любит ходить в сад! Там таааак здорово!» И вместе обсудить плюсы «второго дома».
8. Показываем, как ребенок нужен друзьям
Иногда после каникул малыш с удовольствием мчится в сад: он соскучился по своим друзьям, воспитателю и игрушкам. А через какое-то время мы уже слышим «не хочу идти в сад». Ребенку становится скучно, он уже не ценит то, что дает садик. В такие моменты помогут так называемые «терапевтические сказки». Например: «Маша долго не ходила в садик, но однажды на прогулке она встретила свою подружку из садика Аню, а та спросила ее: «Почему ты давно не ходишь в сад? Мы соскучились по тебе! У нас очень весело». И утром Маша попросила маму быстрее отвести ее в сад, потому что там ее ждут, по ней скучают...» Каждому ребенку важно ощущать себя нужным. И его «нужность» в группе родителям надо подчеркивать.
9. Интересуемся всем, что он делал в саду
Проявляйте интерес к занятиям ребёнка в детском саду. Правда, не стоит об этом расспрашивать на улице во время возвращения домой из садика: малыш в это время занят изучением улицы. Внимательно и с интересом выслушивайте его рассказы о событиях в садике дома, восхищайтесь им, хвалите его.
10. Дорожим работами ребенка
Сохраняйте дома творческие работы малыша – поделки, рисунки, которые он приносит из садика, ставьте их на видном месте. Показывайте их друзьям и родне, чтобы ребенок ощущал свою значимость, которой добавляет ему посещению сада.
Вечерние игры или Как помочь ребенку снять напряжение после детского сада
Ребенок пошел в детский сад, и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится, как метеор, кричит, хохочет, легко срывается на слезы…
Мама и папа удивляются. А зря! Попробуйте сами провести несколько часов в шумной компании – и у вас к вечеру разболится голова, накопится раздражение, появится желание побыстрее уйти домой. А ваш ребенок целый день находится в группе сверстников, и поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться иногда со слезами, криками, капризами.
Постарайтесь помочь ребенку снять напряжение, используя один из лучших антистресссовых приемов – игру, которая позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться.
Соблюдайте несколько нехитрых правил:
- всегда предоставляйте ребенку право выбора играть или не играть, возможно, что как сегодня он устал и захочет просто погулять или почитать;
- помните, что вечерняя игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.
Если днем ваш ребенок – «тихоня», а вечером – «дикарь», хорошо помогает игра для снятия напряжения и выхода деструктивной энергии.
«Рвакля»
Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумагу и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать его в корзину. Можно даже попрыгать на куче бумажек, они отлично пружинят.
Снять напряжение дня малышу помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры с водой.
Наберите в ванну немного теплой воды, положите под ноги ребенку нескользкий коврик, включите теплый душ – усталость, раздражение, напряжение уйдут, «стекут» с малыша
Игры с водой, как и остальные, должны быть нешумными, спокойными.
Предложите ребенку:
Пускать мыльные пузыри – выдуть большущий шар и малюсенький пузырик;
Играть с губками – смотреть, как они впитывают и отдают воду;
Взять две – три баночки и переливать водичку из одной в другую.
Вид и звук льющейся воды действуют на ребенка умиротворяюще – через 15 – 20 мин. Он будет готов идти в кровать.
«Бульканье»
Налейте треть стакана воды. Поместите туда трубочку для коктейлей. Задача ребенка - дуть в воду через трубочку, чтобы получилось бульканье. Родители следят за тем, чтобы у детей выдох был длиннее, чем вдох. Можно поиграть в соревнование-игру «У кого дольше будет булькать трубочка?»
Игра «Рисуем на песке»
Дома можно создать свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. Рисовать, пересыпать. Почему дети любят играть в песок? Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок - это приятные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется – быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний. А в целом игра с песком просто интересна.
Игра «Разговор с игрушкой»
Попробуйте надеть себе на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашивайте, «почему мой…грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
Игра «Легкое перышко»
Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания.
Соедините два разноцветных пера нитью, повесьте ниточку с перьями на шнур, сделайте глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизируем, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания. Выполняйте это упражнение со своим ребенком.
Релаксационное упражнение-игра
Перед сном, для того, чтобы ребенок успокоился, с ним можно провести это игровое релаксационное упражнение с элементами массажа и растяжения. Движения взрослого должны быть легкими и приятными для ребенка.
«Решила я слепить себе девочку-дочку. Взяла комочек снежка и стала лепить головку (поглаживающие движения по голове ребенка). Слепила я волосы (движения по волосам), слепила брови. Носик. Решила слепить носик длинный, как у Буратино. Вот так. Ой-ой! Не так. Слеплю я носик красивый, маленький. Вот такой. Дальше слепила я глазки, щечки и ушки. Решила я слепить большие ушки, как у слоника. Вот такие. Ой-ой! Некрасиво. Слеплю-ка я маленькие ушки для нашей девочки.Дальше я начала лепить шею, спинку, плечи и руки. Слеплю я длинные руки, до самого пола. Ой-ой! Некрасиво. Нет! Слеплю я руки красивые для нашей девочки. Вот такие. (Каждый пальчик помассировать и чуть-чуть растянуть ладошку)
Дальше я слеплю животик. Перехожу к ногам. Слеплю я для нашей девочки красивые быстрые ножки. (Каждую ногу помассировать и чуть-чуть растянуть, слегка скручивая стопу ребенка). Вот какая красивая и хорошая девочка у меня получилась! Назову я ее… (имя ребенка)».
Вот еще ваши помощники: глина (пластилин или тесто), массаж, изотерапия, аромотерапия (мята или цитрусовые), прогулки или занятия спортом на улице (велосипед, ролики, самокат и пр.)
Глина или соленое тесто
Попробуйте вместе полепить. Отлично расслабляет лепка с закрытыми глазами. И пусть ваши произведения будут далеки от высокого искусства, главное сейчас – просто получить удовольствие.
Массаж. Обучите ребенка приемам расслабляющего самомассажа. Сделайте ему массаж.
А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком - к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги) - то и является для него источником стихийной психотерапии.
Если малыш будет знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», то целый день в детском саду не покажется ему бесконечной вечностью, и стресс отступит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека".
В консультации изложена проблема "куда отдать ребёнка", в какой кружок его записать....
"Новые дети, или Проблема адаптации в детском саду"
Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду....
Дети с особыми нуждами в культурно-образовательной среде: проблемы социальной интеграции и адаптации
Несмотря на широкую освещённость в научно-методической литературе вопросов, связанных с инклюзивным образованием в целом, в работе с детьми дошкольного возраста остаётся достаточного много нерешённых ...
«Проблемы адаптации и пути их решения через предметно-развивающую среду»
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ...
Родительское собрание "Маленький человек в новой среде"
Главный вопрос: "Зачем ребенку идти в детский сад" и многое многое....
Адаптация маленького человека к детскому саду (из опыта работы)
Начав свою работу в детском саду в группе раннего возраста, с детьми от одного года девяти месяцев, мне пришлось столкнуться с проблемой привыкания малышей к детскому саду. Основной своей целью с...
Адаптация маленького человека к детскому саду
Из опыта работы...