Маленький человек в новой среде. (проблема адаптации)
консультация (младшая группа) на тему

Ситникова Елена Викторовна

Главный вопрос: «Зачем идти ребенку в детский сад?»

v В детском саду ребенок имеет возможность общаться со сверстниками.

v Ребенок приобретает навыки общения с взрослыми..

v В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами и учится соблюдать их.

v Ребенок получает возможность интеллектуального и физического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkiy_chelovek_v_novoy_srede.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Маленький человек в новой среде.

(проблема адаптации)

Главный вопрос: «Зачем идти ребенку в детский сад?»

  • В детском саду ребенок имеет возможность общаться со сверстниками.
  • Ребенок приобретает навыки общения с взрослыми..
  • В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами и учится соблюдать их.
  • Ребенок получает возможность интеллектуального и физического развития.

Адаптация от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Адаптация – процесс вхождения и приспособления ребенка к новой

для него среде.

Мифы об адаптации к условиям ДОУ

Миф 1. Адаптация к детскому саду проходит трудно и мучительно. Я боюсь, что у нас будет то же самое.

Миф 2. Дети в детском саду все время болеют, потому что за ними плохо следят?

Миф 3. У ребенка, который начинает ходить в детский сад, портится характер, он становится просто невыносимым.

Длительность и течение адаптации зависит от многих факторов:

  • особенностей высшей нервной деятельности (темперамента)
  • возраста ребенка
  • состояния здоровья
  • разницы в обстановке, в которой ребенок находился дома, и той, в которой находится в детском саду
  • условий в дошкольном учреждении
  • поведения и эмоционального состояния взрослых (тревожность, негативизм к детскому саду…)

Степени адаптации детей к условиям ДОУ

  • Легкая степень адаптации,
  • средняя степень адаптации,
  • тяжелая степень адаптации

        Адаптация как приспособлен​ность к новой обстановке дет​ского сада включает широкий спектр индивидуальных реак​ций, зависящих от психофизи​ологических особенностей ре​бенка, характера отношений в его семье, воспитания и условий его пребывания в дет​ском саду.

До 2—3 лет ребенок не испы​тывает потребности в общении со сверстниками. Общение с матерью и близкими людьми является для него достаточным. Поэтому дети с нормальным развитием, а особенно эмоцио​нально чувствительные и впе​чатлительные, не могут быстро адаптироваться к детскому саду: на раз​луку с матерью они реагируют аффективно, не находя в новой обстановке равноценной замены. Если сравнить детей, посещаю​щих младшую группу, с воспитывающимися дома, можно убедиться: вслед​ствие стресса дети посещающие младдшую группу детского сада более возбудимы и чаще болеют. Особенно неблагоприятное вли​яние оказывает детский сад на нервно и соматически ослабленных де​тей, вызывая дальнейшее ухуд​шение их состояния, вплоть до невроза.

Однако дети, отстающие в эмоциональном развитии, и дети с низкими интеллектуаль​ными показателями адаптиру​ются значительно легче или со​всем легко, не будучи привязан​ными к матери и не испытывая глубоких переживаний от разлу​ки с нею.

Наблюдения показали, что и младшем дошкольном возрасте (3—5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте раз​ница в адаптации между мальчи​ками и девочками уже отсутству​ет. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социаль​ной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они сильнее привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с нею.

Хуже всех чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Воспитатели повторяют ошибки родителей, если постоянно подстегивают медлительных детей и не дают им возмож​ности быть самими собой.

Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, особенно те, кто был переучен в первые годы жизни. У левшей, как известно, активнее работает правое полушарие, более чув​ствительное к воздействию отрицательных эмоциональных факторов. По нашим наблюдениям, средний срок адаптации, если она возникает, в норме состав​ляет: в детcкoм саду в 3 года — 2—3 недели; в старшем дошкольном воз​расте — 1 месяц и столько же в школе.

Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть в их поведе​нии и общие закономерности. До 3 лет у детей, тяжело переживающих смену обстановки, невротическая реакция выра​жается беспокойством, стра​хом и депрессивными состоя​ниями (заторможенность, вялость, безучастность); этот пе​риод длится, по крайней мере, несколько месяцев — особенно у детей, эмоционально зависи​мых от родителей. В детском саду в их поведении будут пре​обладать повышенная возбу​димость, раздражительность, капризность, упрямство и не​гативизм, в полной мере выра​жаемые и дома, — но уже в ка​честве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдер​живаемого в детском саду пси​хического напряжения. Про​цесс адаптации в подобных случаях растягивается на год и больше. Адаптационный стресс изменяет реактивность — за​щитные силы организма — и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекционными заболеваниями. К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста велика вероятность появления или закрепления тиков и заикания, т.е. психомо​торных нервных нарушений.

Дети с флегматическим тем​пераментом в ответ на эмоцио​нальный стресс склонны скорее затормаживаться, чем возбуж​даться, в то время как дети с холерическим темпераментом наоборот, будут в первую оче​редь возбуждаться. Происходит, как видим, аффективное заост​рение врожденного темперамен​та. Это особенно заметно у флег​матичных детей в первое время посещения ими детского сада. Реактивное заострение холери​ческого темперамента происхо​дит главным образом в последу​ющие годы.

Значительные затруднения в адаптации испытывают нервно и соматически ослабленные дети, быстро устающие от шума, с большим трудом засыпающие днем и имеющие пло​хой аппетит. Нелегко адаптиру​ются дети, чрезмерно опекае​мые родителями, привязанные к матери, зависимые от нее, привыкшие к исключительному вниманию, без навыков самооб​служивания, неспособные нала​дить контакт со сверстниками из-за большого количества стра​хов, общей эмоциональной не​устойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры (неумение принимать и играть роли в старшем дошкольном возрасте).

Постоянного внимания вос​питателей требуют боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевремен​ная психологическая помощь и поддержка, так как слабых лю​бят обижать, дразнить и отвер​гать сверстники с противопо​ложным типом поведения.

Многие проблемы адаптации коренятся в семье ребенка. Труднее адаптируются единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые многочисленными родственниками. Невротическое состояние матери особенно не​благоприятно влияет на адапта​цию ребенка, поскольку у нее усиливается беспокойство за него, на что тот отвечает еще большей аффективно заостренной или не​вротической привязанностью.

Хуже всего адаптируются мальчики, лишенные необходи​мой психологической защиты со стороны отца, если его нет в семье, или неспособного быть адекватным примером полоролевого поведения. В группе сверст​ников эти мальчики никогда не занимают приемлемых позиций и их могут обидеть даже девочки.

Осложняющим фактором адаптации являются конфликты в семье, невротизирующие де​тей и создающие нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого пола.

Существенной причиной за​трудненной адаптации будут и необщительность родителей, интровертированный (обращен​ный внутрь) характер личност​ного реагирования, что не спо​собствует развитию контактно​сти детей и легкому общению со сверстниками в группе.

Важно учитывать, что в пери​од привыкания к детскому уч​реждению дети чувствуют себя в группе скованно, они вынуждены сдерживать свои эмоции, а это приводит к накоплению внутреннего напряжения, которое может стать причиной не​вроза. Поэтому дома, в привыч​ной обстановке, следует, как можно больше играть в веселые и подвижные игры и в полной мере выражать эмоции — как детям, так и взрослым.

Как подготовить ребенка к посещению детского сада

  • Увеличьте круг общения вашего малыша с взрослыми и детьми.
  • Ребенок, который отправился в детский сад, должен обладать определенными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
  • Позаботьтесь об укреплении здоровья малыша.
  • Заранее знакомьте ребенка с детским садом.
  • Начиная подготовку малыша к походу в детский сад, придерживайтесь режима близкого к режиму в детском саду.
  • Приблизьте домашний режим питания к детсадовскому. Переходите на новый режим питания постепенно, чтобы перемены были не слишком ощутимы.

Помните, что в первый месяц посещения детского сада пребывание в группе  будет увеличиваться постепенно, на 2–3 часа

Советы для родителей

  • В период адаптации не отучайте малыша от вредных привычек – так вы осложните привыкание.
  • Покупайте вещи для детского сада вместе с ребенком.
  • Отвечайте на все вопросы ребенка о детском саде.
  • Будьте спокойны и вежливы с ребенком и сотрудниками детского сада – ваше настроение передается малышу!
  • Выработайте единые требования к поведению ребенка

с воспитателями – это облегчит ему привыкание к новым условиям

Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание,  ваше положительное отношение к детскому саду, педагогам и младшим  воспитателям помогите ребенку период адаптации привыкнуть к новому режиму жизни, установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.

10 советов, как помочь ребенку полюбить детский сад

1. Читаем и сочиняем сказки про детский сад

Самый легкий способ «достучаться» до вашего маленького «нехочухи» – рассказать ему сказку о том, как Тигренок, Мишутка или Слоненок впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и страшно, и как потом он подружился с детьми и добрыми воспитателями. Еще лучше – проиграть данный сюжет с игрушками. И обязательно вести диалог вроде: Зайка: Сегодня такой замечательный день! Я иду в садик. Меня накормят там вкусной волшебной кашей, а потом мы вместе с другими лесными зверятами будем играть на лесной опушке! Мишка (им играет ребенок): А я не хочу в садик, там... И вот тут главное обратить внимание на то, о чем рассказывает малыш. Что именно ему не нравится в садике? И уже исходя из конкретной проблемы искать выход, проигрывая ситуации. Этот метод помог не одному ребенку полюбить садик!

2. Даем с собой любимую игрушку

Малыши, особенно в яслях, младшей и средней группах, могут нуждаться в домашней игрушке. Пусть это будет символичный сейф – хранитель маминой любви. Мама может каждое утро вместе с малышом брать игрушку и как бы вкладывать в неё часть своей любви на хранение, а ребенок в течение дня её «использовать». Ребенок прижимает к себе эту мягкую частичку родного дома, и ему становится спокойнее и уютнее. Малыш чувствует себя увереннее! Возможно, первое время любимая игрушка, сумка или рюкзачок, в котором лежат «секретики», помогут в адаптации. А дальше придет дружба с ребятами из группы и выведет его на новый эмоциональный уровень.

3. Всегда хвалим воспитателя

Как можно полюбить детский садик, если родители при ребенке критикуют воспитателя? Ведь этот человек находится с вашим малышом целый день! И какой бы он ни был на ваш взгляд, для ребенка он должен быть самым лучшим! Уважение – вот составляющая хороших отношений между малышом и воспитателем. Расскажите бабушке и дедушке, например, в присутствии своего ребенка, в какой хороший сад теперь он ходит, какие замечательные воспитатели там работают, какой он большой и «молодец»!

4. Обсуждаем с ребенком то, чем займемся после садика

Для каждого ребенка, который ходит в садик, важно, чтобы за ним вовремя пришли. Ожидание того, что после сна или ужина вы вместе с ним отправитесь на прогулку или просто домой поиграть в любимые игры, окрыляет! Каждое утро, идя в сад, проговаривайте, чем вы займетесь вечером. Придумывайте интересные занятия, конкурсы, развлечения. Тогда ваш малыш будет целый день пребывать в отличном настроении и приятном ожидании. Ведь день в садике – это просто прелюдия к еще более захватывающим приключениям! Придумайте ритуалы провожания и встреч, это могут быть фразы прощания и фразы приветствия, воздушные поцелуи... Предсказуемость ритуалов успокаивающе действует на всех детей без исключения. Но никогда не обещайте вознаграждение за посещение садика. Это может дать временный результат, но, в конечном счете, плохо скажется на мотивации ребенка.

5. Дружим с мамами его друзей

Детский сад должен вызывать у малыша только положительные эмоции – встречи с любимыми друзьями, например. Если вы заметили, что сын или дочка особенно «прикипел» к какому-нибудь малышу, смело зовите его вместе с мамой в гости! Легкое чаепитие, игры детей... – это сроднит ребят. И тогда в садике у вашего ребенка будет как минимум один близкий человек, с которым он проводит время и вне сада.

6. Устраиваем праздник для группы

Заказать аниматора на 30-45 минут – не такое уж и дорогое удовольствие. А если еще и найти знакомых, кому нужна бесплатная реклама, вы еще сэкономите! И детский праздник с шариками и интересной программой, которую можно придумать даже самим, наверняка подарит массу положительных эмоций ребятишкам. Ваш малыш обязательно захочет вернуться туда, где раздают конфетки, всем весело и интересно.

7. Даем хорошие примеры

«Чужой пример заразителен» – это правило действует на всех детей. Если вы будете иногда рассказывать, как вы все в семье гордитесь, что ходили в садик, и как скучаете по тому времени, то это поможет малышу. Еще лучше как бы невзначай заметить: «А Антошка (твой друг, братик...) таааак любит ходить в сад! Там таааак здорово!» И вместе обсудить плюсы «второго дома».

8. Показываем, как ребенок нужен друзьям

Иногда после каникул малыш с удовольствием мчится в сад: он соскучился по своим друзьям, воспитателю и игрушкам. А через какое-то время мы уже слышим «не хочу идти в сад». Ребенку становится скучно, он уже не ценит то, что дает садик. В такие моменты помогут так называемые «терапевтические сказки». Например: «Маша долго не ходила в садик, но однажды на прогулке она встретила свою подружку из садика Аню, а та спросила ее: «Почему ты давно не ходишь в сад? Мы соскучились по тебе! У нас очень весело». И утром Маша попросила маму быстрее отвести ее в сад, потому что там ее ждут, по ней скучают...» Каждому ребенку важно ощущать себя нужным. И его «нужность» в группе родителям надо подчеркивать.

9. Интересуемся всем, что он делал в саду

Проявляйте интерес к занятиям ребёнка в детском саду. Правда, не стоит об этом расспрашивать на улице во время возвращения домой из садика: малыш в это время занят изучением улицы. Внимательно и с интересом выслушивайте его рассказы о событиях в садике дома, восхищайтесь им, хвалите его.

10. Дорожим работами ребенка

Сохраняйте дома творческие работы малыша – поделки, рисунки, которые он приносит из садика, ставьте их на видном месте. Показывайте их друзьям и родне, чтобы ребенок ощущал свою значимость, которой добавляет ему посещению сада.

Вечерние игры                                                                                                               или Как помочь ребенку снять напряжение после детского сада

 Ребенок пошел в детский сад, и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится, как метеор, кричит, хохочет, легко срывается на слезы…

        Мама и папа удивляются. А зря! Попробуйте сами провести несколько часов  в шумной компании – и у вас к вечеру разболится голова, накопится раздражение, появится желание побыстрее уйти домой. А ваш ребенок целый день находится в группе сверстников, и поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться иногда со слезами, криками, капризами.

Постарайтесь помочь ребенку снять напряжение, используя один из лучших антистресссовых приемов – игру, которая позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться.

Соблюдайте несколько нехитрых правил:

- всегда предоставляйте ребенку право выбора играть или не играть, возможно, что как сегодня он устал и захочет просто погулять или почитать;

- помните, что вечерняя игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.

        Если днем ваш ребенок – «тихоня», а вечером – «дикарь», хорошо помогает игра для снятия напряжения и выхода деструктивной энергии.

 

«Рвакля»

Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумагу и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать его в корзину. Можно даже попрыгать на куче бумажек, они отлично пружинят.

Снять напряжение дня малышу помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры с водой.

        Наберите в ванну немного теплой воды, положите под ноги ребенку нескользкий коврик, включите теплый душ – усталость, раздражение, напряжение уйдут, «стекут» с малыша

Игры с водой, как и остальные, должны быть нешумными, спокойными.

Предложите ребенку:

Пускать мыльные пузыри – выдуть большущий шар и малюсенький пузырик;

Играть с губками – смотреть, как они впитывают и отдают воду;

Взять две – три баночки и переливать водичку из одной в другую.

Вид и звук льющейся воды действуют на ребенка умиротворяюще – через 15 – 20 мин. Он будет готов идти в кровать.

«Бульканье»

        Налейте треть стакана воды. Поместите туда трубочку для коктейлей. Задача ребенка - дуть в воду через трубочку, чтобы получилось бульканье. Родители следят за тем, чтобы у детей выдох был длиннее, чем вдох. Можно поиграть в соревнование-игру «У кого дольше будет булькать трубочка?»

 

Игра «Рисуем на песке»

        Дома можно создать свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. Рисовать, пересыпать. Почему дети любят играть в песок? Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок - это приятные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется – быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний. А в целом игра с песком просто интересна.

 

Игра «Разговор с игрушкой»

        Попробуйте надеть себе на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашивайте, «почему мой…грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Игра «Легкое перышко»

        Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания.

Соедините два разноцветных пера нитью, повесьте ниточку с перьями на шнур, сделайте глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизируем, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания. Выполняйте это упражнение со своим ребенком.

 

Релаксационное упражнение-игра

        Перед сном, для того, чтобы ребенок успокоился, с ним можно провести это игровое релаксационное упражнение с элементами массажа и растяжения. Движения взрослого должны быть легкими и приятными для ребенка.

«Решила я слепить себе девочку-дочку. Взяла комочек снежка и стала лепить головку (поглаживающие движения по голове ребенка). Слепила я волосы (движения по волосам), слепила брови. Носик. Решила слепить носик длинный, как у Буратино. Вот так. Ой-ой! Не так. Слеплю я носик красивый, маленький. Вот такой. Дальше слепила я глазки, щечки и ушки. Решила я слепить большие ушки, как у слоника. Вот такие. Ой-ой! Некрасиво. Слеплю-ка я маленькие ушки для нашей девочки.Дальше я начала лепить шею, спинку, плечи и руки. Слеплю я длинные руки, до самого пола. Ой-ой! Некрасиво. Нет! Слеплю я руки красивые для нашей девочки. Вот такие. (Каждый пальчик помассировать и чуть-чуть растянуть ладошку)

Дальше я слеплю животик. Перехожу к ногам. Слеплю я для нашей девочки красивые быстрые ножки. (Каждую ногу помассировать и чуть-чуть растянуть, слегка скручивая стопу ребенка). Вот какая красивая и хорошая девочка у меня получилась! Назову я ее… (имя ребенка)».

 

Вот еще ваши помощники: глина (пластилин или тесто), массаж, изотерапия, аромотерапия (мята или цитрусовые), прогулки или занятия спортом на улице (велосипед, ролики, самокат и пр.)

Глина или соленое тесто

Попробуйте вместе полепить. Отлично расслабляет лепка с закрытыми глазами. И пусть ваши произведения будут далеки от высокого искусства, главное сейчас – просто получить удовольствие.

Массаж.  Обучите ребенка приемам расслабляющего самомассажа. Сделайте ему массаж.

А лучше всего понаблюдать за собственным ребенком - к чему он инстинктивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, домашние животные, аквариум, брат или сестра, книги) - то и является для него источником стихийной психотерапии.

 

Если малыш будет знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая                 пристань», то целый день в детском саду не покажется ему бесконечной                         вечностью, и стресс отступит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека".

В консультации изложена проблема "куда отдать ребёнка", в какой кружок его записать....

"Новые дети, или Проблема адаптации в детском саду"

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду....

Дети с особыми нуждами в культурно-образовательной среде: проблемы социальной интеграции и адаптации

Несмотря на широкую освещённость в научно-методической литературе вопросов, связанных с инклюзивным образованием в целом, в работе с детьми дошкольного возраста остаётся достаточного много нерешённых ...

Родительское собрание "Маленький человек в новой среде"

Главный вопрос: "Зачем ребенку идти в детский сад" и многое многое....

Адаптация маленького человека к детскому саду (из опыта работы)

Начав свою работу в детском саду в группе раннего возраста, с детьми от одного года девяти месяцев, мне пришлось столкнуться с проблемой привыкания малышей к детскому саду. Основной своей целью с...