Словесное творчество народа в воспитании детей
методическая разработка (младшая группа) на тему
Форма проведения «Круглый стол»
План:
1. Аннотация
2. Знакомство детей с художественной литературой
3. Овладение детьми через фольклор разнообразной деятельностью
4. Вывод
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов.
Ранний возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладении родным языком.
Использование всех доступных жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для применения их в речевом общении, театрализованных, сюжетных, подвижных играх.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, колыбельных, загадок, хороводов, песенок.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие монологической и диалогической речи;
- развитие мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.narodnoe_tvorchestvo_v_vospitanii_detey.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Сообщение для родителей
«Словесное творчество народа в воспитании детей»
Составил: воспитатель
Лупоносова Г.А.
г. Вихоревка, 2016
Сообщение для родителей
«Словесное творчество народа в воспитании детей»
Форма проведения «Круглый стол»
План:
- Аннотация
- Знакомство детей с художественной литературой
- Овладение детьми через фольклор разнообразной деятельностью
- Вывод
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов.
Ранний возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладении родным языком.
Использование всех доступных жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для применения их в речевом общении, театрализованных, сюжетных, подвижных играх.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, колыбельных, загадок, хороводов, песенок.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие монологической и диалогической речи;
- развитие мелкой моторики.
Потешки отлично развивают речевой слух ребёнка: умение слушать, различать звуки близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, понижение и повышение голоса, обогащение словаря. Чтение потешек происходит с множества повторов, где произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишие. Всё это способствуют запоминания слов и затем активного их употребления. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируется действие обозначенное словами, тем самым связывают сами слово с действием.
Систематическое использование потешек помогает детям овладеть
- родным языком;
- разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);
- первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
Например, при умывании:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Во время приема пищи:
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
При подъёме:
Потягушечки, потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся.
Одеваясь на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Наденем сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
На прогулке, понаблюдайте за окружающим, «поговорите» с солнышком или дождиком (в зависимости от погоды), детям это очень нравиться:
Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки, ждут малолетки!
Дождик, дождик полно лить,
Малых деточек мочить!
Свет-светлячок,
Посвяти в кулачок!
Посвяти немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога,
И кусок пирога!
Ребенок старается, похвалите его:
Ой, мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький.
Кто плачет или шумит.
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Что ты плачешь,
«ы» да «ы»,
Слезы поскорей утри.
Будем мы с тобой играть
Песни петь и танцевать.
Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «Уж ты котенька – коток».
Уж ты котенька – коток,
Котик – серенький лобок,
Приди, котик, ночевать, мою деточку качать.
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Таким образом, через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников необходимо использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000..
2. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду.– М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Использование устного творчества в нравственно воспитании детей среднего возраста
Консультация для родителей на тему: «Использование устного народного творчества в нравственном воспитание детей среднего возраста» «Давайте детям больше и больше созерцание общего, человеческого...
План по самообразованию «Народное творчество в музыкальном воспитании детей»
План по самообразованию музыкального руководителя МБДОУ....
Роль народного творчества в музыкальном воспитании детей.
Роль народного творчества в музыкальном воспитании детей. За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. И это сказалось на работе дошколь...
Консультация для воспитателей "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей"
В консультации освещены вопросы значения разных форм народного фольклора (потешки, песенки, загадки, сказки и др.) для нравственного развития ребенка-дошкольника...
Консультация для воспитателей Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста...
Доклад "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Статья на тему "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста" может быть использована воспитателями при выступлениях на п...
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВЕСНОГО МЕТОДА В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Словесный метод – это не просто пересказ музыки, а необходимость углубить восприятие ее детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог м...