ЗНАЧЕНИЕ СЛОВЕСНОГО МЕТОДА В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
статья (средняя группа)

Ирэн Супрунова

         Словесный метод – это не просто пересказ музыки, а необходимость углубить восприятие ее детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества.

         Беседа может включить в себя: сведения о музыке как виде искусства, о композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Не отрицая важности этих знаний, хочется особо подчеркнуть необходимость осознания детьми тех настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении. Именно это направление должно являться ядром беседы.

          В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?»

(первый квартал), «О чем рассказывает музыка?» (второй квартал), «Как рассказывает музыка?» (третий квартал).

          Эта последовательность тем может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий: от настроений, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов, средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ. При этом каждый раз беседу следует начинать с определения характера произведения в целом (или его частей).

           Основа содержания музыки – выражение настроений, чувств. Важно дать детям понять, что изображая какие – либо конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания. Шум ветра может быть передан в музыке ласковым, нежным, а может быть грозным, сметающим все на своем пути. Даже отдельное звукоподражание, например мяуканье котенка, в музыке всегда эмоционально окрашено: может быть жалобным и веселым, игривым.

           Необходимо заострить внимание на очень важном моменте: дети с достаточной  легкостью различают отдельные выразительные средства музыки – определяют темп (быстрая, медленная), динамику (тихая, громкая), регистр (высокий, низкий, средний). Но этого мало. Важна не просто констатация выразительных средств, а выявление их роли в создании музыкального образа. Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не словами, а звуками.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВЕСНОГО МЕТОДА В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

         Словесный метод – это не просто пересказ музыки, а необходимость углубить восприятие ее детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества.

         Беседа может включить в себя: сведения о музыке как виде искусства, о композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Не отрицая важности этих знаний, хочется особо подчеркнуть необходимость осознания детьми тех настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении. Именно это направление должно являться ядром беседы.

          В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?»

(первый квартал), «О чем рассказывает музыка?» (второй квартал), «Как рассказывает музыка?» (третий квартал).

          Эта последовательность тем может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий: от настроений, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов, средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ. При этом каждый раз беседу следует начинать с определения характера произведения в целом (или его частей).

           Основа содержания музыки – выражение настроений, чувств. Важно дать детям понять, что изображая какие – либо конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания. Шум ветра может быть передан в музыке ласковым, нежным, а может быть грозным, сметающим все на своем пути. Даже отдельное звукоподражание, например мяуканье котенка, в музыке всегда эмоционально окрашено: может быть жалобным и веселым, игривым.

           Необходимо заострить внимание на очень важном моменте: дети с достаточной  легкостью различают отдельные выразительные средства музыки – определяют темп (быстрая, медленная), динамику (тихая, громкая), регистр (высокий, низкий, средний). Но этого мало. Важна не просто констатация выразительных средств, а выявление их роли в создании музыкального образа. Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не словами, а звуками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и задачи музыкального воспитания детей

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания,  она  обладает   большой   силой   эмоционального   воздействия, воспитывает чувства ч...

Значение музыкального воспитания детей

Роль музыки в процессе воспитания дошкольников....

Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация....

«Значение театрализованной деятельности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

laquo;Значение театрализованной деятельности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» Подготовила муз. руководитель: Урюпина Г.А....