Консультация "Творческие игры детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа) на тему

Консультация для родителей на

Составила: Кудряшова Валентина Михайловна

Тему: «Творческие игры для детей 4 – 5 лет».


 

Консультация для родителей на

Составила: Кудряшова Валентина Михайловна

Тему: «Творческие игры для детей 4 – 5 лет».



 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_igry_dlya_detey_4_-_5_let.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №17»

 Нижнекамского муниципального района

Республике Татарстан








Консультация для родителей на

Тему: «Творческие игры для детей 4 – 5 лет».






























Р. Татарстан

Г. Нижнекамск

        В возрасте 4 – 5 лет увеличивается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близкими (синонимы), употребляют обобщающие слова.

К 5 – 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000 – 2500.

        Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок.

        Однако некоторые дети неправильно согласовывают существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; неправильно употребляют существительные в родительном падеже множественного числа.

        Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типичная и обратная замена звуков (шапка – сапка, жук – шук).

        У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л»), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов.

        Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты.

        В усвоении грамматического строя происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать название предметов с прилагательными в роде, числе, и падеже, ориентироваться на окончание слов (красный шар, красное платье, красная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около) и т.д.

        Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.

        Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка.        

        У них формируется осознание своих произносительных умений.

        С учетом психических и физических особенностей и строится работа в средней группе по обучению элементам грамоты и развитию фонематического слуха, с тем чтобы недостатки устранить, если они имеются, и подготовить ребенка к следующему этапу обучения – развитию звуко - буквенного анализа.

        Чтобы у детей речь становилась связной, последовательной, выразительной предлагаем с детьми по развитию речи использовать вот такие творческие, развивающие дидактические игры.

        Вот эти игры.

        Кто больше слов скажет.

        Учить называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание детей не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

        Воспитатель показывает картинку с изображением белочки и предлагает детям рассказать: какая белочка, что она умеет делать, какой у нее характер. Тем самым воспитатель дает большой простор для подбора слов разных частей речи и названия не только внешних черт (белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она взбирается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи).

                Аналогично воспитатель может дать задания рассказать про других зверят: зайчика, лисенка, ежика и т.д.

        Кто заблудился.

        Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

        Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц). Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька). Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол). Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный).

        - Закончите предложения: «Если зайчик потерялся, мы… (поможем ему найти свой дом). Если уколол лапку, мы… (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим)».

        Какие бывают иголки.

        Дать представление о многозначном слове «игла», упражнять в подборе однокоренные слова; учить согласовывать существительные м прилагательные в роде, числе, падеже.

        

        Воспитатель загадывает детям загадку:

        Отгадать какое слово есть у каждого портного?

        Это слово вместо шубы ежик носит на спине.

        Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.

                                                                                (Игла).

        - Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские). Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие).

        - Какой иглой мы шьем, вышиваем? (Швейной). Что шьют швейной иголкой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол).

        - Есть у ежика и елки очень колкие иголки, в остальном на елку еж совершенно не похож. Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Чтобы защищаться). От кого еж защищается?

        Вспомните стихотворение Б. Заходера про ежа:

        Что ж ты, еж, такой колючий?

        Это я на всякий случай.

        Знаешь, кто мои соседи?

        Волки, лисы и медведи.

        - Ответьте на мои вопросы? «Можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в иголку ежа?».

        - Закончите предложения: «Ты ежа лучше не трогай, потому что он… (колючий). Лиса потрогала ежа и… (укололась)». «У папы – ежа иголки длинные и толстые, а у детей – ежат… (короткие и тонкие).» «Иглы на елки еловые, а на сосне… (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?».

        - Придумайте рассказ о девочке, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

        Кого можно гладить.

        Познакомить с многозначным глаголом «гладить».

        Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка). А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку). Как одним словом все это назвать? (Одежда).

        Глажу платье утюгом,

        А кота и кошку,

Что гуляют под окном,

        Глажу я ладошкой.

        - Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку). У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки.., у дивана..?

        Шишка.

        Познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».

        Воспитатель читает стихотворение:

        Что растет на елке?

        Шишки да иголки.

        Если мы растем на ели,

        Мы на месте, мы при деле,

        А на лбах у ребятишек

        Никому не нужно шишек.

        - О каких шишках говорится в начале стихотворения и о каких в конце?

        Подберите к слову «шишка» складные слова (малышка, мышка, мишка,…). Вспомните стихотворение про мишку («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет»).

        - О ком и чем эти загадки?

        Рыжая, пушистая,

        На сосну взбирается,

        Шишками кидается.

                                (Белка).

        Белка – шалунья сидела на елке,

        Бросила шишку прямо на волка.

        Ох, какая она шалунишка!

        У волка на лбу сразу выросла…

                                        (Шишка).

        - Давайте составим рассказ о белочке, которая встретила волка. Сначала скажите, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая). А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый). Я начну рассказывать, а вы заканчивайте. Как – то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла… (на высокую сосну). А на сосне шишек… (много, видимо – невидимо). Только сорвала первую шишку… (увидела волка). Но белочка… (не испугалась). Она бросила… (шишку прямо на волка). На лбу у него… (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

        Ручка – ножка.

        Познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».

        Отгадайте загадку: « Одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, - ручку подает». (Дверная ручка).

        - У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.

        - Закончите предложения: « Ручка нужна, чтобы…». «За ручку можно…».

        - А какие предметы мы называем словом «ножка». Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.

        Как сказать по – другому?

        Учить заменять многозначные слова в словосочетаниях.

        Скажите по – другому: «Часы идут (ходят, …). Мальчик идет (шагает, …). Снег идет (падает, …). Поезд идет (едет, мчится). Весна идет (наступает, …). Пароход идет (плывет, …)».

        - Закончите предложения: « Мальчик пошел … Девочка ушла … Люди вышли… Я пришел … Саша идет медленно, а Вова идет … Можно сказать, что он не идет, а …».

        - Отгадайте загадку, нарисуйте отгадку.

        Стучат, стучат не велят скучать.

        Идут – идут, а все тут да тут.

                                                (Часы).

        В гостях у лесника. 

        Упражнять в подборе однокоренных слов; побуждать к составлению творческого рассказа.

        Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной). К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка (Лесная). Лесная тропинка узкая, а дорога…? (широкая). Деревья в лесу высокие, кусты… (низкие). Вот речка голубая, а ручеек… (мелкий).

        - Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

        - Отгадайте мою загадку: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается».

        Дети отгадывают загадку. Белка обращается к детям: «Опишите меня, чтобы было понятно, какая я и что умею делать». Если у детей возникают затруднения, воспитатель помогает связками: «Шубка у тебя…; на ушах…; хвостик у тебя…; ты умеешь…; и очень любишь…». Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Дети называют другие действия: прыгает, спрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

         Воспитатель предлагает детям составить рассказ о том, как они встретили белку, и зарисовать встречу с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

        Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается детям в естественной разговорной форме: «Давайте подумаем сначала, как белочка встретилась с зайчиком? Какими словами можно сказать о них по – другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик). Что с ними случилось дальше? Чем закончились их приключения.

        Кто это ползет.

        Учить подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание.

        Отгадайте загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом везет?»

        Дети отгадывают загадку, рассматривают улитку, обращают внимание на домик и рожки.

        Воспитатель загадывает вторую загадку: «Глаза на рогах, а домик на спине».

        - В каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет? Послушайте стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом»:

        Воробей живет под крышей,

        В теплой норке – домик мыши,

        У лягушки дом в пруду,

        Домик пеночки в саду.

        Эй, цыпленок, где твой дом?

        Он у мамы под крылом.

        - Может ли улитка выползти из своего домика? Почему? Быстро или медленно ползет улитка? Она увидела ребят и сказала: «Я так тихо мчалась, так медленно неслась». Можно так сказать? Как правильно?

          Улитка загадывает детям лесные загадки: «Колючая, маленькая – это ежик или елочка? Пушистая, маленькая – это зайчик или белочка?». Затем обращается к детям: «Теперь вы опишите меня и расскажите, какая я, что у меня есть, какую песенку про меня поют дети».

        Составление сказки «Приключение Маши в лесу».

        Учить составлять сказки.

        

        Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще дети и взрослые ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять).

        - Что с Машей могло случиться? (Заблудилась, встретила кого – то).

        Этот прием предотвращения появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты развития сказки.

Литература:

        Развитие речи и творчества дошкольников.

О.С.Ушакова.

        Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет.

Е.В.Колесникова.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности  дошкольников в условиях семьи....

Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...

Совместное мероприятие для детей и родителей "Играют дети – играем вместе!"

Материал поможет привлечь родителей к участию в воспитании и обучении детей 4-5 лет через активное с ними взаимодействие....

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности...

Конспект организации и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе , роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Конспект организации  и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе ,  роль игры в развитии детей дошкольного возраста»....