Консультация "Творческие игры детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа) на тему
Консультация для родителей на
Составила: Кудряшова Валентина Михайловна |
Тему: «Творческие игры для детей 4 – 5 лет».
Консультация для родителей на
Составила: Кудряшова Валентина Михайловна |
Тему: «Творческие игры для детей 4 – 5 лет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_igry_dlya_detey_4_-_5_let.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №17»
Нижнекамского муниципального района
Республике Татарстан
Консультация для родителей на
Тему: «Творческие игры для детей 4 – 5 лет».
Р. Татарстан
Г. Нижнекамск
В возрасте 4 – 5 лет увеличивается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близкими (синонимы), употребляют обобщающие слова.
К 5 – 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000 – 2500.
Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок.
Однако некоторые дети неправильно согласовывают существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; неправильно употребляют существительные в родительном падеже множественного числа.
Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типичная и обратная замена звуков (шапка – сапка, жук – шук).
У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л»), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов.
Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты.
В усвоении грамматического строя происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать название предметов с прилагательными в роде, числе, и падеже, ориентироваться на окончание слов (красный шар, красное платье, красная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около) и т.д.
Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.
Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка.
У них формируется осознание своих произносительных умений.
С учетом психических и физических особенностей и строится работа в средней группе по обучению элементам грамоты и развитию фонематического слуха, с тем чтобы недостатки устранить, если они имеются, и подготовить ребенка к следующему этапу обучения – развитию звуко - буквенного анализа.
Чтобы у детей речь становилась связной, последовательной, выразительной предлагаем с детьми по развитию речи использовать вот такие творческие, развивающие дидактические игры.
Вот эти игры.
Кто больше слов скажет.
Учить называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание детей не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Воспитатель показывает картинку с изображением белочки и предлагает детям рассказать: какая белочка, что она умеет делать, какой у нее характер. Тем самым воспитатель дает большой простор для подбора слов разных частей речи и названия не только внешних черт (белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она взбирается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи).
Аналогично воспитатель может дать задания рассказать про других зверят: зайчика, лисенка, ежика и т.д.
Кто заблудился.
Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц). Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька). Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол). Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный).
- Закончите предложения: «Если зайчик потерялся, мы… (поможем ему найти свой дом). Если уколол лапку, мы… (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим)».
Какие бывают иголки.
Дать представление о многозначном слове «игла», упражнять в подборе однокоренные слова; учить согласовывать существительные м прилагательные в роде, числе, падеже.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Отгадать какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.
(Игла).
- Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские). Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие).
- Какой иглой мы шьем, вышиваем? (Швейной). Что шьют швейной иголкой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол).
- Есть у ежика и елки очень колкие иголки, в остальном на елку еж совершенно не похож. Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Чтобы защищаться). От кого еж защищается?
Вспомните стихотворение Б. Заходера про ежа:
Что ж ты, еж, такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
- Ответьте на мои вопросы? «Можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в иголку ежа?».
- Закончите предложения: «Ты ежа лучше не трогай, потому что он… (колючий). Лиса потрогала ежа и… (укололась)». «У папы – ежа иголки длинные и толстые, а у детей – ежат… (короткие и тонкие).» «Иглы на елки еловые, а на сосне… (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?».
- Придумайте рассказ о девочке, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.
Кого можно гладить.
Познакомить с многозначным глаголом «гладить».
Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка). А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку). Как одним словом все это назвать? (Одежда).
Глажу платье утюгом,
А кота и кошку,
Что гуляют под окном,
Глажу я ладошкой.
- Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку). У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки.., у дивана..?
Шишка.
Познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».
Воспитатель читает стихотворение:
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.
- О каких шишках говорится в начале стихотворения и о каких в конце?
Подберите к слову «шишка» складные слова (малышка, мышка, мишка,…). Вспомните стихотворение про мишку («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет»).
- О ком и чем эти загадки?
Рыжая, пушистая,
На сосну взбирается,
Шишками кидается.
(Белка).
Белка – шалунья сидела на елке,
Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла…
(Шишка).
- Давайте составим рассказ о белочке, которая встретила волка. Сначала скажите, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая). А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый). Я начну рассказывать, а вы заканчивайте. Как – то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла… (на высокую сосну). А на сосне шишек… (много, видимо – невидимо). Только сорвала первую шишку… (увидела волка). Но белочка… (не испугалась). Она бросила… (шишку прямо на волка). На лбу у него… (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.
Ручка – ножка.
Познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».
Отгадайте загадку: « Одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, - ручку подает». (Дверная ручка).
- У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.
- Закончите предложения: « Ручка нужна, чтобы…». «За ручку можно…».
- А какие предметы мы называем словом «ножка». Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.
Как сказать по – другому?
Учить заменять многозначные слова в словосочетаниях.
Скажите по – другому: «Часы идут (ходят, …). Мальчик идет (шагает, …). Снег идет (падает, …). Поезд идет (едет, мчится). Весна идет (наступает, …). Пароход идет (плывет, …)».
- Закончите предложения: « Мальчик пошел … Девочка ушла … Люди вышли… Я пришел … Саша идет медленно, а Вова идет … Можно сказать, что он не идет, а …».
- Отгадайте загадку, нарисуйте отгадку.
Стучат, стучат не велят скучать.
Идут – идут, а все тут да тут.
(Часы).
В гостях у лесника.
Упражнять в подборе однокоренных слов; побуждать к составлению творческого рассказа.
Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной). К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка (Лесная). Лесная тропинка узкая, а дорога…? (широкая). Деревья в лесу высокие, кусты… (низкие). Вот речка голубая, а ручеек… (мелкий).
- Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?
- Отгадайте мою загадку: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается».
Дети отгадывают загадку. Белка обращается к детям: «Опишите меня, чтобы было понятно, какая я и что умею делать». Если у детей возникают затруднения, воспитатель помогает связками: «Шубка у тебя…; на ушах…; хвостик у тебя…; ты умеешь…; и очень любишь…». Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Дети называют другие действия: прыгает, спрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
Воспитатель предлагает детям составить рассказ о том, как они встретили белку, и зарисовать встречу с белкой, чтобы потом рассказать леснику.
Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается детям в естественной разговорной форме: «Давайте подумаем сначала, как белочка встретилась с зайчиком? Какими словами можно сказать о них по – другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик). Что с ними случилось дальше? Чем закончились их приключения.
Кто это ползет.
Учить подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание.
Отгадайте загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом везет?»
Дети отгадывают загадку, рассматривают улитку, обращают внимание на домик и рожки.
Воспитатель загадывает вторую загадку: «Глаза на рогах, а домик на спине».
- В каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет? Послушайте стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом»:
Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
Домик пеночки в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
Он у мамы под крылом.
- Может ли улитка выползти из своего домика? Почему? Быстро или медленно ползет улитка? Она увидела ребят и сказала: «Я так тихо мчалась, так медленно неслась». Можно так сказать? Как правильно?
Улитка загадывает детям лесные загадки: «Колючая, маленькая – это ежик или елочка? Пушистая, маленькая – это зайчик или белочка?». Затем обращается к детям: «Теперь вы опишите меня и расскажите, какая я, что у меня есть, какую песенку про меня поют дети».
Составление сказки «Приключение Маши в лесу».
Учить составлять сказки.
Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще дети и взрослые ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять).
- Что с Машей могло случиться? (Заблудилась, встретила кого – то).
Этот прием предотвращения появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты развития сказки.
Литература:
Развитие речи и творчества дошкольников.
О.С.Ушакова.
Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет.
Е.В.Колесникова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....
Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...
Совместное мероприятие для детей и родителей "Играют дети – играем вместе!"
Материал поможет привлечь родителей к участию в воспитании и обучении детей 4-5 лет через активное с ними взаимодействие....
Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности...
Конспект организации и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе , роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
Конспект организации и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе , роль игры в развитии детей дошкольного возраста»....
Родительского собрания в средней группе Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
quot;Играю дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"...