Игра - дело серьёзное
консультация (старшая группа) по теме

Шибанова Наталья Владимировна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_delo_seryoznoe.docx83.17 КБ

Предварительный просмотр:

"Игра - дело серьёзное"

1. Издавна детей воспитывали так, чтобы они в игровой форме готовились ко взрослой жизни. Сейчас же произошло смешение всего: взрослые с помощью различных игр пытаются вернуться в детство, т. е. уйти от действительности и ответственности. Так же на сегодняшний день рынок завален так называемыми « антиигрушками » : всем известными куклами «Барби», монстрами с ужасающими выражениями лиц, … Поэтому данная тема актуальна как никогда. Наши современные мальчики и девочки , те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития , на самом деле разучиваются играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов всего мира. Что бы вы сказали , если бы птицы всего мира перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки летать? Изменилось качество, сама суть игры: она стала какой- то невесёлой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому, которая не прерывалась даже во время войн, и это привело к кризису игровой культуры. Качество игр стремительно падает. Всё больше примитивных игровых форм- шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и всё чаще переходящих в озорство и даже хулиганство : забавы с огнём, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушительство и т. п…Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа.

Проведённое недавно в детских садах психологические исследования показали, что в ответ на вопрос « Во что ты любишь играть?» 5% детей 4-6лет вообще не смогли назвать ни одной игры, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры назвали игрушки (типа машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали.

Современный ребёнок живёт в мире , на первый взгляд , гораздо более ярком и разнообразном , чем его сверстник 200, 100 и даже 30 лет назад. Яркие обложки книг, журналов, школьных учебников, цветные рекламные щиты на улице, а дома- фломастеры и карандаши, разноцветная одежда, невообразимая  пестрота игрушек самых разных форм и назначений, экран телевизора,  монитор компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. Мы все и наши дети живём в мире бесконечно вариативном, заполненном до отказа разнообразными и недолговечными предметами : одноразовая посуда, бельё, упаковка….А игрушки покупаются чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Дети живут в мире постоянно меняющихся красок, форм, мелькания картинок, предметов, лиц. И психика ребёнка с этим не справляется : деформируется восприятие цвета

и звука, запаха и прикосновения, деформируются и представления о добре и зле.

Посредством всей этой сенсорной агрессии окружающей ребёнка среды нарушена стабильность и устойчивость оснований мира , дающая маленькому человеку психологическую уверенность в том , что мир прочен, надёжен, а значит безопасен.

У ребёнка – обладателя целого игрушечного магазина – нет радости от приобретения новых игрушек. Зачастую нет радости от игрушек вообще. К сожалению,  в жизни наших детей вообще мало радости….Почему?

Помните, как в наше детство обстояло дело с игрушками – если они ломались, мы не торопились их выкидывать – чинили, берегли, они нам были дороги. Сегодня сформировано иное отношение к вещам и к игрушкам в частности.

К сожалению, хорошо покупаемая игрушка- та, что нравится взрослым . Несмотря на то, что она меньше всего подходит для детской игры. Во многих нынешних детских игрушках детское -только то, что они маленькие. Полезная игрушка должна оставлять возможность для самостоятельного творчества ребёнка. Однако, в противоположность этому, современные игрушки ,чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысла» сюжета. Ребенок, окруженный пластмассовыми куклами Барби, Бэтмэнами, Человеками-пауками , киборгами и трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями инокультурного мира. Если же ребёнок с детства окружен и подавлен представителями кукольной «нечистой силы» , то способность к вере , состраданию , сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована и ,быть может, навсегда.

Полезная игрушка та, что решает собой благородную воспитательную задачу- учить детей добру и красоте, мудрости и  радости.

Нужно быть внимательными  при выборе игрушек для детей. Не забывать про традиционные русские игры, игрушки – игры с мячом, с платком, с надувными шарами, с обручем, с кубиками,  с конструктором, старинные русские забавы с игрушками, игры на воде, на снегу, с ветром и игрушки из бумаги.

Мы, взрослые, это не только мама, папа, бабушка, милиционер, учитель, врач, дворник. Это телеэкран и компьютер, вывески на улице  и метро, радио, книги и игрушки. Культура-это «совокупный Взрослый», до которого ребенку еще надо дотянуться, докарабкаться по «наклонной плоскости» человеческих отношений. Игрушка и антиигрушка как нельзя более четко определяют направления выбора современной цивилизации. Поэтому поиграем вместе с детьми. А также потрудимся, поучим и поучимся у наших малышей терпению и прощению обид, любознательности и незлобию,  простоте, искренности и радости.

2. Подробнее остановимся на таком праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру.

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание.  Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.

Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.

Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры...

Нужно изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

3.  Классификация игр дошкольников:

- Сюжетно-ролевые:

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа(герои войны, космические полеты и т. д.)

• Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач:

- Театрализованные: разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

- Режиссёрские -  в них ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

- Строительно – конструктивные игры: отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

- Подвижные: дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

- Дидактические: содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

4. У старших дошкольников присутствуют все вышеперечисленные виды игр, а также:

Игры на развитие восприятия:  восприятие формы: «Узнай предмет на ощупь»,  восприятие цвета:  «Подбери пару по цвету» ,   восприятие времени,  восприятие пространства: «Найди игрушку»,  восприятие величины.

Игры на развитие памяти: развивающие игры "Кукловод",  "Пуговица",  "Сложи узор", "Фотоаппараты",  «Расскажи и покажи».

Игры на развитие внимания: «На стол! Под стол! Стучать!», "Топ-хлоп", «Перепутанные линии»,  «Где что?»,  «Зеркало», «Пальчик».

Игры на развитие воображения: «Закорючки», «Несуществующее животное», «Оживление предметов», «Дорисуй картинку», «Имитация действий»

Игры на развитие мышления: «Бывает - не бывает», «Угадай по описанию», «Что будет, если…», «Неоднозначные ответы».

Следует отметить, что старшие дошкольники используют в играх мелкие игрушки, предметы-заместители, макеты, модули игрового пространства, ширмы, образно-символический материал  и т.д.

5.  Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие. Прежде всего, педагогу необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру.

Самыми интересными для детей являются игрушки-самоделки. Ценность игрушек-самоделок возрастает, когда дети вместе со взрослым, под его руководством включаются в процесс изготовления самодельных игрушек. Это развивает их самостоятельность, воспитывает желание трудиться. Оказывая детям помощь в организации игры с игрушкой-самоделкой, нельзя подавлять их инициативу, навязывать свои идеи. Необходимо разумно сочетать контроль с предоставлением свободы и самостоятельности.

Для игры детям в первую очередь нужны куклы, изображающие взрослых людей разных профессий или персонажей из известных сказок. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру “кукольная” мебель, посуда, мягкие игрушки, изображающие животных, разнообразные транспортные средства: автобус, самолет, пароход, легковой и грузовой автомобили. Интересными представляются вязаные и сшитые их ткани куклы.

6.   "Выкладывание по контуру"
Цель: развивать точность движений. 
Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).
Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.

http://kladraz.ru/upload/blogs/8110_fc28bcdd7e0c25d842feba52d45986e3.jpg

"Упражнения с пинцетом"

Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: пинцет, мелкие пуговички, помпоны, несколько маленьких мисочек.
Как играем: раскладываем с помощью пинцета пуговички и помпоны по цвету в разные мисочки (формы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Игра - дело серьёзное"

Цели родительского собрания:1.Познакомить родителей с понятием игра, воспитание и развитие ребёнка через игру.2. Расширить представления родителей о том, как правильно организовать досуг детей в семья...

Проект "Туризм - дело серьёзное"

Проект "Туризм - дело серьёзное" расчитан на детей 6-7 лет, среднесрочный, познавательно - исследовательский....

Презентация проекта "Туризм - делом серьёзное" в подготовительной группе

В материале отражены все виды деятельности, которые проходились с детьми по проекту "Туризм - дело серьёзное"....

ИГРА - ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ

Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить (М. Горький)...

Родительское собрание "Игра - дело серьёзное"

Цель: Расширить знания родителей о роли игры в жизни дошкольника....

Собрание "Игра - дело серьёзное"

презентация собрания...

«Игра-дело серьёзное».

Планирование работы с детьми cредней группы в рамках познавательно-творческой проектной деятельности «Игрушки»....