Родительское собрание по адаптации "Мы идем в детский сад!"
консультация (младшая группа) на тему

Презентация и текст родительского собрания для родителей ясельной группы. Время проведения собрания - за 1-2 месяца до поступления в ДОУ (июнь-июль). Описывается сущность адаптации, факторы, причины тяжелой адаптации. Раскрывается система работы детского сада по сопровождению адапатции, а также способы подготовки ребенка к посещению ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание с родителями вновь поступающих детей

«Мы идем в детский сад!»

1. Чего ожидать?

Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни. Привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Даже самый здоровый ребёнок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы; где много совершенно незнакомых детей, некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться: они дают есть незнакомую еду из чужих тарелок, кладут спать в незнакомую кроватку и нет любимого зайца, с которым всегда засыпаешь дома...

Процесс адаптации, т.е. приспособления к новым условиям, протекает как на психологическом, так и на физиологическом уровнях. Поэтому он сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. 

Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

2. Факторы, влияющие на адаптацию

Обобщая имеющиеся в психологической науке и практике представления, можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению, и определить их основные показатели.

1 группа факторов: Особенности развития ребенка.

Показатели: возраст поступления в детский сад; состояние здоровья; характеристики познавательной сферы ребенка (уровень развития познавательных процессов и познавательной активности, обучаемость, сформированность ориентировочной основы действия и др.); индивидуально- психологические черты (психодинамические и личностные качества, уровень развития социальных эмоций); сформированность навыков общения со взрослыми и сверстниками.

2 группа факторов: Характеристики семейной ситуации. 

Показатели: положение ребенка в семье, привязанность ребенка к родителям; воспитательная позиция родителей; стиль детско-родительских отношений.

3 группа факторов: Социальная и педагогическая среда дошкольного учреждения.

Показатели: особенности педагогического процесса (содержание, формы, методы работы с детьми, индивидуализация образовательных и воспитательных стратегий, организация совместной работы с родителями); влияние педагога (стиль педагогического общения, личностные качества воспитателя); влияние сверстников (принятие в группе, характер общения, особенности игровых взаимоотношений детей).

3. Причины тяжелой адаптации

Причинами тяжёлой адаптации к детскому саду могут быть:

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;

2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек;

3. Неумение занять себя игрушкой;

4. Несформированность культурно-гигиенических навыков;

5. Отсутствие у ребёнка опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми;

6. Кризисный период развития. В 3 года адаптация к новым условиям протекает более тяжело и длительно.

7. Наличие отклонений в здоровье (со стороны неврологических и соматических статусов).

            Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Поэтому мы сейчас рассмотрим как подготовить ребенка к посещению детского сада, чтобы избежать большинства трудностей адаптации.

4. Как подготовить своего ребенка к поступлению в ДОУ?

  • Поменьше, чем обычно находитесь рядом с ребенком. Тогда он постепенно будет привыкать к тому, что вы не всегда будете рядом. На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин.
  • Расскажите о том, что такое детский сад, создайте положительное впечатление о нем. Первая информация от взрослых о детском дошкольном учреждении играет важную роль для ребёнка. Он пытается понять, почувствовать, что же его ждет. И очень важную роль играет отношение самих родителей к поступлению в д/с. Если ребенок видит, что мама нервничает по этому поводу, то скорее всего он тоже будет переживать и бояться. Важно преподнести поход в детский сад как радость, рассказать подробно о том, чем дети занимаются в саду, заинтересовать малыша.
  • Режим дня ребенка максимально приблизьте к режиму в саду (сон, еда).            Обратите внимание на режим ребёнка. За месяц,  хотя бы за 2 недели, он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа (уложить до этого всех кукол, медвежат, зайцев и т.д. спать).

      Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните         "кусочничество" между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита.

  • Приучите ребенка к горшку, самостоятельному приему пищи, одеванию. Важность достижения ребенком определенного уровня самостоятельности связана не только с облегчением процесса адаптации. Становление этих умений и навыков обеспечивает ребенку стабильное движение вперед по всем направлениям развития, эмоциональное благополучие, становится платформой для формирования всех необходимых новообразований на каждом возрастном этапе.
  • Расширьте круг общения ребенка. Чем больше друзей (детей и взрослых) появится у Вашего ребёнка, тем быстрее он привыкнет и к детскому саду. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими детьми. Называйте их в присутствии Вашего ребёнка по именам. Дома спрашивайте своего малыша о Лене, Саше, Серёже. Поощряйте обращения Вашего ребёнка за помощью к другим людям. Посещайте парки, детские площадки.
  • Научите его общаться со сверстниками. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои услуги, свои игрушки другим детям.
  • Разработайте совместно с ребенком ритуал прощания. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Старайтесь прощаться с ребенком быстро, чтобы у него не было возможности сильно расстроиться. Никогда не уходите незаметно для малыша! Это может спровоцировать страх и обиду. Лучшим вариантом является введение ритуала прощания (можно и приветствия) – поцелуй в щечку, объятия и др.
  • Занимайтесь закаливанием ребенка. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру.
  • Перестаньте нервничать сами и начните гордиться своим ребенком! Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребёнку, как ему повезло – он сможет ходить сюда. В присутствии малыша рассказывайте родным и знакомым об ожидаемом событии, о том, что Вы гордитесь тем, что его приняли в детский сад.

5. Система работы детского сада

В сентябре, в течение первых двух недель проводится постепенное заполнение групп (ведется прием 3-4 детей в неделю). Маленькие дети в начальный период адаптации проводят по 2-3 часа, возможно с мамой. В первые две-три недели сохраняются имеющиеся привычки детей. Так же проводятся игры психотерапевтической направленности в группах и на прогулках при непосредственном участии педагога- психолога, родителей и воспитателей. Такая совместная работа педагогов и родителей дает возможность предупредить нарушения адаптации и сохранить психологическое здоровье детей в дошкольном учреждении.

6. Вы можете получить консультации педагога-психолога по следующим темам:

- подготовка к поступлению в ДОУ;

- по ходу адаптации;

- при сложностях в адаптации;

- особенности психического развития детей;

- преодоление кризиса 3-х лет;

- другие вопросы и проблемы психологического характера.

Часы приема родителей: пн, пт с 16.00 до 17.00. Желательно заранее согласовывать время проведения консультации с психологом или воспитателем.

7. Вывод:  Сразу хочу заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку.

            Поддерживайте с детским садом тесные связи, регулярно беседуйте с воспитателями. Они  расскажут вам о вашем ребенке немало такого, чего вы не замечаете, и что вам будет полезно узнать. Часто дети ведут себя в детском саду иначе, чем дома, и здесь воспитатели помогут вам раскрыть и решить некоторые небольшие проблемы. Со своей стороны вы, беседуя с ними, можете помочь им лучше понять реакции ее маленького воспитанника.

            Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился непрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.

            Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью. Но и не забывайте, что детский сад - важный этап в жизни ребенка, когда он учится общению, поведению в коллективе, взаимодействию со сверстниками.      Пропускать этот этап крайне нежелательно: ведь тогда всеми необходимыми социальными навыками ребенку придется овладевать в школе.

Удачи вам и вашим детям в прохождении адаптационного периода!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы идем в детский сад! Подготовила: педагог-психолог МБДОУ № 251 Рыбакова Ю.А.

Слайд 2

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям Изменения в жизни ребенка создают стрессовую ситуацию, которая без сопровождения может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Чего ожидать?

Слайд 3

Факторы, влияющие на адаптацию Особенности развития ребенка Характеристики семейной ситуации Социальная и педагогическая среда ДОУ

Слайд 4

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада; 2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек; 4. Несформированность культурно-гигиенических навыков; 5. Отсутствие у ребёнка опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми; 6. Кризисный период развития . 7. Наличие отклонений в здоровье. Причины тяжелой адаптации к ДОУ

Слайд 5

Поменьше, чем обычно находитесь рядом с ребенком; Расскажите о том, что такое детский сад, создайте положительное впечатление о нем; Режим дня ребенка максимально приблизьте к режиму в саду (сон, еда); Приучите ребенка к горшку, самостоятельному приему пищи, одеванию; Как подготовить своего ребёнка к поступлению в ДОУ?

Слайд 6

Расширьте круг общения ребенка; Научите его общаться со сверстниками; Разработайте совместно с ребенком ритуал прощания; Занимайтесь закаливанием ребенка; Перестаньте нервничать сами и начните гордиться своим ребенком!

Слайд 7

Степени адаптации

Слайд 8

Система работы детского сада

Слайд 9

Подготовка к поступлению в ДОУ Особенности психич . развития детей По ходу адаптации Преодоление кризиса 3-х лет При сложностях в адаптации Другие вопросы психологического характера консультации педагога-психолога

Слайд 10

Удачи вам и вашим детям в прохождении адаптационного периода!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе детского сада Тема: «Наш детский сад, рад видеть Вас!»

Цель: Главной целью  родительского собрания является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду. Моделирование пер...

Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада  «Жизнь ребёнка в детском саду»

На нашем первом родительском собрании планировалось осветить пять главных вопросов:•1. Знакомство родителей с жизнью детей в группе детского сада;•2. Адаптационный период в детском саду...

Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»

Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»...

Выступление психолога на родительском собрании в средней группе Тема: «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

Аудитория: родители детей, посещающих среднюю возрастную группу детского сада.Цель: формировать у родителей умения выстраивать оптимальные детско-родительские отношения.Задачи:- познакомить родителей ...

Родительское собрание "Аукцион педагогических идей"

Повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста в домашних условиях...

Конспект родительского собрания на тему: "Формирование позитивных детско-родительских отношений"

Конспект родительского собрания на тему: "Формирование позитивных детско-родительских отношений".Цель: формирование навыков гармоничного, доверительного взаимодействия родителей и ...