Что же такое "потребность в достижении успеха"?!
консультация (младшая группа) на тему

Перевезенцева Ольга Владимировна

Этот материал поможет разобраться родителям в запутанных терминах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников потребности в достижении успеха.

         В период дошкольного детства мир, окружающий ребенка, требует от него все большей активности, подталкивает его к познанию и изучению нового. Детям необходимо адаптироваться к меняющимся условиям, к новым жизненным задачам. Большую роль в этом процессе играют взрослые, особенно родители. Верно организованный процесс воспитательного воздействия позволит ребенку избежать многих трудностей не только на данном возрастном этапе, но и в будущем. Мотивация достижений - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида стремиться к достижению значимых целей, новых результатов. Как известно, существует два основных мотива в структуре мотивации достижения, две линии поведения в ситуации достижения, а именно: стремление человека к достижению цели с учетом своих реальных возможностей и способностей; избегание неудач (человек сознательно выбирает слишком сложные нереальные цели или слишком простые, которые легко выполнить), иногда даже путем изменения конечной цели.

         Очень важно, какой мотив - ориентация на успех или избегание неудачи - будет доминировать в поведении ребенка, так как в дальнейшем это оказывает влияние на формирование учебной мотивации, на эффективность трудовой деятельности и т.д.

        Анализ теоретических взглядов и результатов наших экспериментальных исследований показал, что дети, ориентированные на избегание неудачи, имеют высокий уровень тревожности, недифференцированную самооценку, в ситуации достижения проявляют неуверенность в себе и своих возможностях, проявляют повышенную чувствительность к мнению взрослых и сверстников, потребность в постоянной поддержке и одобрении, склонны к частым переживаниям, стрессам - плодотворная почва для развития неврозов.

       Таким образом, психолог больше внимания должен уделять дошкольникам, ориентированным на избегание неудачи при достижениях, и их родителям. И данную коррекционную и (или) профилактическую работу целесообразно проводить по следующим направлениям:


1.
 Снятие тревожности и напряжения. Состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области лица, шеи, рук, живота и т.д. Поэтому эффективными являются упражнения на релаксацию мышц, дыхательные упражнения.


2. Повышение самооценки, самоуважения и самоуверенности. В литературе существует множество специальных упражнений.


3. Приобретение и закрепление новых навыков поведения, позволяющих добиваться успеха, владеть собой в травмирующих и проблемных ситуациях. Наиболее широкие возможности для этого предоставляет взрослым ролевая игра. Важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученные в игре опыт и уверенность при разрешении жизненных ситуаций.

       Очевидно, что быстрых результатов психокоррекционной работы ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением. К тому же стоит прислушаться к следующим психолого-педагогическим рекомендациям по коррекции особенностей семейной ситуации.


       Единообразие требований. Психологические исследования показывают, что одни из основных причин тревожности ребенка являются противоречивые требования и ожидания окружающих. Особенно часты расхождения взглядов родителей на процесс воспитания ребенка.

        Работа психолога может быть построена так, чтобы:

1) дать возможность высказать свою точку зрения каждой из противоборствующих сторон;

2) найти точки соприкосновения двух мнений;

3) начать реализовывать единство требований, исходя из совпадающих мнений;

4) стремиться к сближению позиций, возможно до полного слияния.


       Адекватность требований: важно, чтобы требования, предъявляемые ребенку, соответствовали его возможностям, а выбор увлечений принадлежал самому ребенку. Иначе принудительное участие в каких-либо мероприятиях, которые не привлекают ребенка, ставят его в ситуацию неизбежного успеха и усиливает внутреннее переживание неуверенности в своих силах.

   

        Предоставление самостоятельности: необходимо найти для ребенка социально значимый (или значимый для вашей семьи) вид деятельности и предоставить полную свободу ее реализации, что повысит уровень ответственности и уверенности в своих силах.


       Существует множество советов, рекомендаций, но в основе всего лежит эмоциональный комфорт и благоприятный психологический климат в семье, способствующий гармоничному развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме «Индивидуализация как способ достижения успеха каждым ребенком».

Обобщение опыта по теме «Индивидуализация как способ достижения успеха каждым ребенком».Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интере...

Тест - онлайн "Диагностика мотивации достижения успеха"

http://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/testy-detyam/motivacii/...

Мотивация к достижению успехов у детей раннего возраста.

Формирование  у детей раннего возраста мотива достижения успеха, является одной из главных задач актуального воспитания....

Психологическое здоровье воспитателей-важное средство достижения успеха в профессиональной деятельности

Будьте добрыми, если захотите;Будьте мудрыми, если сможете;Но здоровыми вы должны быть всегда.Конфуций...

«Экран достижений, как средство мотивации достижения успеха ребёнком дошкольного возраста»

laquo;Методическая разработка наглядного пособия по созданию успеха для каждого ребенка в условиях предметно-пространственной среды»...

Теоретическое исследование проблемы формирования мотивации достижения успеха у студентов в учебно-профессиональной деятельности

в этой статье рассматривается исследование проблемы формирования мотивации достижения успеха у студентов. Изложены мнение различных авторовк пониманию мотивации достижения успеха.Ключевые слова: мотив...