Доклад типы родительской любви
материал на тему

ТЛЕХУЧ ЗУРЕТ ШАМСУДИНОВНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tipy_rod._lyubvi.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 5 «Родничок»»  

Доклад на тему:

 «Типы родительской любви».

                                                                                                                                             Выполнила работу:

                                                                                                                 педагог-психолог

                                                                                                       МБДОУ №5 «Родничок»

                                                                                                                      Тлехуч З.Ш.

                                                                                                     

Типы родительской любви.

Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института.  Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм), причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А. Рое, М. Сегелман, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпатия — антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком. Термин «привязанность» используется для обозначения отношения ребенка к родителю.                                                                                                В континууме значений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного до открыто негативного полюса. Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность «несмотря ни на что»). Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе родителей. Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка).    В этом случае любовь родителя ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований.    

Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви — достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности. Амбивалентное эмоциональное отношение    к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности   и любви). Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя. Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку). Открытое эмоциональное отвержение ребенка.                                                   А.С. Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальную типологию любви родительской. Напомним, что тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпатия - антипатия; уважение - презрение и близость — дальность.
Причины нарушений родительской любви изучены еще недостаточно, однако некоторые из них можно назвать:                                                                                                                                                            
Типы родительской любви (по А.С. Спиваковской).                                       Тип любви\отвержения

Характеристики любви/отвержения

Родительское поведение

Родительское кредо

1. Действенная любовь.

Симпатия, уважение, близость.

Принятие ребенка; внимание и интерес, уважение его прав и обязанностей; сотрудничество и готовность прийти ему на помощь                                                                                                                                         «Я люблю моего ребенка таким, какой он есть, он самый лучший».            

2. Отстраненная любовь.                                                                                           Симпатия, уважение, дистантность.                                                                Принятие ребенка; недостаток внимания и заботы; гипопротекция; низкий уровень кооперации и помощи.                                                                            «У меня прекрасный ребенок, но я очень занят.                                                3. Действенная жалость.                                                                                     Симпатия, неуважение, близость.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Принятие ребенка; недоверие к нему; излишняя опека и потворствование.                                                                                                 «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но это мой ребенок       и я люблю его».                                                                                                                     4. Снисходительное отстранение.                                                              Симпатия, неуважение, дистантность,                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Принятие ребенка; отстраненность; гипопротекция, оправдание неблагополучия болезнью ребенка, плохой наследственностью.                 «Нельзя винить моего ребенка в том, что он такой, — есть объективные причины».                                                                                                                                              5. Отвержение.                                                                                                          Антипатия, неуважение, дистантность.                                                                                                                                                                                                  Отвержение ребенка; ограничение общения, игнорирование; гипопротекция, граничащая с безнадзорностью.                                             «Не люблю своего ребенка и не хочу иметь с ним дела!».                                   6. Презрение.                                                                                                             Антипатия, неуважение, близость.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Отвержение ребенка; тотальный контроль, применение наказаний, отсутствие поощрений, преобладание в родительской воспитательной системе запретов.                                                                                                     «Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так плох».                                  7. Преследование.                                                                                      Антипатия, уважение, близость.                                                                                                                                                                                                          Отвержение ребенка; доминирующая гиперпротекция, жестокое обращение, тотальный контроль.                                                                      

«Мой ребенок — негодяй, и я докажу это!».                                                                                8. Отказ                                                                                                                           Антипатия, неуважение, дистантность.                                                               Отвержение ребенка; гипопротекция и безнадзорность, попустительство, игнорирование.                                                                                    «Я не хочу иметь дело с этим негодяем!».                                                     Фрустрация жизненно важных потребностей родителя в связи с воспитанием ребенка. Депривация может охватывать достаточно широкий спектр потребностей, субъективная значимость которых во многом определяется степенью личностной зрелости родителя: потребность в сне и отдыхе; в безопасности; в общении с друзьями; личные достижения, карьера, профессиональный рост. В этом случае психологическая помощь должна быть направлена на поиск способа удовлетворения жизненно важных потребностей родителя при сохранении им полноценной функции ухода за ребенком и его воспитания, а также на развитие ценностно-смысловой сферы родителя. Личностные особенности родителя (инфантильность, акцентуации характера, невротический тип личности, неадекватный   тип привязанности самого родителя, эмоциональные расстройства). Здесь требуется индивидуальное психологическое консультирование, а в случае необходимости и психотерапия. Примером разрушающего влияния на психическое развитие ребенка может служить так называемая «шизофреногенная мать», обнаруживающая в отношениях с ребенком холодность, эмоциональную дистантность и отвержение, недостаток уважения и признания ребенка; ее поведение характеризуется властностью, деспотичностью, низкой эмпатией. Матери, переживающие депрессию, также склонны к отвержению ребенка. Характерным стилем воспитания в этом случае становится либо гипоопека, переходящая в безнадзорность, либо тотальный контроль, в котором актуализация чувства вины и стыда у ребенка становится основным методом воспитательного воздействия. Индивидуально-типологические особенности ребенка — «трудный

темперамент», чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнимательность, импульсивность, — опосредующие формирование родительского отношения. Обнаружено, что родители склонны воспринимать детей с более сильным темпераментом как более зрелых. Важное значение для формирования эмоционального отношения родителя к ребенку имеет степень соответствия их темпераментов. Если темперамент ребенка противоположен родительскому, это может восприниматься родителем как негативная характеристика его личности или признак инфантильности и незрелости. Например, порывистость и импульсивность ребенка, противоположная сдержанности и неторопливости родителя, воспринимается последним как проявление слабости ребенка.                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы родительской любви

материал для ознакомления родителей с типами  родительской любви...

Консультация "Типы родительской любви"

Консультация для родителей...

"Типы родительской любви".

Презентация -"Типы родительской любви"....

«Типы родительской любви»

Консультация для педагогов:«Типы родительской любви»...

Консультация "Типы родительской любви"

Консультация "Типы родительской любви"для педагогов и родителей....

Типы родительской любви

Возможность проверить, какая она, Ваша любовь...

Типы родительской любви

Чувства отношения ребенка и родителей — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Нужда в родительской любви—поистине жизненно необходимая потребность маленького человеч...