Доклад типы родительской любви
материал на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 5 «Родничок»»
Доклад на тему:
«Типы родительской любви».
Выполнила работу:
педагог-психолог
МБДОУ №5 «Родничок»
Тлехуч З.Ш.
Типы родительской любви.
Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм), причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А. Рое, М. Сегелман, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпатия — антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком. Термин «привязанность» используется для обозначения отношения ребенка к родителю. В континууме значений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного до открыто негативного полюса. Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность «несмотря ни на что»). Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе родителей. Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь родителя ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований.
Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви — достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности. Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви). Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя. Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку). Открытое эмоциональное отвержение ребенка. А.С. Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальную типологию любви родительской. Напомним, что тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпатия - антипатия; уважение - презрение и близость — дальность.
Причины нарушений родительской любви изучены еще недостаточно, однако некоторые из них можно назвать: Типы родительской любви (по А.С. Спиваковской). Тип любви\отвержения
Характеристики любви/отвержения
Родительское поведение
Родительское кредо
1. Действенная любовь.
Симпатия, уважение, близость.
Принятие ребенка; внимание и интерес, уважение его прав и обязанностей; сотрудничество и готовность прийти ему на помощь «Я люблю моего ребенка таким, какой он есть, он самый лучший».
2. Отстраненная любовь. Симпатия, уважение, дистантность. Принятие ребенка; недостаток внимания и заботы; гипопротекция; низкий уровень кооперации и помощи. «У меня прекрасный ребенок, но я очень занят. 3. Действенная жалость. Симпатия, неуважение, близость. Принятие ребенка; недоверие к нему; излишняя опека и потворствование. «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но это мой ребенок и я люблю его». 4. Снисходительное отстранение. Симпатия, неуважение, дистантность, Принятие ребенка; отстраненность; гипопротекция, оправдание неблагополучия болезнью ребенка, плохой наследственностью. «Нельзя винить моего ребенка в том, что он такой, — есть объективные причины». 5. Отвержение. Антипатия, неуважение, дистантность. Отвержение ребенка; ограничение общения, игнорирование; гипопротекция, граничащая с безнадзорностью. «Не люблю своего ребенка и не хочу иметь с ним дела!». 6. Презрение. Антипатия, неуважение, близость. Отвержение ребенка; тотальный контроль, применение наказаний, отсутствие поощрений, преобладание в родительской воспитательной системе запретов. «Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так плох». 7. Преследование. Антипатия, уважение, близость. Отвержение ребенка; доминирующая гиперпротекция, жестокое обращение, тотальный контроль.
«Мой ребенок — негодяй, и я докажу это!». 8. Отказ Антипатия, неуважение, дистантность. Отвержение ребенка; гипопротекция и безнадзорность, попустительство, игнорирование. «Я не хочу иметь дело с этим негодяем!». Фрустрация жизненно важных потребностей родителя в связи с воспитанием ребенка. Депривация может охватывать достаточно широкий спектр потребностей, субъективная значимость которых во многом определяется степенью личностной зрелости родителя: потребность в сне и отдыхе; в безопасности; в общении с друзьями; личные достижения, карьера, профессиональный рост. В этом случае психологическая помощь должна быть направлена на поиск способа удовлетворения жизненно важных потребностей родителя при сохранении им полноценной функции ухода за ребенком и его воспитания, а также на развитие ценностно-смысловой сферы родителя. Личностные особенности родителя (инфантильность, акцентуации характера, невротический тип личности, неадекватный тип привязанности самого родителя, эмоциональные расстройства). Здесь требуется индивидуальное психологическое консультирование, а в случае необходимости и психотерапия. Примером разрушающего влияния на психическое развитие ребенка может служить так называемая «шизофреногенная мать», обнаруживающая в отношениях с ребенком холодность, эмоциональную дистантность и отвержение, недостаток уважения и признания ребенка; ее поведение характеризуется властностью, деспотичностью, низкой эмпатией. Матери, переживающие депрессию, также склонны к отвержению ребенка. Характерным стилем воспитания в этом случае становится либо гипоопека, переходящая в безнадзорность, либо тотальный контроль, в котором актуализация чувства вины и стыда у ребенка становится основным методом воспитательного воздействия. Индивидуально-типологические особенности ребенка — «трудный
темперамент», чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнимательность, импульсивность, — опосредующие формирование родительского отношения. Обнаружено, что родители склонны воспринимать детей с более сильным темпераментом как более зрелых. Важное значение для формирования эмоционального отношения родителя к ребенку имеет степень соответствия их темпераментов. Если темперамент ребенка противоположен родительскому, это может восприниматься родителем как негативная характеристика его личности или признак инфантильности и незрелости. Например, порывистость и импульсивность ребенка, противоположная сдержанности и неторопливости родителя, воспринимается последним как проявление слабости ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы родительской любви
материал для ознакомления родителей с типами родительской любви...
Консультация "Типы родительской любви"
Консультация для родителей...
"Типы родительской любви".
Презентация -"Типы родительской любви"....
«Типы родительской любви»
Консультация для педагогов:«Типы родительской любви»...
Консультация "Типы родительской любви"
Консультация "Типы родительской любви"для педагогов и родителей....
Типы родительской любви
Возможность проверить, какая она, Ваша любовь...
Типы родительской любви
Чувства отношения ребенка и родителей — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Нужда в родительской любви—поистине жизненно необходимая потребность маленького человеч...