Методы работы с родителями
материал по теме
Ведущая идея системы работы педагогического коллектива ДОУ с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Ведущая идея реализуется на основе и с учетом поставленных задач по организации совместной деятельности родителей и дошкольного учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.
Среди основных задач организации совместной работы нашего ДОУ и родителей можно выделить следующие:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении ДОУ (совет ДОУ, родительские комитеты).
Направления содержательной деятельности с родителями:
- Изучение семей воспитанников:
пополнение Банка педагогических данных о родителях дошкольников (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);
диагностика потребностей родителей в воспитательных услугах ДОУ диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в группах;
пропаганда успешного опыта семейного воспитания дошкольников;
психологическое тестирование родителей;
индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на родительских собраниях;
родительские собрания; “Психологический комфорт в семье и группе — условие успешной познавательной деятельности”, “Педагоги и родители — одна семья”, “О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми”, “Коммуникационные особенности в общении с детьми ”, “Как ликвидировать конфликт с ребенком?”.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей:
встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности дошкольников”. “Здоровый образ жизни: диагностика и профилактика детских заболеваний”;
встречи Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией ДОУ, воспитателями;
встреча психологом.
- Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников:
конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, семейные альбомы;
мероприятия: “Вместе весело шагать”;
конференция “Круг семейного чтения”;
концерты для родителей по итогам учебного года;
выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”;
совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;
- Проведение открытых мероприятий для родителей;
конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”;
организация благоустройства и озеленения детских площадок;
ремонт и оформление групп.
- Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
организация деятельности Родительского комитета;
беседы с воспитателями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;
обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.
- Повышение педагогической культуры родителей:
знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
изучение закономерностей развития ребенка;
содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;
- Пропаганда здорового образа жизни в семье:
родительские практикумы по закаливанию;
практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;
организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;
организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;
семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;
клуб любителей семейных путешествий;
совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
- Повышение правовой культуры родителей:
изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
изучение Закона РФ “Об образовании”;
Участие родителей в жизни группы и ДОУ становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к дошкольному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.
Наметившаяся тенденция к выявлению новых потребностей семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях ДОУ является опорой для развития образовательного процесса в группах, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей позволяет активно привлекать их к развитию системы педагогического процесса
Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, т.е. родители становятся активными участниками педпроцесса.
Методы работы с родителями:
наблюдение;
индивидуальные беседы;
тестирование;
анкетирование;
диагностика;
анализ детских рисунков и рассказов о семье;
метод коллективно-творческой деятельности.
Формы работы с родителями
- Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
· Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
· Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
· Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
- Родительские конференции (общесадовские, групповые) имеют огромное значение в системе воспитательной работы ДОУ. Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов, воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
· Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
· Открытые НОД (цель – ознакомление родителей с новыми программами и методикой воспитания, требованиями воспитателями. Такие занятия позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебно-воспитательной деятельности).
· Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия воспитателя с семьей. Готовясь к консультации, определяются ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и воспитателем.
· Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
Общесадиковские родительские собрания – проводятся один в год.
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о ДОУ, основными направлениями, задачами работы.
Такие родительские собрания, как правило, носит характер отчета работы ДОУ за определенный период времени или же знакомит коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Групповые родительские собрания – проводятся три раза в год.
Цель: обсуждение задач воспитательной работы группы, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и ДОУ, рассмотрение актуальных воспитательно-педагогических проблем.
· Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Педагогам и родителям на заметку
Если:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы работы с родителями в группе раннего возраста
Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего ...
Методы работы с родителями в группе раннего возраста
Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего ...
Реализация интерактивных методов работы с родителями. Опыт работы.
Чтобы родители стали активными участниками образовательного процесса, в своей работе воспитатель должен применять интерактивные методы....
Консультация для воспитателей Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению дошкольников.
Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.Родителям н...
Презентация «Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)» Инновационные методы работы с родителями
Использование разнообразных инновационные формы работы с родителями.К ним относятся:ØИнформационно-аналитическиеанкетированиеопрос“почтовый ящик”ØНаглядно-информационныевыпуск газетп...
Организация работы с родителями в группах раннего возраста. Виды и методы работы с родителями в 2017-2018 уч.год
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия ДОУ с смьей воспитанников....