Методы работы с родителями
материал по теме

Насекина Анастасия Сергеевна

Ведущая идея системы работы педагогического коллектива ДОУ с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Ведущая идея реализуется на основе и с учетом поставленных задач по организации совместной деятельности родителей и дошкольного  учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.

Среди основных задач организации совместной работы нашего ДОУ и родителей можно выделить следующие:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении ДОУ (совет ДОУ, родительские комитеты).

Направления содержательной деятельности с родителями:

 - Изучение семей воспитанников:

пополнение Банка педагогических данных о родителях  дошкольников (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

диагностика потребностей родителей в воспитательных услугах ДОУ диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в группах;

пропаганда успешного опыта семейного воспитания дошкольников;

психологическое тестирование родителей; 

индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на родительских собраниях;

родительские собрания; “Психологический комфорт в семье и группе — условие успешной познавательной деятельности”, “Педагоги и родители — одна семья”, “О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми”, “Коммуникационные особенности в общении с детьми ”, “Как ликвидировать конфликт с ребенком?”.

 - Психолого-педагогическое просвещение родителей:

встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности дошкольников”. “Здоровый образ жизни: диагностика и профилактика детских заболеваний”;

встречи Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией ДОУ, воспитателями;

встреча  психологом.

 - Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников:

конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, семейные альбомы;

мероприятия: “Вместе весело шагать”;

конференция “Круг семейного чтения”;

 концерты для  родителей  по итогам учебного года;

выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”;

совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;

 - Проведение открытых мероприятий для родителей;

конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”;

организация благоустройства и озеленения детских площадок;

ремонт и оформление групп.

 - Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

организация деятельности Родительского комитета;

беседы с воспитателями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;

обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.

- Повышение педагогической культуры родителей:

знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

изучение закономерностей развития ребенка;

содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;

 - Пропаганда здорового образа жизни в семье:

родительские практикумы по закаливанию;

практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;

организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;

организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;

семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;

клуб любителей семейных путешествий;

совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.

 - Повышение правовой культуры родителей:

изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

изучение Конвенции ООН о правах ребенка;

изучение Закона РФ “Об образовании”;

Участие родителей в жизни группы и ДОУ  становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к дошкольному  учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Наметившаяся тенденция к выявлению новых потребностей семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях ДОУ является опорой для развития образовательного процесса в группах, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей  позволяет активно привлекать их к развитию системы педагогического процесса

Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, т.е. родители становятся активными участниками педпроцесса.

Методы работы с родителями:

наблюдение;

индивидуальные беседы;

тестирование;

анкетирование;

диагностика;

анализ детских рисунков и рассказов о семье;

метод коллективно-творческой деятельности.

Формы работы с родителями

 - Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

· Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

· Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

· Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

- Родительские конференции (общесадовские, групповые) имеют огромное значение в системе воспитательной работы ДОУ. Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов,  воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

· Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

· Открытые НОД (цель – ознакомление родителей с новыми программами и методикой  воспитания, требованиями  воспитателями. Такие занятия  позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебно-воспитательной  деятельности).

· Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия воспитателя   с семьей. Готовясь к консультации, определяются ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и воспитателем.

· Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

Общесадиковские родительские собрания – проводятся один  в год.

Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о ДОУ, основными направлениями, задачами  работы.

Такие родительские собрания, как правило,  носит характер отчета работы ДОУ за определенный период времени или же знакомит коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Групповые  родительские собрания – проводятся три  раза в год.

Цель: обсуждение задач воспитательной работы группы, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и ДОУ, рассмотрение актуальных воспитательно-педагогических проблем.

· Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

 

Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы работы с родителями в группе раннего возраста

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего ...

Методы работы с родителями в группе раннего возраста

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего ...

Реализация интерактивных методов работы с родителями. Опыт работы.

Чтобы родители стали активными участниками образовательного процесса, в своей работе воспитатель должен применять интерактивные методы....

Консультация для воспитателей Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению дошкольников.

Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.Родителям н...

Презентация «Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)» Инновационные методы работы с родителями

Использование  разнообразных инновационные формы работы с родителями.К ним относятся:ØИнформационно-аналитическиеанкетированиеопрос“почтовый ящик”ØНаглядно-информационныевыпуск газетп...

Организация работы с родителями в группах раннего возраста. Виды и методы работы с родителями в 2017-2018 уч.год

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия ДОУ с смьей воспитанников....