Как приобщить ребёнка к порядку
консультация на тему

Лискина Наталья Владимировна

Картинки по запросу картинки беспорядка

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как приобщить ребенка к домашним делам? 
 

Приучить, научить, заставить, обязать .... нет именно приобщать ребенка к выполнению домашних дел. Приобщить значит "Дать возможность включиться в какую-нибудь  деятельность, сделать участником чего-либо". 

Генеральную уборку 
Мама объявила. 
Только, что это такое, 
Объяснить забыла.
 
 

Одним из самых частых запросов от родителей является - как приучить ребенка собирать свои игрушки? Как заставить ребенка помогать мне по дому? Давайте разбираться на примере самых частых вопросов и ситуаций. 

- Когда начинать приучать к уборке и вообще к домашним делам? 

Сразу внесем ясность: приучать - делать привычным, заставлять привыкнуть. Приучать можно к горшку, кошку к лотку. С домашними делами и уборкой так не получится. Нужно приобщать - дать возможность включиться в деятельность - уборку, готовку, сделать участником процесса. Какой ребенок лезет и все любопытно рассматривает, все хочет попробовать сделать? Правильно, ребенок в возрасте 1,5-3 лет. Это сензитивный период ( период особой восприим­чивости детей к тем или иным способам, видам деятельности) для включение в домашние дела. Ребенок этого возраста с легкостью помогает родителям. Например, пылесосить, подметать, месить тесто, смешивать продукты та и многое другое. Ребенком движет интерес к исследованию мира, своих возможностей и совместной деятельности. Что же на этом этапе идет не так? Почему ребенок взрослея не хочет помогать родителям? Ответ прост - ребенок хочет помочь, но его чаще все отстраняют со словами: ты маленький еще, потом поможешь ( когда это потом наступит никто не говорит, да и не знает); осторожно здесь горячее/холодное, острое колючее (мир страшный, сам не справлюсь); не мешай, мне еще много дел нужно сделать, иди поиграй пока; за тобой потом переделывать, лучше сразу сама сделаю. 
Это некоторые из фраз, которые слышит ребенок. Вам бы захотелось потом что-либо делать, помогать, прилагать усилия??? Вот и ребенку также. 

 

 

Родители маленьких детей дайте им возможность помогать Вам. Примеры взаимодействия: 

ü  ребенок может "пылесосить" в комнате, а вы пока быстренько вытрите пыль - и ребенок доволен, и Вы работу сделали; 

ü  ребенок может помыть/ повытирать любимые игрушки (посудку, машинки). И игрушки чистые, и ребенок доволен; 

ü  на кухне часть заданий вполне может сделать и малыш ( выбросить мусор в ведро, мять тесто, перемешивать). 

Даже если ребенок плохо сделал, разлил что-то - помните установку, что он включается в деятельность, вы как родитель вводите его в мир. Родитель может помочь, исправить, доделать, главное не забывайте про похвалу, излишне не критикуйте. 

-Ребенок(5лет) отказывается что-либо делать по дому, воспринимает как наказание 

В подобных ситуациях нужно обращать внимание в первую очередь на родителей (все проживающие с ребенком взрослые), их отношение к домашним делам. Для примера сравните две позиции матерей: 

1 мама: "опять этот хлам в квартире, сколько я его буду убирать, у нас вечный бардак, сил уже нет...и т.д." 

2 мама: "м-да, опять намусорили, сейчас приберусь быстренько и опять будет чистота и порядок". 

Если мама воспринимает уборку как каторгу, обязаловку, рутину, то и ребенок рано или поздно будет так же думать. Из этого вполне понятно его возмущение: "чего на меня перелаживают свою работу, в чем я виноват". Так же и про другие виды домашних дел. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным. 

Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших. Родителям стоит пересмотреть свое отношение, откорректировать установки. 
 

-Ребенок (10лет) за полдня может навести порядок только на 1 книжной полке, та за это время можно.... 
Обратите внимание на темперамент ребенка. Спокойный флегматик устанет и начнет капризничать от быстрого темпа уборки(готовки). Зато он аккуратно может разложить вещи на полках. Холерик наоборот быстро покидает вещи в шкаф, ему будет скучно и неинтересно. Часто случаются конфликты при разных темпераментах. Например, мама - холерик торопит и подгоняет дочь-меланхолика. Учитывайте темпы работы и склонности Вашего ребенка. 
 

 

 

Общие рекомендации в приобщении к домашним делам: 

 

ü  Заинтересуйте деток с помощью игры, в процессе которой вы и наведете порядок. Можно устроить соревнования по уборке: кто лучше или кто быстрее; можно составить целый квест; 

ü  Ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться; 

ü  Не требуйте от ребенка того, что не делаете сами. Если в ваших вещах хаос, то ни один из вышеперечисленных методов не подействует! Начните с себя! 


В данной консультации мы рассмотрели лишь самые частые запросы, но каждый ребенок уникален и каждая семья неповторима. Поэтому разбираться и подбирать ключики в каждом случае лучше индивидуально, например в паре с психологом. 
 

 

Картинки по запросу картинки беспорядка

 

 

 

Психолог Лискина Наталья Владимировна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_priobshchit_rebyonka_k_poryadku.docx197.64 КБ

Предварительный просмотр:

Картинки по запросу картинки беспорядка

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как приобщить ребенка к домашним делам? 

Приучить, научить, заставить, обязать .... нет именно приобщать ребенка к выполнению домашних дел. Приобщить значит "Дать возможность включиться в какую-нибудь  деятельность, сделать участником чего-либо". 

Генеральную уборку 
Мама объявила. 
Только, что это такое, 
Объяснить забыла.
 

Одним из самых частых запросов от родителей является - как приучить ребенка собирать свои игрушки? Как заставить ребенка помогать мне по дому? Давайте разбираться на примере самых частых вопросов и ситуаций. 

- Когда начинать приучать к уборке и вообще к домашним делам?
 

Сразу внесем ясность: приучать - делать привычным, заставлять привыкнуть. Приучать можно к горшку, кошку к лотку. С домашними делами и уборкой так не получится. Нужно приобщать - дать возможность включиться в деятельность - уборку, готовку, сделать участником процесса. Какой ребенок лезет и все любопытно рассматривает, все хочет попробовать сделать? Правильно, ребенок в возрасте 1,5-3 лет. Это сензитивный период ( период особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности) для включение в домашние дела. Ребенок этого возраста с легкостью помогает родителям. Например, пылесосить, подметать, месить тесто, смешивать продукты та и многое другое. Ребенком движет интерес к исследованию мира, своих возможностей и совместной деятельности. Что же на этом этапе идет не так? Почему ребенок взрослея не хочет помогать родителям? Ответ прост - ребенок хочет помочь, но его чаще все отстраняют со словами: ты маленький еще, потом поможешь ( когда это потом наступит никто не говорит, да и не знает); осторожно здесь горячее/холодное, острое колючее (мир страшный, сам не справлюсь); не мешай, мне еще много дел нужно сделать, иди поиграй пока; за тобой потом переделывать, лучше сразу сама сделаю. 
Это некоторые из фраз, которые слышит ребенок. Вам бы захотелось потом что-либо делать, помогать, прилагать усилия??? Вот и ребенку также. 

Родители маленьких детей дайте им возможность помогать Вам. Примеры взаимодействия: 

  • ребенок может "пылесосить" в комнате, а вы пока быстренько вытрите пыль - и ребенок доволен, и Вы работу сделали; 
  • ребенок может помыть/ повытирать любимые игрушки (посудку, машинки). И игрушки чистые, и ребенок доволен; 
  • на кухне часть заданий вполне может сделать и малыш ( выбросить мусор в ведро, мять тесто, перемешивать). 

Даже если ребенок плохо сделал, разлил что-то - помните установку, что он включается в деятельность, вы как родитель вводите его в мир. Родитель может помочь, исправить, доделать, главное не забывайте про похвалу, излишне не критикуйте. 

-Ребенок(5лет) отказывается что-либо делать по дому, воспринимает как наказание 

В подобных ситуациях нужно обращать внимание в первую очередь на родителей (все проживающие с ребенком взрослые), их отношение к домашним делам. Для примера сравните две позиции матерей: 

1 мама: "опять этот хлам в квартире, сколько я его буду убирать, у нас вечный бардак, сил уже нет...и т.д." 

2 мама: "м-да, опять намусорили, сейчас приберусь быстренько и опять будет чистота и порядок". 

Если мама воспринимает уборку как каторгу, обязаловку, рутину, то и ребенок рано или поздно будет так же думать. Из этого вполне понятно его возмущение: "чего на меня перелаживают свою работу, в чем я виноват". Так же и про другие виды домашних дел. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным. 

Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших. Родителям стоит пересмотреть свое отношение, откорректировать установки. 

-Ребенок (10лет) за полдня может навести порядок только на 1 книжной полке, та за это время можно.... 
Обратите внимание на темперамент ребенка.
Спокойный флегматик устанет и начнет капризничать от быстрого темпа уборки(готовки). Зато он аккуратно может разложить вещи на полках. Холерик наоборот быстро покидает вещи в шкаф, ему будет скучно и неинтересно. Часто случаются конфликты при разных темпераментах. Например, мама - холерик торопит и подгоняет дочь-меланхолика. Учитывайте темпы работы и склонности Вашего ребенка. 

Общие рекомендации в приобщении к домашним делам: 

  • Заинтересуйте деток с помощью игры, в процессе которой вы и наведете порядок. Можно устроить соревнования по уборке: кто лучше или кто быстрее; можно составить целый квест; 
  • Ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться; 
  • Не требуйте от ребенка того, что не делаете сами. Если в ваших вещах хаос, то ни один из вышеперечисленных методов не подействует! Начните с себя! 


    В данной консультации мы рассмотрели лишь самые частые запросы, но каждый ребенок уникален и каждая семья неповторима. Поэтому разбираться и подбирать ключики в каждом случае лучше индивидуально, например в паре с психологом. 

Картинки по запросу картинки беспорядка

Психолог Лискина Наталья Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"когда и как следует приобщать ребёнка к миру прекрасного"

статья о том как помочь родителям приобщить ребёнка к миру прекрасного. в статье предлагаются игры по изобразительной деятельности, которые могут помочь родителям....

Консультация для родителей "Приобщаем ребёнка к изобразительному искусству»

Известный врач и педагог Е.А.Аркин писал: «основным и неисчерпаемым источником эстетических впечатлений является природа во всех ее чудесных превращениях и произведениях человеческого искусства»....

"Как приобщить ребёнка к чтению?"

Все дети любят слушать чтение взрослого: родителей, бабушки, дедушки. К сожалению, мы часто отмахиваемся от них – некогда. И напрасно. Ведь любовь к чтению начинается не со знания букв, а с интереса к...

Приобщайте ребёнка к искусству в семье.

Материал предназначен для родителей....

"Как приобщить ребёнка к чтению".Рекомендации для родителей.

Советы для родителей как знакомить детей с приобщеннии детей с младшей группы до подготовительной к чтению....

Памятка для родителей "Как приобщить ребёнка к труду"

В данной памятке описаны способы приучения ребёнка дошкольного возраста к труду....