Воспитание сенсорной культуры и развитие речи детей 2–3 лет
консультация (младшая группа) на тему

Королёва Галина Валерьевна

Возраст ребенка 2 - 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В этом возрасте он переходит от мимики, жестов и действий к речевому развитию. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний – становится язык. И наша с вами задача в области развития речи детей этого возраста помочь им в освоении разговорной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sensoriki.docx14.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Воспитание сенсорной культуры и развитие речи детей 2–3 лет»

Воспитатель МАДОУ-ЦРР-Д/С №17, г. Кропоткин: Королёва Г. В.

Возраст ребенка 2 - 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В этом возрасте он переходит от мимики, жестов и действий к речевому развитию. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний – становится язык. И наша с вами задача в области развития речи детей этого возраста помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающим, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Современный мир насыщен информацией и существенно отличается от того, который был раньше. Современным детям известно, что такое пазлы, компьютер, смартфон и многое другое. У них совершенно другие игрушки вместо Чебурашек и мишек – Барби, Покемоны, монстр Хай, Беби боны. Героев сказок С. Михалкова, Н. Носова и К. Чуковского потеснили герои зарубежных мультфильмов. Нам, взрослым, очень непросто, потому что мы сами воспитывались в других условиях. И нам, взрослым, приходится развиваться в предметной среде ребенка, чтобы понимать и общаться с ним.

Предметный мир многообразен и это влияет на развитие речи ребенка его интеллект и на правила и нормы общения. И обучающим он становится только через взаимодействие с ним. Наша задача - увидеть и преподнести, подать и раскрыть ребенку окружающий мир и научить смотреть, познавать и изучать. Некоторые родители ограничиваются покупкой множества дорогих игрушек думая что обеспечили этим развитие своего ребенка. Но ребенок должен попробовать себя в разных видах деятельности: пении, танце, рисовании, лепке, игре, спорте. Родители должны открыть ребенку мир предметов и отношений и вместе с ребенком должны развиваться, учиться, чтобы быть для своих детей интересными личностями.

У детей в этом возрасте наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, таких как восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе и т. п. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В этом возрасте воспитание сенсорного развития идет в области восприятия цвета, формы, величины и наша задача, как педагогов, а ваша как родителей создать все условия для формирования у детей представлений о сенсорных эталонах. Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей. Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. (сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием, различные пирамидки, бусы, шнуровки, кубики, конструкторы, мячи и многое другое)

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в повседневной жизни можно понаблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов и явлениями. (цветы, облака, овощи, фрукты, дома, листья деревьев, морозные узоры на окнах зимой)

Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если предложить послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев. Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Ребенок внимательно присматривается к действиям и поведению взрослых и подражает им.

К концу трех лет мы с вами вместе увидим результат: ребенок овладеет разнообразными действиями с предметами, научится различать их по форме, будет сравнивать по размеру. Вместе с этим повысится речевая активность (знание потешек, стихов, песенок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...

Мастер-класс "Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста"

Мастер-класс представляет собой описание и наглядное представление о возможных сенсорных играх для детей раннего возраста....

Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об ...

Использование сенсорных игр для развития речи детей

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые...

Влияние занятий физической культурой на развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Речь - один из важнейших психических процессов, отклонения в развитии которого затрцдняют общение ребёнка, может появиться замкнутость, неуверенность в себе, и как следствие, эти нарушения нередко пре...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников....

Статья: "Сенсорное воспитание, как основа для развития речи детей младшего возраста"

Одним из важнейших компонентов в развитии речи является сенсорное воспитание. Дети очень плохо разговаривают, потому что у них плохо развита мелкая моторика рук, они испытывают трудности в обучении.Се...