Речь ребёнка от 4 для 5 лет
статья (средняя группа) на тему
Социальное и эмоциональное развитие детей от 4-х до 5-ти лет
В возрасте от 4-х до 5-ти лет очень сильно обогащается эмоциональный мир ребенка.
- Он учится понимать чувства и потребности других людей, может чувствовать симпатию к другим людям и могут поделиться своими игрушками.
- Малыш иногда может проявлять ревность к родителям.
- В какой-то момент малыш вдруг осознает, что мир это не сказочная страна, в которой он герой. Он начинает осознавать реальность и свое несовершенство, и ему становится страшно. Ребенку нужно разъяснять какие события происходят в жизни и как ему следует поступать в разных ситуациях.
- Он также должен знать, что родители установили пределы его поведения и следят за его безопасностью.
- В этом возрасте ребенок заводит новых друзей.
- Развивается чувство юмора ребенка и он может смеяться над смешными ситуациями.
- У некоторых детей может появиться мнимый друг, которого они себе придумали. Это происходит обычно тогда, когда у ребенка нет друзей или ему не с кем играть. Это не является признаком проблем в области развития.
- Малыш уже сам может сходить в туалет, использовать туалетную бумагу по назначению и спустить воду.
Развитие мышления
В возрасте 4-х – 5-ти лет совершенствуется образное мышление ребенка. Он задает много вопросов об окружающем его мире. Иногда взрослые не знают, как ответить на детские вопросы, например, вопросы о смерти или поле.
Попробуйте отвечать на вопросы ребенка настолько просто и честно, как это возможно, не сообщая ему больше, чем он просит. Расскажите ребенку об убеждениях вашей семьи, помогите ему понять, что жизнь имеет различные стадии, что люди живут по-разному и имеют различные ценности, и это нормально. В этом возрасте ребенок как правило:
- понимает указание, в котором его просят сделать два- три действия одновременно, например, «Возьми стакан воды, отнеси его к папе, а затем положи стакан обратно на стол»
- может отсортировать объекты по размеру, по цвету или форме.
- может сравнить вес двух предметов и выбрать тот, который тяжелее.
- понимает значение слов » выше», «меньше» и «короче».
- иногда может скопировать свое имя.
- может нарисовать человека с головой, туловищем, ногами и руками, на лице которого глаза , рот, а иногда и уши.
- может рассказать разницу между утром и днем
- может называть цифры до 20-ти и начинает считать объекты, касаясь их
- хорошо держит карандаш
- вырезает по линии
- называет и показывает цвета
- если его научить, то к пяти годам ребенок знает свое имя, возраст и адрес
- к пяти годам знает квадрат, прямоугольник и треугольник и может скопировать прямоугольник.
Физическое развитие
К 5-ти годам малыш становится ловким, гибким, его движения теперь намного совершеннее и эстетичнее. Он может:
- легко подниматься и спускаться по ступенькам
- бросать, ловить и пинать мяч
- взбираться по лестницам и деревьям
- стоять на цыпочках, ходить и бегать на кончике ноги
- достаточно быстро бегать
- перепрыгивать небольшие объекты
- очень хорошо кататься на трехколесном велосипеде
- стоять на одной ноге в течение нескольких секунд, и даже прыгать на ней
- нанизывать на нить бисер
- сам себя раскачивать на качелях
- сам себя обслужить в туалете, но все еще не может быть сухим ночью.
Развитие речи
В возрасте 4-х – 5- ти лет словарный запас ребенка превышает 2000 слов. В нем появляются абстрактные понятия. Ребенок пытается понять, что значит счастье, справедливость, нежность и т.п. Он любит говорить и пытается понять, как устроен мир.
- в целом он говорит ясно, хотя все еще произносит не все звуки.
- задает вопросы «почему», «когда», «как» и спрашивает значения непонятных слов
- рассказывает длинные истории, которые могут быть частично правдивыми и частично придуманными
- говорит о том, что может случиться или что он хотел бы, чтобы произошло
Что ему нравится
- Шутки. Он будет смеяться и говорить глупости или глупые слова.
- Книги и рассказы с интересными рифмами и словами.
- Играть с другими детьми.
- Физическая деятельность.
Что вы можете сделать
Основное, что ожидают дети играя с родителями, это весело провести с ними время. Важно не превращать игру в «уроки».
- Поговорите с ребенком о том, что они делает, и где он был. Спросите его, что он сделал и что видел. Слушайте с интересом, когда он говорит вам и вступайте в разговор.
- Читайте книги для своего ребенка. Поговорите о том, что изображено на картинке.
- Играйте в лото.
- Дайте возможность ребенку научиться ездить на трехколесном велосипеде.
- Играйте в мяч, ходите в парк.
- Дайте ребенку пластилин и краски
- Хвалите и поощряйте малыша, когда он считается с другими, помогите ему думать о том, что чувствуют другие люди.
Основной момент, когда одновременно с обогащением активного словарного запаса ребенок овладевает и грамматическим строем языка. Он уже может общаться на отвлеченные темы с окружающими его людьми. И хотя его рассказ еще далек до логичного и связного, однако он уже понятен по смыслу. Речь ситуативна, предложения в основном простые. Задача взрослых учить ребенка строить полные и красивые предложения, описывать содержание сюжетных картинок, пересказывать сказки и рассказы, учить стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки.
Речь детей в данном возрасте заметно улучшается: дети начинают выговаривать звуки, которые до этого им с трудом давались. Дети правильно и осознанно называют предметы, явления. В их речи появляются слова различных частей речи, таких как прилагательные, предлоги и наречия. Однако имеющихся в запасе слов им обычно бывает мало, и они создают свои собственные слова – словоформы. У многих детей данное увлечение сохраняется и на первых порах обучения в школе. В этом нет ничего плохого, так как является очередным рывком в речевом развитии дошкольника. Благодаря этому, дети имеют возможность общаться на отвлеченные темы, рассказывать своими словами увиденное, услышанное, передавать свои эмоции и чувства. В их речи часто проскальзывает каламбур, то есть выражение, сказанное ребенком не поддается никакой логике, и тем более, нормам русского языка. Им трудно заметить ошибки в своем произношении, зато они слышат их у своих друзей. Это говорит о том, что фонетический слух развивается. В этот период происходит резкое деление детей на тех, кто хорошо произносит звуки и строит полные предложения, и тех, кто испытывает проблемы, как с произношением звуков, так и с грамматикой языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».
В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.
Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....
Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте. Три функции речи, этапы её генезиса
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, п...
Родителям о речи ребёнка. Что должен знать ребёнок к школе.
Консультация для родителей....
Роль семьи в развитии речи ребёнка. Как помочь своему ребёнку?
Взаимодействие психического, физичекого и интеллектуального воспитания детей для успешного освоения речи в дошкольном возрасте...
Взаимодействие специалистов детского сада, школы с семьёй ребёнка в комплексной коррекции речи ребёнка и его общем развитии
Артамонова С.Ю. учитель-логопед высшей квалификационной категории, лауреат премии мэра ГБДОУ №70 Кировского р-на, Санкт-ПетербургаСёмка Галина Юрьевна учитель-логопед высшей квалификационной кат...
Статья «Как обследовать речь ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В сборнике материалов на семинаре-практикуме «Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса» для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учре...